Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
«Вопрос энергоэффективности – острый»: Коробченко указал, как снизить затраты в экономике
Энергоемкость валового регионального продукта Татарстана в 2022 году снизилась на 1,6%. Расход энергии на выпуск продукции вырос меньше, чем объем производства. Как повышать энергоэффективность далее, обеспечивая технологический суверенитет, обсудили сегодня на заседании Правительства Татарстана.
«Вопрос энергоэффективности стоит особенно остро»
Заседание Правительства прошло на полях форума по энергетике и энергоресурсоэффективности, который открылся сегодня в «Казань Экспо». На нем озвучили итоги реализации Госпрограммы повышения энергоэффективности в 2022 году и обозначили задачи на текущий год. В заседании приняли участие Премьер-министр РТ Алексей Песошин и Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин.
Подключившийся онлайн замминистра энергетики России Павел Сорокин поблагодарил Татарстан за внимание, уделяемое энергетике в республике. Он подчеркнул, что «сегодня, когда мир сталкивается с большим количеством вызовов на энергетической арене, вопрос энергоэффективности – острый и внимание к этим вопросам должно возрасти».
Замминистра отметил, что с учетом природно-климатической специфики России: больших расстояний, низких температур – в энергосистеме неизбежны большие потери энергоресурсов. Но это – задел для повышения энергоэффективности. «Мы видим, что по сравнению с другими странами удельная энергоемкость у нас существенно выше, что сказывается на ресурсах, которые необходимо тратить на производство. Поэтому работа в этом направлении является одной из приоритетных задач», – заявил Сорокин.
Тем более что повышение энергоэффективности – это не только возможность улучшить показатели энергоемкости продукции, но и потенциально новая гигантская индустрия. Основными точками роста Сорокин назвал создание новых материалов, инновационных решений и цифровизацию.
«Повышение эффективности – это управление процессами, для которых нужно анализировать огромное количество данных. А для этого необходимы хорошие управленческие ИТ-системы. Поэтому данный процесс является комплексным, с большим количеством смежных положительных эффектов», – заключил замглавы Минэнерго РФ. При этом он подчеркнул, что прежде чем получится вывести тему энергоэффективности «в свободный полет», предстоит пройти большой путь.
О некоторых шагах по этому пути на заседании доложил глава Минпрома РТ Олег Коробченко. Оказалось, что по итогам 2022 года энергоемкость валового регионального продукта Татарстана снизилась на 1,6%, прежде всего, благодаря увеличению выпуска продукции (на 6%) при пропорционально меньшем росте потребления энергоресурсов (на 4,3%). При этом в промышленности (36% всех потребляемых энергоресурсов) этот показатель сократился на 1,5%, до 10 тонн условного топлива (т.у.т.) на 1 млн рублей произведенной продукции.
Правда, в разрезе отдельных отраслей ситуация не выглядит однозначной. Например, если в топливной сфере зафиксировано снижение на 4,3%, то в машиностроении и пищевой промышленности – рост на 6,3% и 16,8% соответственно. Зато в сельском хозяйстве Татарстана по итогам 2022 года случилось самое значительное снижение энергоемкости – на 36%, благодаря увеличению выпуска продукции и снижению энергопотребления. Однако на эту сферу приходится всего 2% первичных топливно-энергетических ресурсов. Тогда как самым крупным их потребителем остается сама же энергетика (54%).
«Первостепенное значение имеет модернизация»
Олег Коробченко напомнил, что по итогам 2022 года потребление электроэнергии в Татарстане превысило 33 млрд кВт⋅ч, что на 3,5% выше показателя 2021 года. А собственное производство с учетом выработки объектов распределенной генерации выросло за год на 4,7%, до 28,1 млрд кВт⋅ч. Другими словами, республика продолжает покрывать дисбаланс за счет перетоков из смежных энергосистем, поскольку внутри самого Татарстана «сохраняется дефицит конкурентоспособной электрической энергии, выработанной на станциях республики».
И это несмотря на то, что эффективность самой генерации растет. Так, по итогам 2022 года удельный расход топлива на отпуск электроэнергии в Татарстане составил 285 граммов условного топлива на кВт⋅ч, что ниже прошлогоднего значения на 2%. «Нам необходимо удержать заданные темпы», – заявил Коробченко. Он уточнил, что у всех электростанций республики «отмечается положительная динамика по снижению удельного расхода», кроме Заинской ГРЭС, которая сократила выработку, и Нижнекамской ТЭЦ-2 «Татнефти», которая, напротив, больше работала в конденсационном режиме.
«Наша задача – продолжить работу по модернизации энергомощностей для повышения конкурентоспособности станций на оптовом рынке», – заявил Коробченко. При этом известно, что у Татарстана возникли проблемы из-за санкций – была заморожена модернизация Заинской ГРЭС. «Однако эти вызовы становятся и точкой роста для наших производителей оборудования и технологий. Наша задача – обеспечение технологического суверенитета энергетики республики», – обозначил сверхцель на будущее Коробченко.
Реализовать ее будет непросто. По информации Минэнерго России, в генерации наибольшая доля импорта приходится на газовые турбины большой мощности. Основные иностранные производители этого оборудования – американская General Electric, немецкая Siemens и другие – с Россией работать отказались. А в Татарстане оборудование зарубежных производителей есть как на объектах розничной генерации, так и большой энергетики. Существует зависимость и от некоторых импортных материалов и комплектующих, признал Коробченко.
Свет в конце тоннеля, впрочем, вроде бы поблескивает. Так, первая отечественная турбина ГТЭ-170 производства концерна «Силовые машины» будет установлена «Татнефтью» на Нижнекамской ТЭЦ-2. Прилетевший на форум заместитель генерального директора концерна по теплоэнергетике Руслан Пахомов рассказал, что в перспективе «Силмаш» будет готов производить до восьми таких машин в год. Параллельно здесь дорабатывают турбины ГТЭ-65 и усиливают собственную импортонезависимость за счет углубления локализации деталей самой сложной, так называемой горячей части (камера сгорания и рабочие лопатки).
«Нам нужно понимать рынок на долгую перспективу, чтобы спланировать инвестиции и обеспечить ровную загрузку производства. Я уверен, что паросиловые установки на газе должны быть заменены на парогазовые. Это и экономия энергоресурсов, и развитие отечественного машиностроения», – откровенно рекламировал Пахомов свою продукцию. Впрочем, на заседании это встретили с пониманием.
«Правительством России принимаются антикризисные меры, идет освоение производства импортозамещающей продукции. По сервисному обслуживанию оборудования иностранных производителей определен механизм экономии ресурса импортных газовых турбин. Минпромторг России совместно с Минэнерго России разработали карту сервисного обслуживания и ремонта иностранного оборудования. Планомерно загружаются отечественные промышленные предприятия. В целом запас прочности нашей энергосистемы позволит обеспечить безопасное и надежное энергоснабжение», – резюмировал Олег Коробченко.
Напомним, модернизация Заинской ГРЭС и проект строительства ПГУ на Набережночелнинской ТЭЦ (обе станции принадлежат «Татэнерго»), как и проекты в рамках ДПМ на модернизацию «старых» ТЭС, были нацелены на замещение выбывающих мощностей. По факту из новых мощностей при фактическом сворачивании проектов в ветроэнергетике в Татарстане пока запланирован лишь запуск «мусоросжигательной» ТЭС на 55 МВт в Казани.
Впрочем, Сергей Павлушко, первый зампред правления «Системного оператора», считает, что вопросы по новым мощностям могут быть решены положительно и они появятся в планах по вводу генерации в Татарстане.
«Необходимо сокращать сетевую составляющую»
Кроме модернизации производственных объектов энергосистемы первостепенное значение имеет и ввод новых мощностей, в том числе за счет объемов ввода по распределенной генерации, отметил Коробченко. За счет запуска Лемаевской ПГУ-ТЭС мощностью 495 МВт на «Нижнекамснефтехиме» суммарная мощность таких объектов в Татарстане уже выросла в прошлом году до 835 МВт, или до 9,6% от установленной мощности всей энергосистемы. В этом году цифры должны были увеличиться до 1161 МВт и 14,2% соответственно, за счет запуска Лушниковской ПГУ-ТЭС на 311 МВт, которую СИБУР строит на «Казаньоргсинтезе». Но, как стало известно в феврале, с ее вводом возникли проблемы – из-за отказа немецкой Siemens участвовать в пусконаладке своего оборудования.
Как бы то ни было, строительство розничной генерации в таких масштабах сказывается на всей энергосистеме и в первую очередь больно бьет по сетевикам. Так, с вводом Лемаевской ПГУ-ТЭС объем передачи электроэнергии «Сетевой компанией» для «Нижнекамскнефтехима» рухнул на 53% (до 1,26 млрд кВт⋅ч, тогда как годом ранее было почти 2,7 млрд кВт⋅ч).
«При этом сетевая организация обязана постоянно поддерживать электросети для такого субъекта в надлежащем техническом состоянии, несмотря на длительное отсутствие электропотребления. Затраты на содержание сетей включаются в необходимую валовую выручку сетевой организации, что означает распределение этих расходов среди всех потребителей электроэнергии республики», – напомнил министр.
Это уже ощущается. Если для населения тарифы на электроэнергию регулируются государством и за счет перекрестного субсидирования удерживаются на низком уровне, то средневзвешенная цена для юридических лиц в 2022 году выросла на 10 копеек – до 4,25 рубля за кВт⋅ч. Впрочем, в структуре цены основная доля (в прошлом году – 63,8%) все равно приходится на покупку электроэнергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности (ОРЭМ). Но остальные ее составляющие подвластны Госкомитету по тарифам, в том числе сетевая надбавка – 33,6% и сбытовая – 2,4%. «Учитывая, что цена на энергоресурсы является ключевой в конкурентоспособности выпускаемой продукции, необходимо сокращать сетевую составляющую в цене на электроэнергию», – поставил задачу Коробченко.
Кроме ухода крупных потребителей актуален и вопрос завышенных заявок потребителей на мощности, которые затем не используются в полном объеме (находятся в резерве). Несмотря на это, сетевая организация опять же несет расходы для создания таких мощностей, которые вновь ложатся на всех потребителей.
«Вопрос поднят и на федеральном уровне. Разработан проект постановления Правительства России об оплате резервов мощности потребителями, в том числе имеющими собственные энергоустановки. Минэнерго России предложено отработать данный механизм в качестве пилотного проекта в Татарстане. Со своей стороны, мы готовы этот вопрос поддержать, так как наша задача – минимизировать последствия по стоимости электроэнергии для конечного потребителя», – заявил Коробченко.
Еще один ресурс – консолидация территориальных сетевых организаций (ТСО). Сейчас в Татарстане – 18 ТСО, включая самую крупную – «Сетевую компанию». По словам Олега Коробченко, в соответствии с изменениями законодательства в ближайшие три года за счет ужесточения критериев отнесения к ТСО количество таких организаций сократится: к 2024 году – на шесть, к 2025-му – еще на семь организаций. «В перспективе возможна деятельность по передаче электроэнергии в республике всего пяти сетевым организациям», с определением в качестве системообразующей “Сетевой компании”», – отметил министр. Минэнерго РФ уже разработан проект соответствующего постановления Правительства РФ.
Вопрос тем более актуален, что доля потерь в электросетях по итогам 2022 года выросла до 6%, или на 4,1% к итогам 2021 года. Для решения проблемы необходимо продолжать внедрение систем интеллектуального учета. Всего «Сетевой компанией» и «Татэнергосбытом» уже установлено 362 тыс. «умных» приборов учета, но это 18% от всей потребности. В то же время с точки зрения импортозамещения ситуацию в электросетевом хозяйстве Коробченко назвал «наиболее стабильной». Так, в «Сетевой компании» силовые трансформаторы отечественного производства на подстанциях 6-10 кВ уже составляют 96%, а на подстанциях 35-500 кВ – 74%. «В основном вопросы по импортозамещению для сетевых организаций решены», – отметил министр. Остались вопросы по зависимости от иностранного программного обеспечения, поэтому «с учетом ситуации прошу энергокомпании держать на особом контроле вопрос устойчивости информационных систем», отметил Коробченко.
Газомоторное топливо, электрозарядки и энергосервис
Другие направления повышения энергоэффективности, обозначенные Олегом Коробченко, давно известны и понятны. Во-первых, это использование природного газа в качестве газомоторного топлива. Всего в Татарстане сейчас эксплуатируется более 13 тыс. транспортных средств, работающих на компримированном газе (КПГ), в этом году их число должно вырасти на 2,5 тыс. (за прошлый год было переоборудовано на метан и приобретено более 1,7 тыс. единиц такого транспорта).
Активно строятся и автомобильные газонаполнительные станции (АГНКС) – в прошлом году было введено семь таких объектов, благодаря чему их общее число в республике выросло до 44 единиц. В этом году в планах – приступить к строительству не менее шести АГНКС. Параллельно ведется работа по созданию и развитию в республике рынка сжиженного природного газа. К двум криоАЗС, которые заработали в прошлом году, должно добавиться еще семь.
Во-вторых, Татарстан в прошлом году вошел в число пилотных регионов по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей: только «Сетевая компания» установила 95 «быстрых» станций мощностью 150 кВт. В этом году в планах – запустить еще 20 зарядок, к 2024 году доведя общее число таких объектов в республике до 194. По словам Олега Коробченко, в текущем году проект будет продолжен «с акцентом на федеральные и региональные дороги, чтобы обеспечить беспрепятственное передвижение электромобилей по всей территории республики».
Среди других задач – догазификация более 18 тыс. домовладений и повышение энергоэффективности в бюджетной сфере. Одним из механизмов для этого являются энергосервисные контракты. Например, в уличном освещении они позволяют ежегодно экономить порядка 70% от базового потребления. Между тем сегодня такие контракты заключены только в 27 районах. «В эту работу необходимо активнее включиться всем районам, особенно крупным городам, где данный механизм не используется», – заявил Коробченко.
По словам министра, в прошлом году по поручению Президента России Правительство РФ совместно с комиссиями Госсовета приступило к разработке новой государственной программы энергосбережения до 2035 года. Ожидается, что документ утвердят уже в этом году, «так как в настоящих условиях вопрос повышения своей конкурентоспособности за счет роста уровня энергоэффективности как никогда важен», подчеркнул министр.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»