news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Юбилеи//ВОЗВРАЩЕНИЕ К ГАРМОНИИ//2 мая, №16

Он все основы зодчества постиг,Он в тайны звезд пророчества проник, Он изучил законы Птоломея, Евклид смущался, спорить с ним не смея.Прежде, чем здания образ рисовал,Он тысячу рисунков создавал. Абдурахман Джами

Эти слова Великий суфий посвятил зодчему своего времени. С полным правом их можно отнести и к суфию современности, выдающемуся деятелю татарской науки и культуры, доктору архитектуры Митхату Сагадатдиновичу Булатову (1907-2004 гг.), которому в 2007 году исполняется 100 лет. Благотворительный Фонд «Архитектура и Космос» имени Митхата Булатова при поддержке Международной Академии архитектуры планирует в связи с этим проведение в Казани юбилейных мероприятий в апреле-мае 2007 года.

В Татарстане мало кто знает о заслугах Булатова в области архитектуры, науки и тюркской истории. В татарской диаспоре больше не было академиков архитектуры такого уровня, и поэтому он был внесен в Президентский список выдающихся татарских деятелей ХХ века. Академик М.Булатов был принят в Почетные члены Союза архитекторов РТ, а в 1997-2000 годы являлся консультантом при подготовке проекта мечети Кул Шариф в Казани.

Митхат Сагадатдинович посвятил жизнь изучению и активной популяризации знаний о происхождении, науке и культуре Тюркских народов. Список научных трудов и реализованных проектов Булатова содержит такое количество материала, которого хватило бы не на одну творчески наполненную жизнь.

Одна из последних работ академика «Тюркизмы в этнотопонимах Евразии» (1982-2002 гг.) посвящена поиску этнотопонимов, подтверждающих древнейшее происхождение тюркских языков, наряду с еврейским и индоиранскими языками. Следы древнетюркского языка обнаружены в нерасшифрованных доселе названиях местностей, географических и археологических объектов (датирующихся Х-ХV до н.э.), в наименованиях племен и именах их предводителей. И это территории, которые историки считали владениями исключительно Индоиранских народностей! Ряд последних открытий ученого доказывает существование следов тюркского языка в древнейший Постледниковый период(!), и ключ к расшифровке многих известных географических названий на обширнейшей территории нашего континента неожиданно нашелся в древнетюркском языке...

Не менее интересны открытия Булатова, связанные с наукой и культурой тюркских народов, переживших «Тюркский Ренессанс» (по определению академика) задолго до Эпохи Возрождения на Западе. А двухтомник «Космос и архитектура Турана–Туркестана. Тенгри–нома.» (1996-2000 гг.) проливает свет на истинное назначение нерасшифрованных построек древности, тесно связанное с космическими постоянными. Это «...…храмы-обсерватории с штатом жрецов-астрономов для составления календарей, которые играли решающую роль в регламентации сельскохозяйственных работ, для создания мореходных лоций и маршрутов для торговых караванов...… Дошедшие до нас сооружения древних архитекторов представляли собой глубоко осмысленную космограмму, которая применялась, как в объемном проектировании, так и в строительстве.» (Булатов М.С., 8-9.10.01, г. Ташкент). Ученый аргументировано доказывает, что тюркские народы издревле пользовались высокоточной геометрией, алгеброй и астрономией при строительстве сооружений, многие из которых стали огромными «инструментами» для наблюдений за светилами и звездами, предсказания затмений, природных и космических явлений, выявляя многолетние закономерности. Это ключ к разгадке многих найденных археологами построек на территории Азии и Латинской Америки. Новые открытия и гипотезы Булатова, представленные в его трудах способны «перевернуть» представления о древнейшей истории Евроазиатского континента.

Во все века зодчие, поэты и мыслители пытались найти «ключ» к гармонии и красоте. Поиски универсального модуля и «золотых» пропорций толкали ученых на написание трудов и трактатов об искусстве и науке, которые тогда не принято было разделять. Впрочем, раньше среди специалистов по истории архитектуры принято было считать, что в средневековой Средней Азии и на мусульманском Востоке и вовсе не было никакой архитектурной науки, что шедевры архитектуры Средней Азии появлялись спонтанно, в результате эмпирических знаний, передававшихся из поколения в поколение. И, только в результате досконального, многолетнего изучения первоисточников, исследования проблемы на стыке средневековых научных дисциплин и искусств: философии, эстетики, этики, музыки, геометрии, поэзии, истории архитектуры, а также изучения самих архитектурных памятников, было доказано существование на Востоке стройной теории о гармонии и красоте, которая и явилась предвестником Эпохи Возрождения на Западе. Главная заслуга в этом, а также в открытии нового археоастрономического метода в изучении памятников истории, выявлении закономерностей в построениях этих сооружений и сложных орнаментов принадлежит академику М.Булатову. Его книга «Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XV вв.» - безусловно выдающееся явление в архитектурной науке, о чем свидетельствует Золотая медаль и диплом лауреата Всемирного бьеннале по архитектуре «Интерарх-89», присужденные автору на форуме Международной Академии архитектуры в г. Софии в 1989 г., проходившем под девизом «Творчество и гармония». Президент МААМ, академик Е.Розанов так писал в свое время в отзыве на книгу Булатова: «Анализами обмерных чертежей памятников архитектуры выявлены искусные геометрические приемы построения архитектурной формы, которые представлены пропорциональными системами, основанными на: производных квадрата, равностороннего треугольника, двух квадратов, делении линии в среднем и крайнем отношении («Золотое сечение») и их производных...… Для доказательства гипотезы о том, что на средневековом Среднем и Ближнем Востоке существовала архитектурная наука, нужны были источники, подтверждающие это положение. Ими оказались: трактаты для зодчих, отдельные труды ученых-энциклопедистов: ал-Кинди, ал-Фараби, ал-Хорезми, «Братьев чистоты», ал-Бузджани, ал-Бируни, Ибн-Сино, Сабит ибн Кора, ал-Каши и др., а также трактат анонимного автора – «Введение (в учение) о подобных и соответственных фигурах» (Х в.)».

Академик М.Булатов не был, как это часто принято, «чистым теоретиком». Он был признанным творцом архитектурных произведений, которые стали «жемчужинами» в архитектуре Ташкента и других городов бывшего СССР. Он проработал 23 года на посту главного архитектора г. Ташкента (1939-1962 гг.), в самые трудные для страны военные и послевоенные годы, когда эвакуированные на юг заводы под открытым небом(!) должны были срочно выпускать продукцию – самолеты и другую военную технику. Сложнейшие задачи новой инфраструктуры города были блестяще решены, что подтвердило время. Самая красивая и по сегодняшний день в Ташкенте улица Навои, центральные парки и озера также выстроены по проектам Митхата Сагадатдиновича. Долгие годы руководства мастерской и Союзом архитекторов Узбекистана (1951-1961 гг.), десятки построенных объектов и выигранных конкурсов, также подтверждают признание его соратниками. В «письме-завещании» он скромно умалчивает о своих заслугах в практической деятельности, делая акцент на достижениях в области архитектурной науки, которые должны находить и находят своих последователей у нас и зарубежом (США, Канада, Европа).

Широта взглядов, уникальная память и высшая интеллигентность Митхата Сагадатдиновича делали его интереснейшим собеседником, готовым всегда поделиться багажом своих знаний с любым интересующимся этими вопросами человеком. Он любил повторять слова Абдаллаха ибн Тахира (830-844): «Науку следует предоставлять достойным и недостойным; наука сама сумеет позаботиться о себе, чтобы не остаться у недостойного».

Митхат Сагадатдинович стремился стать полезным и для Татарстана, особенно в последние годы жизни. А прожил он 97 лет! Невзирая на проблемы со здоровьем, он продолжал трудиться, предлагая новые идеи: «Мемориальный комплекс (культурологический центр) «Исламская культура против терроризма», «Детский парк Мира в дельте Волги» (2001-2004 гг.). Первое предложение Памятника воинам – защитникам Казани в виде открытой 4 сторонам света пирамиды, так же было представлено академиком М.Булатовым еще в 1997 году, что и послужило впоследствии толчком к проведению череды конкурсов, посвященных этой теме.

Дух новаторства, которым проникнута вся деятельность М.Булатова породил целые направления в изучении тайн красоты произведений зодчества, порой неуловимой и трудновыразимой словами, но ощутимой не только сердцем специалиста. Возможно, знание обширного наследия Тюркских народов послужит толчком к поиску новых средств выразительности в извечном стремлении к гармонии в архитектуре и искусстве. А впрочем, путь к совершенству в архитектуре также бесконечен, как путь к освобождению души.

Марат МАКСУДОВ,

архитектор

Комментарий социолога

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100