Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
«Хуже, чем в прошлом году, уже не будет»: авторынок России со дна вытащит Китай
Продажи легковых автомашин снизились вдвое в прошлом году после ухода иностранных производителей и сбоя с поставками комплектующих. Освободившуюся нишу заполняют китайские машины, на которые уже приходится почти 40% продаж. В какую сторону поедет авторынок России в 2023 году – в обзоре «Татар-информа».
Ни один сегмент не показал рост
Прошедший год был для авторынка провальным. Продажи всех транспортных средств в России сократились на 55% по сравнению с 2021 годом, причем ни один сегмент не показал рост, сообщил исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов на конференции, которую организовала компания.
Больше всего – на 59% – упали продажи легковых автомобилей, меньше всего – автобусов, 7%. В сегменте грузовых автомобилей реализация снизилась на 16%, легкого коммерческого транспорта – на 48%.
В целом в прошлом году на российском рынке было продано 626 тыс. автомобилей легковых автомобилей, легкого коммерческого транспорта – 75 тыс., грузовиков продали 84,2 тыс., а автобусов – 12,9 тыс. единиц.
«Мы видим – то, что меньше всего зависело от покупательной способности, претерпело наименьшее снижение», – отметил директор «Автостата» Сергей Целиков.
Около 20% всех новых автомобилей приобрели юридические лица и остальные 80% – физлица. «Доля по юридическим лицам в этом году выросла из-за необходимости обновления таксопарков и каршеринга», – сообщил он.
Всего в России в прошлом году число производителей легковых машин снизилось с 39 до 17. В нашей стране было выпущено лишь 448 тыс. легковушек – на 66% меньше, чем в 2021 году.
В топ-5 популярных моделей вошли две китайские
В легковом сегменте приоритет остался за отечественным производителем: 28% от всех продаж пришлось на автомобили LADА, еще 10,5% – автомобили Kia и 8,6% – Hyundai, по 6,5% – на Renault и Cherry.
К декабрю доля российских и китайских марок сравнялась – каждый занял долю в 37% от рынка.
«В течение года доля российских автомобилей доходила до 40%. Это связано с моментами, когда у китайских поставщиков возникали логистические проблемы. Однако доля китайских производителей в декабре выросла до 37%, хотя по некоторым месяцам не достигала и 30%», – заметил Удалов.
Самыми популярными моделями среди новых легковых автомобилей стали Lada Granta, Cherry Tiggo 7 Pro, Niva Travel, Niva Legend и Geely Coolray.
Средняя цена новой легковушки в прошлом году достигла 2,3 млн рублей – это на 17% больше, чем годом ранее. В денежном выражении рынок упал так же в 2 раза – 1,5 трлн рублей.
«Люди готовы покупать автомобили без гарантии из-за границы»
Импортировано в Россию было 29% автомобилей, еще 12% пришлось на условный, как обозначили организаторы – «параллельный импорт».
«Одной из самых интересных тем в прошлом году был “параллельный импорт”: люди готовы покупать автомобили без гарантии и привозить их из-за границы через посредников», – констатировала руководитель отдела маркетинга компании Татьяна Малыгина.
Всего в прошлом году в Россию импортировали 192 тыс. новых легковых авто, причем 28% из них пришлось на физлица и 72% – на юридические лица, в то время как в 2021-м на физические лица приходилось всего 2% от импортируемых новых авто.
«Наибольшее количество поступает, конечно же, из Китая – 64%. На втором месте Казахстан – 18,4%, и 3,8% – Беларусь», – добавил Удалов.
Поступление новых автомобилей из за границы снизилось на 19%, а вот число ввозимых иномарок с пробегом выросло почти вдвое – до 260 тыс.
Машины с пробегом чаще всего импортируют из Японии – 62,4%, Беларуси – 14,1% и Кореи – 7,2%. «Причем если раньше доля автомобилей из Японии была порядка 90%, то сейчас мы наблюдаем снижение», – отметил аналитик.
Объем рынка подержанных авто втрое больше, чем новых
«Рынок машин с пробегом в любые кризисы остается более стабильным, чем рынок новых авто. Этот год еще раз подтвердил эти слова», – заявил Сергей Удалов, переходя к вторичному рынку легковых машин.
Всего в 2022 году в России было куплено 4,9 млн подержанных легковушек, что на 19% меньше, чем годом ранее. «Если в предыдущие годы объемы рынков новых автомобилей и подержанных были примерно на одном уровне, то в прошлом году разница составила почти 3 раза», – отметил эксперт.
Средняя цена на вторичном рынке составила 900 тыс. рублей, а общая сумма всех сделок купли-продажи – 4,3 трлн рублей.
Продажи электромобилей выросли на треть
«Продажи электромобилей выросли на 33% и составили 3 тыс. единиц. Причем это все “чистые” машины, без гибридов и прочих», – сообщил Удалов.
Сергей Целиков добавил, что этот рынок будет и дальше расти, несмотря на кризисы, однако существует вероятность того, что этот вид транспорта может «загнуться».
«По "электричкам" все будет зависеть от Evolute и "Москвича". Если машины будут востребованы, то продажи увеличатся на тысячи единиц, а если "забуксуют", то рост тоже будет, но небольшим», – считает директор «Автостата».
Он отметил, что при одинаковых конструкциях машин электропривод увеличивает стоимость транспорта почти на 70%. Однако разницу помогает, хоть и не полностью, компенсировать субсидия на покупку такого авто.
«Стоит учитывать, что при низких температурах запас аккумулятора падает почти в два раза. Поэтому рынок “электричек” будет расти только при субсидировании покупки таких авто», – добавил Целиков.
Отметим, что в топ-5 электромобилей по популярности в России в 2022 году вошли Tesla, Porsche, Audi, Nissan и Jaguar.
Эксперты склоняются к оптимистичному прогнозу на 2023 год
Переходя к прогнозам на 2023 год, Сергей Удалов озвучил три наиболее реальных варианта: оптимистичный, базовый и пессимистичный.
По оптимистичным прогнозам, рынок автомобилей в этом году вырастет до 780 тыс. автомобилей, по базовым останется примерно на уровне прошлого года – 650 тыс., а по пессимистичным снизится до 550 тыс. единиц.
«Я считаю, что мой прогноз сверхоптимистичный. Я верю в то, что хуже, чем в прошлом году, быть уже не может. Поэтому моя ставка – 800 тыс. автомобилей в 2023 году», – сказал приглашенный эксперт, генеральный директор «Автохаба» Гаджи Курбанов. С ним согласились большинство участников конференции, называя цифры в пределах 800-820 тыс. автомобилей, которые поступят в продажу в этом году.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»