news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Вот он какой, рок над Волгой-матушкой!

Когда-то это было должно случиться. И, наконец! Наши российские фестивали грязи не боятся! Говорят, всю неделю в Самаре шли дожди. Наученный горьким опытом двух фестивалей «Нашествие» на Эммаусе и одного в Рязани, я прекрасно представлял, что может случиться. Но, честно говоря, оказалось все чуть получше.

Не земля, а чудо!

Если в Тверской области поле представляло из себя глиняную землю, слегка засеянную травой, то на «Красном пахаре» был хороший чернозем. То есть, грязь была, и визуально ее казалось много. При этом она была настолько черной, что даже Слава Бутусов признался позже, что такого за свою фестивальную жизнь никогда не видел. Однако, после того, как несколько тысяч человек проходили по одному тому же месту, быстро появлялись тропинки, по которым можно было спокойно перебраться. В Эммаусе все буквально катались на глине. И, учитывая холмистую местность, автомобили с музыкантами намертво застревали в колее. Кстати, многие местные жители, у кого есть огород, сильно невзлюбили «Нашествие». Поговаривают, что часть биотуалетов дождевым потоком просто смыло с территории фестиваля, и многие на своих участках вместо подрастающего урожая обнаружили… Ну, в общем, Россия.

Мне понравились слова министра культуры Самарской области Ольги Рыбаковой: «Мы не успевали готовиться к фесту. Вот вечером начнем приготовления, утром приезжаем – все сожрал чернозем!..»

Какая хорошая плодородная земля! Очень милая отмазка для осваивания государственных или спонсорских денег, если верить в теорию, что все власть имущие в России коррумпированы.

Вместо людей - коттеджи

Как ни пытали мы одного из организаторов феста Михаила Шурыгина по поводу бюджета, так он и не раскололся. Говорит, мол, из разных спонсорских источников, и в следующем году, мол, даже каким-то образом выйдем на самоокупаемость. Из губернского бюджета ни копейки выделено не было. Однако, по словам журналистов местной прессы, из государственного кармана на эти цели ушло 35 миллионов рублей. Но кто в этой ситуации привирает – мы не проверяли…

Кстати, в следующем году у феста начнутся брожения с площадкой. Сейчас планируется, что это будет некая зеленая зона, а возможно даже и с рекой между Самарой и Тольятти. Нынешняя земля принадлежит частным лицам, которые решили застроить территорию фестиваля новенькими жилыми дорогими коттеджами. Часть из которых уже появилась в этом году.

Губит людей не пиво, а отсутствие «толчка»…

Извечная проблема многих российских фестивалей - это нехватка биотуалетов. В Самаре пиво лилось рекой, стоило сносно – 60-70 рублей. А вот облегчиться в прямом смысле было негде. Парням-то хорошо, прислонились к забору – и ладно. Многие кстати, так и делали, полицейские реагировали на это спокойно. А как же девчатам?

Касается это и стоянки печально не открывающейся который год «Икеи». Автобусов было огромное количество из разных регионов (встретил даже людей из Хабаровска и Омска), а вот облегчиться после долгой дороги, извините, негде.

«Я не знаю, почему, но в Самарской губернии насчитывается всего 170 биотуалетов», - сделала еще одно открытие местный министр культуры.
Вот так вот поездишь по соседям, удивишься, как люди живут.

Нормальная еда представляла из себя шашлык или огромные сосиски по 250 рэ за порцию, большего я что-то не видел. Точек общепита тоже было не ахти как много, поэтому были очереди. Но не как на «Нашествии» в Рязани за кипятком. Там дело доходило до абсурда. Чтобы заварить бомж-пакет, нужна горячая вода. Так вот, именно ее и продавали по 30 рублей за стакан. Но россияне могут выживать и не в таких экстремальных условиях. Кто-то додумался: подобрал с земли жестяную банку из-под пива, сполоснул ее, набрал питьевую воду и поставил на мангал с углями, где недавно жарились шашлыки. Буквально через час эта инновация разнеслась чуть ли не по всему полю.

Всегда поражало, неужели нельзя сделать нормальную кухню с адекватными ценами. Приедь на фест с ребенком, как кошмар все будет вспоминаться... Кстати, надо отдать должное организаторам, бесплатно «акул пера» напоили чаем и кофе, а некоторых ушлых журналистов даже еще и накормили. Редкая удача для подобных фестивалей.

Хедлайнеры в кабале

По поводу музыкальной составляющей «Рока над Волгой» – так каждый год фактически одно и то же. «Чайф», «Ю-Питер», «Кипелов», «Алиса», «Машина времени», «КиШ», «Аквариум». В общем, большинство хедлайнеров русского рока. Причем, из года в год одни и те же песни. С одной стороны, Шурыгин говорит, что на российской эстраде не так уж и много настоящих звезд и типа народ все равно валит именно на корифеев, а с другой - вместо предполагаемого «Скорпионс» (что было бы логично, так как последний тур), привозят некую финку Тарью Турунен, мол, она в музыкальном плане может дать публике больше, чем Клаус Майне, распевающий «Ветер перемен».

Ну, привезут они как-нибудь Земфиру, и все? Фестиваль можно закрывать? Или ориентироваться на западных звезд? (Кстати, вариант с «Рамштайном» также рассматривается организаторами фестиваля).

Да только сам Кинчев, который оказался идеологом данного феста (что для меня было открытием) пожаловался, что не хватает тут «25/17», «F.P.G»… Ну, и мне кажется, что молодой кровушки тут не хватает. Хотя бы на первую часть фестиваля. Складывается впечатление, что легенды отечественного рока заключили кабальный контракт с организаторами и теперь вынуждены из года в год тянуть эту лямку. А для некоторых, типа «Чайфа» 12 июня и вовсе дежавю. Утром в Самаре, вечером в Москве на праздничном концерте.

«А нам не в падло выступать со всякой попсой на Поклонной, - говорит Владимир Бегунов. – Есть деревни на краю земли, которым тоже нравится «Чайф», и мы не в праве воротить нос от своих поклонников».

Бутусов оказался в своем репертуаре. «Времена «Наутилуса» для меня – это баловство, студенческая пора. А «Ю-Питер» - это серьезная музыка, которую мне всю жизнь хотелось играть. И духовых тут никогда не будет, потому что это гитарная группа».

Однако, почему-то большинство репертуара, исполняемого на фесте, состояло либо из песен группы «Кино» (наверное, наличие Гаспаряна облегчает Славину душу), либо из песен времен «Наутилуса». В этот раз решили спеть совместно с бурановскими бабушками, которые в свое время участвовали в отборе на «Евровидение». Получилось и вовсе ни о чем. Бабушки, увидев со сцены многотысячную толпу, прифигели, и растерялись. Пели «Прогулки по воде» с отчетливой «о». А один куплет на удмуртском… Было ужасно. Понравился узор у одной из активисток. У нее на шее в качестве украшения висели… Как это назвать-то… ну скорее ошейник, чем бусы, составленный из огромного количества монет разного достоинства. Какое богатство вкуса…

«Аквариум» почему-то было слушать скучновато, «КиШи» потолстели, однако, свою публику своим куражом и старыми хитами удовлетворили, Гоша Куценко – это вообще комик. Вышел на сцену, спел пару песен Цоя, а на прессухе нес всякую ахинею. Олег Гаркуша отлично провел программу в качестве шоумена. Кстати, большие паузы между артистами научились бы чем-нибудь заполнять, а то народ скучает.

Очень понравились «Би-2», «Сплин», «Кипелов», Петр Мамонов. На такой большой сцене смотрелся он довольно оригинально. «ДДТ» в новом составе звучал просто «на пять». Правда на первой песне у Шевчука не работал микрофон, чего Юра-музыкант на сцене даже и не заметил. А когда ему об этом рассказали после выступления, очень расстроился. Складывается такое ощущение, что для него каждый выход на сцену – это по-прежнему событие, к которому он готовится основательно. Новый материал очень симпатичен и по смыслу, и по музыке. Захотелось пойти на их новую программу осенью, которую Шевчук пообещал привести в Казань. Одно время «ДДТ» мне как-то немного наскучил, но в силу последних событий интерес опять появился, Да и звучат они вживую свежо и мощно.

На прессухе Юра Юлианович тоже рубил правду-матку, говоря, что революция возможна только в феодальном государстве, каким мы и являемся, что на Троицкого наехали те, кто считает себя выше всех законов и тому подобные размышления. Получилось здорово.

Ну, и напоследок о Тарья Турунен. Она оказалась открытием фестиваля для меня. Мощный оперный вокал синхронно с жесткой гитарной музыкой дает неописуемый эффект. Даже в сочетании с Валерием Кипеловым получилось очень неплохо. Они на русском исполнили «Я здесь». Надо признать, что финские рок-исполнители обладают какой-то особой энергетикой.

Вывод – фестиваль понравился вне зависимости от всех обстоятельств. Захотелось на «Нашествие», которое снова в этом году состоится в Тверской области. Однако, впереди – «Сотворение мира», который пока выглядит детсадовским ребенком рядом с такими монстрами. А в России принято все лучшее отдавать детям. Вот и получается, что условия будут более комфортными. Даже если польет дождь, то такой грязи точно не будет, еда по вполне божеским ценам, количество и разнообразие групп поражает воображение. А то, что на него пока собирается не больше 150 тысяч человек - так мы и не за количество боремся. А за качество…

Олег ПЛАТОНОВ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100