Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Война с «мертвыми душами» и конфликтом интересов: как Татарстан борется с коррупцией в образовании
Что ждет директоров школ и колледжей за фиктивное трудоустройство близких и на какие уловки идут родители ради зачисления детей в престижные школы, рассказали ИА «Татар-информ» замначальника Управления Президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Рустам Гаязов и замминистра образования и науки РТ Рамис Музипов.
Искоренить коррупцию в зачатке
- Как в Татарстане выстроена работа по противодействию коррупции в образовании?
Р. Г.: Ремесло учителя не одну сотню лет считается одной из самых важных профессий. Мы все сидели за школьной партой, старались брать пример с преподавателей, учились у них открытости и справедливости. Поэтому крайне важно, чтобы проявления коррупции в сфере образования искоренялись в самом зачатке и не отпечатывались негативным воспоминанием в умах подрастающего поколения.
Мы все заинтересованы в обеспечении равенства учащихся. Каждый должен получить возможности для приобретения знаний, развития навыков и талантов независимо от материального положения родителей, связей своих родственников. Для этого власти республики оказывают необходимый спектр поддержки: ведется ремонт зданий, закупается необходимая техника, литература, ведется переподготовка преподавательского состава.
В части противодействия коррупции в течение последних трех лет проведена работа по профилактике конфликтов интересов в образовательных учреждениях. Во все уставы внесен раздел, устанавливающий обязанности руководителей и сотрудников уведомлять о возникновении личной заинтересованности, которая может привести либо приводит к конфликту интересов.
- Что подразумевается под личной заинтересованностью?
Р. Г.: Прежде всего, это получение каких-либо выгод для себя и родственников. Конфликт интересов законодатель определяет как ситуацию, при которой личная заинтересованность влияет либо может повлиять на объективное, беспристрастное исполнение своих должностных обязанностей. Такое требование вытекает из федерального закона о противодействии коррупции, в соответствии с которым все организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Проводимая в республике системная работа уже получила положительную оценку со стороны населения. Например, если ранее, по результатам социальных исследований, больше половины респондентов признавались, что сфера образования подвержена коррупции, то по итогам 2020 года их число сократилось вдвое. Но, к сожалению, несмотря на достигнутые результаты, в сфере образования по-прежнему много нарушений коррупционной направленности.
Работает экспертная группа по противодействию коррупции, мы выезжаем в муниципальные образования в составе комиссии, куда входят представители различных министерств, ведомств и надзорных органов, в том числе Департамента обрнадзора.
Несуществующие студенты в колледжах
- Какие нарушения выявляются в районах кроме конфликта интересов?
Р. Г.: В колледжах Апастовского и Дрожжановского районов мы выявили систему приписок. Раньше это было распространено в сельском хозяйстве, когда приписывали несуществующие урожаи, молоко, коров. Здесь же приписывали студентов, которые фактически не обучались. В Дрожжановском районе было выявлено порядка 60 несуществующих студентов. Некоторые из них числились в колледже и параллельно обучались в вузах других городов. Этим людям еще стипендия начислялась.
В Апастовском районе некоторых фиктивных студентов доводили до третьего курса. То есть три года они числились в этом учреждении, писали контрольные, сдавали зачеты, отвечали на семинарах. Но по факту они не посещали учебное заведение, тем самым нанесли ущерб бюджету. Также произошли репутационные потери.
- Что ждет директора колледжа за допущенные нарушения?
Р. Г.: На прошлой неделе по ситуации в Апастовском районе возбудили уголовное дело в отношении бывшего директора колледжа. Здесь необходимо отметить работу Министерства образования РТ, которое оперативно подключилось, провело проверку. В итоге последовал ряд увольнений в Апастовском и Дрожжановском районах. Никто не скрывает выявляемые факты, все это становится достоянием общественности. Министерство образования ведет системную, планомерную работу по профилактике коррупционных правонарушений.
- Как ведется борьба с так называемым конфликтом интересов?
Р. Г.: В некоторых районах формально подошли к декларированию личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов. Допустим, директор учреждения пишет уведомление в комиссию о том, что у него есть личная заинтересованность, потому что в школе у него трудоустроены сын или супруга. Комиссия рассматривает и предлагает меры для урегулирования. Возможно, по переводу на другую должность. Когда мы выезжаем в район и более глубоко изучаем ситуацию, часто выясняется иная картина. Например, что родственники директора только числятся работниками учреждений, но фактически не работают, только зарплату получают. Были ситуации, когда за «мертвых душ» кто-то другой выполнял работу. Неурегулированный конфликт интересов в большинстве случаев приводит к возбуждению уголовных дел. Если его урегулировать, то можно минимизировать в дальнейшем вероятность уголовных разбирательств. Поэтому на сегодняшний день эта работа Министерством образования ведется активно.
Сайты без обновлений и «мертвые души»
- Какую роль в борьбе с коррупцией в учебных заведениях играет Министерство образования РТ?
Р. М.: Система образования очень большая, и министерство проводит антикоррупционные мероприятия по всем направлениям. Можно сказать, что нашими клиентами являются люди всех возрастов: пенсионеры, дети дошкольного, школьного возраста, а также студенты колледжей и учреждений высшего профессионального образования. Выявляем коррупционные нарушения, злоупотребления, принимаем адекватные меры.
Одним из направлений нашей работы является мониторинг, то есть выявление фактов злоупотребления с целью их изучения, искоренения и формирования такой системы, чтобы в будущем эти ситуации не возникали.
- Как Министерство образования борется с «мертвыми душами»?
Р. М.: В последнее время одним из самых известных случаев является ситуация так называемых мертвых душ, приписок в учреждениях среднего профессионального образования. Это не просто нарушение закона, это халатное, преступное отношение руководителей. Никаких оправданий этому быть не может. Студенты, которые фактически не учатся, а приходят только за дипломом, не нужны работодателям. И работать вхолостую нельзя, ведь в образование вкладываются огромные бюджетные средства.
- Какое наказание ждет руководителей колледжей?
Р. М.: Такие руководители сразу освобождаются от должностей. В связи с этим Президентом РТ было поручено провести мониторинг во всех учреждениях среднего образования. До конца июля эта проверка должна быть проведена, на сегодняшний день проверено 13 учреждений, в том числе по соблюдению контрольных цифр приема.
Во время проверок выявлены нарушения по ведению сайтов, которые не обновляются и не актуализируются. Мы считаем, что это необходимо делать, потому что ценность учебного учреждения оценивается по открытости и доступности информации для населения. Федеральные органы власти запрашивают эту информацию напрямую у колледжей, не через региональное министерство, а они заходят на сайт учреждения и получают с сайта всю релевантную информацию о нем. За нарушение порядка ведения сайта предусмотрен штраф для должностных лиц от 10 до 30 тыс. рублей.
- Почему допускаются такие нарушения, Минобрнауки РТ проверяет квалификацию сотрудников учреждений?
Р. М.: Проверки квалификации проводятся, были выявлены нарушения, связанные с педагогическим цензом, то есть несоответствием работников их педагогическому образованию. Такие факты вскрыты в Арском агропромышленном профессиональном колледже, в Спасском техникуме отраслевых технологий, в Азнакаевском политехническом техникуме и в Мамадышском техникуме.
Кроме этого, у нас проверялось выполнение контрольных цифр по приему в учреждения. Грубых нарушений по этому показателю не установлено, но мы увидели отсутствие контроля за посещаемостью студентов в ряде образовательных учреждений. Это не «мертвые души», но руководство учреждений разрешает студентам прогуливать занятия. Такие нарушения выявлены в Азнакаевском политехническом техникуме, Алексеевском аграрном колледже, Бавлинском аграрном колледже, Бугульминском аграрном колледже, Бугульминском строительно-техническом колледже, Нурлатском аграрном техникуме и Рыбно-Слободском агротехническом техникуме.
По итогам проверки руководителям учебных заведений вынесены замечания и выговоры. А руководитель Апастовского колледжа был отстранен от своей должности. И работа по этим направлениям будет активно продолжена.
Также по итогам проверок будет пересмотрен показатель контрольных цифр приема на следующий учебный год. Потому что у нас есть колледжи, в которых большой конкурс при зачислении. Например, в Казанский колледж связи он составляет 12 человек на место, а в каких-то учреждениях злоупотребляют, зачисляют «мертвые души», разрешают студентам прогуливать занятия.
В связи с этим будет введен дополнительный критерий, органы самоуправления будут обязаны учесть мнение девятиклассников, которые желают остаться в школе либо хотят поступить в колледжи. Это будет учитываться при определении конкретных контрольных цифр приема по каждому из средних профессиональных учреждений.
«В одной квартире были прописаны по 5-6 одноклассников, которые друг друга не знали»
- В последние годы в Татарстане отмечаются сложности с зачислением первоклашек в некоторые школы. Не создает ли эта проблема коррупционных рисков?
Р. М.: В этом году был проведен мониторинг по зачислению в школу. Выявлены некоторые аномалии, связанные с проживанием учеников на территориях, которые обслуживают школы. Не секрет, что в республике есть образовательные учреждения, в которые хотят попасть большое количество школьников, а мест мало. Поэтому при зачислении используется принцип территориальной закрепленности, то есть в школы зачисляются дети, живущие по соседству.
Но бывают случаи, когда родители используют лазейки в законе, временно прописываются по соседству и зачисляют детей в школы. А те, кто действительно нуждается, не могут получить место. Также выявлены факты, которые могут квалифицироваться как фиктивная регистрация. Например, в одной квартире были прописаны по 5-6 одноклассников.
Стоит отметить, что законодательством предусмотрена ответственность за фиктивную прописку и «резиновые» квартиры. Правоохранительные органы держат такие ситуации на особом контроле.
Также отмечу, что с этого года был изменен порядок приема в первый класс, теперь помимо детей, которые проживают на закрепленной территории, иметь преимущество при зачислении будут их братья и сестры.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»