news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Владимир Тарновский: Татарстан в части охраны культурного наследия находится в авангарде

В исполкоме Казани прошла дискуссия по инициируемому республикой закону о сохранении исторической застройки в России.

Владимир Тарновский: Татарстан в части охраны культурного наследия находится в авангарде

(Казань, 29 марта, «Татар-информ», Оксана Романова). Глава Управления Министерства культуры по ПФО Владимир Тарновский назвал Татарстан регионом, который в части охраны объектов культурного наследия находится в авангарде. Такое заявление он сделал сегодня, обращаясь к участникам круглого стола «Исторические здания как объект права», который прошел в исполкоме Казани.

Горячая дискуссия с участием депутата Госдумы от РТ Александра Сидякина, заместителя министра культуры РТ Светланы Персовой, главного архитектора Казани Татьяны Прокофьевой, помощника Президента РТ Олеси Балтусовой, представителей исторических поселений республики и иных заинтересованных татарстанцев коснулась правового статуса исторической застройки, не защищенной законом об объектах культурного наследия и иными действующими документами.

Дальнейшее бездействие в вопросах сохранения исторической застройки первый заместитель главы исполкома Казани Рустам Нигматуллин призвал считать разбазариванием наследия.

Он напомнил, что Казань в целом служит примером всех доверенных региону федеральным центром обязательств, однако в Татарстане по-прежнему остаются вопросы, которые законодательно не регулируются. Так, в настоящее время под государственной охраной находятся только исторические и культурные памятники, а также исторически ценная градоформирующая застройка, при этом историческая застройка вне границ исторического поселения остается не защищенной от сноса.

«Вопрос назрел, дальнейшее бездействие стоит приравнивать к разбазариванию исторического наследия. Главным итогом нашего круглого стола должно стать решение о введении термина "историческая застройка"», – заявил заместитель руководителя аппарата исполкома Казани.

Александр Сидякин отметил, что хоть историческая застройка – понятие важное, однако неизбежно повышение комфорта развивающихся городов, которые при этом все же не должны терять свою самобытность. «Мы вынуждены реагировать на запросы общества. Города должны становиться современными и удобными, но в то же время не должны терять самобытность. Каждый родившийся в середине прошлого века считает себя самобытным, любит свои парки и скверы. Развивая пространство вокруг нас, мы не должны забывать о самобытности и формировании гордого отношения человека к тому, что он является альметьевцем, челнинцем, казанцем», – сказал парламентарий.

При этом он признал, что и сейчас реконструкция утративших функциональность или соответствие санитарным, пожарным и иным нормам зданий обходится иногда до семи раз дороже, чем строительство нового.

«Нам очевидно: здания, которые не состоят на госохране, требуют особого режима. Может быть, к ним должны быть более мягкие требования наподобие тех, которые существуют в европейских городах. Безусловно, например, требования ЮНЕСКО к деревянной церкви (Троицкая церковь Иоанно-Предтеченского монастыря – прим. Т-и) в Свияжске разумны. В других случаях, возможно, что только фасад должен сохраняться, а внутри все строилось бы с учетом современных санитарных, пожарных и прочих требований», – предположил Александр Сидякин.

Парламентарий также сообщил, что с законодательной инициативой об особом статусе исторической застройки в первом варианте ранее уже был ознакомлен министр культуры РФ Владимир Мединский. Несмотря на «предварительный», по словам депутата Госдумы, ответ об «излишестве» такого документа, Александр Сидякин выразил надежду на то, что со временем исторической застройке все-таки удастся придать особый правовой статус.

«Так, под действие существующих законодательных норм не попадает большая часть советской застройки Казани. На сегодняшний день мы понимаем, что порой не удается сохранить особые интересные объекты только потому, что закон этого не позволяет», – озвучила реальную ситуацию в Казани главный архитектор Татьяна Прокофьева.

При этом, как напомнила заместитель министра культуры РТ Светлана Персова, с января 2017 года ведомство получило право разрабатывать проекты объектов типовых зданий для частной застройки по примеру Свияжска, где эта работа была проделана еще в прошлом году.

«Однако следующая проблема возникает на этапе реализации: застройщики отступают от согласованных проектов. Здесь велика роль местной администрации – контроль должен осуществляться как при строительстве, так и при выдаче разрешений на эксплуатацию зданий», – подчеркнула Светлана Персова.

Придать особый правовой статус не только понятию исторической застройки, но более широкому термину «исторический городской ландшафт» предложил проректор по научной работе Казанского государственного института культуры и искусств, доктор исторических наук, профессор, руководитель кафедры ЮНЕСКО Рафаэль Валеев. «На эту тему на моей памяти обсуждения идут уже лет 15. Каждый раз я вспоминаю в этой ситуации фильм “Ирония судьбы, или с легким паром!”, когда однотипная застройка привела к комичной схожести Москвы и Санкт-Петербурга. Этот фильм художественно отразил ту тему, которую сегодня мы подняли. Я предлагаю использовать мировой опыт. В отношении исторической застройки считаю, что более точным является термин “исторический городской ландшафт”, который включает не только материальную, но и нематериальную часть – фактуру, цвета, запахи, воспоминания, то что определяет ценность Казани», – акцентировал внимание собравшихся Рафаэль Валеев.

Он также подчеркнул, что можно сохранить объект культурного наследия, но если исчезнет его историческая среда, то потеряется и ценность самого объекта наследия, как это произошло с домом Михляева-Дряблова.

«Хочу отдельно подчеркнуть для исполкома Казани, что городской ландшафт должен быть не очередным обрамлением города, а частью стратегии его развития», – сказал Валеев.

Помощник Президента РТ Олеся Балтусова отметила, что впервые вопросы исторической застройки, а не объектов культурного наследия обсуждаются на таком уровне. «В Казани вне границ исторического поселения, которое находится под защитой и охраной, средовых объектов 433, в Самаре – до 1500, в Нижнем Новгороде примерно столько же. Радует, что Казань становится таким городом, где мы законодательно говорим о сохранении исторической застройки», – сказала она.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100