Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Виталий Петров о «Формуле-1»: «Было дело с Михаэлем Шумахером, он в Турции меня поддел»
Первый российский гонщик и стюард в истории «Формулы-1» Виталий Петров в интервью «ТИ-Спорту» рассказал, что для занятия автоспортом нужны солидные спонсоры, почему он не занимался картингом и как за руль садится его полуторагодовалый сын Лева.
«Чтобы бороться за призовые места европейских соревнований, нужно 250 тысяч евро в год»
Без серьезного спонсора в автоспорте, особенно в «Формулах – 1, 2, 3», делать нечего?
Да. К сожалению, в автоспорте без помощи родителей и других спонсоров прожить невозможно. Даже в картинге. Чтобы бороться за призовые места на уровне европейских или мировых соревнований, нужно как минимум 250 тысяч евро в год. Это большие деньги, это дорогой вид спорта, по-другому никак.
Недавно вы заметили, что в России трасс больше, чем когда-либо, и они одни из лучших. Этого недостаточно для прогресса автоспорта?
В принципе, у нас проходят соревнования. Хочется, чтобы сейчас проектировали новые турниры и другие, уже существующие в России. Нужны машины, на которых бы занималась молодежь.
Если сравнивать разные трассы уровня «Формулы-1», где вы состязались в 2010-2013 годах за «Рено» и «Катерхэм», какую бы вы выделили за сложность или простоту, удобства и наоборот?
Самая сложная – в Сингапуре, самая интересная для пилотов — Спа в Бельгии. Так считалось в мое время, может быть, сейчас что-то поменялось.
Когда вас пригласили стюардом, то есть судьей, в «Формулу-1», это вас не удивило?
Абсолютно нет. Это чисто судейские функции. Каждый пилот «Формулы» знает правила, понимает, какие маневры можно совершать, а какие нельзя. Поэтому ничего нового для меня в работе стюардом не было. Там всегда перед тобой есть регламент, формат, видеоповторы, картинки со всех камер. Уже через минуту можно было сделать выводы.
Вы как-то сказали, что ваш дебют в «Формуле-1» стал возможен благодаря десяткам людей, вы не преувеличиваете?
Плюс-минус, прежде всего, это родители и помощники, юристы, которые помогали.
«Мы понимаем друг друга, но иногда морды друг другу бьем»
Неужели завести в одиночку болид «Формулы-1» невозможно?
Так и есть. Есть специальные люди, отвечающие за мотор, за электронику, за стартер, это вкратце. А так людей, отвечающих за старт машины, очень много. Кто-то отвечает за прогрев, кто-то за маршрут. Это как самолет!
За три года выступлений в «Формуле-1» были у вас какие-нибудь конфликты на трассе, ведь на обычной дороге это привычное дело...
– Неоднократно такое случалось. Было дело с Михаэлем Шумахером (семикратный чемпион мира, – прим. Т-и), который в Турции меня поддел, когда я с ним боролся, я его обогнал, а он сзади ударил меня в колесо — в итоге я потерял две позиции. А в Индии ему пришлось досрочно завершить гонку, не без моего участия... Потом я подошел к нему, сказал – да не парься, Михаэль. Другое дело, что в тот момент ни он, ни я не боролись за титул, обычная борьба. Только за очки, поэтому особого негатива не было. Другое дело, что пилоты знают, видят, когда ты намеренно нарушаешь правила, летишь сломя голову и врезаешься. И другое дело, когда в борьбе получаются стычки, они неизбежны. Мы понимаем друг друга и все же иногда и морды друг другу бьем.
«Анатолий Хавалкин? Не слышал про такого»
Недавно чемпионом Европы по картингу в своем возрасте стал 14-летний россиянин Анатолий Хавалкин, слышали такую фамилию? В свое время начинали с картинга будущие звезды «Формулы-1» Льюис Хэмилтон, Макс Ферстаппен, Себастьян Феттель...
Нет, не слышал про такого. Скажу так, картинг еще далеко не показатель. Сначала нужно добраться до «Формулы-3, 2». Я к тому, что в нашем деле все начинают с большой машины, а не с маленькой. И я знаю многих гонщиков, с кем гонялся в «Формуле-1», они были чемпионами мира по картингу, но потом они пропали, ничего не выиграв.
Вы как-то просились за руль у руководителя «КАМАЗ-мастер» Владимира Чагина. Удалось погонять?
Да, сказал ему – если дадите выступить, то я поеду и выступлю, не вижу в этом никаких преград. Ведь это сильнейшая в мире в своем классе команда. Потестировать, понять многие нюансы, которые они бы мне рассказали, у них большая команда. Благо у них нет проблем, быстро дать мне нужную информацию. А так я ездил на «КАМАЗе».
«В детстве я не знал, что такое картинг»
Что важнее в автоспорте — технические данные машины или мастерство пилота?
70 процентов на 30 в пользу автомобиля. На сегодня так и есть, говоря о «Формуле-1». Безусловно, это так. Но если посадить опытного пилота и неопытного, то здесь соотношение может быть в обратную сторону. Поэтому пилот должен быть опытным.
А почему вы в детстве не занимались картингом, столь популярным в СССР?
У нас в Выборге, маленьком городке, где я жил, картинга не было. Я и не знал, что такое картинг.
Впервые вы сели за руль отцовской «восьмерки» в пять лет. Историческое авто сохранилось?
Оно «живет» в моем гараже. Я его забрал себе, выкупил, машина в идеальном состоянии, как и другой аппарат, который я выиграл в 2002 году. Хорошие моторы, все заводятся.
На Эвересте умирал
Истории ваших фото во «ВКонтакте» с Николаем Валуевым и с легендарным борцом Александром Карелиным известны, а что скажете про Николая Фоменко? Он в вашем понимании музыкант, теле-, радиоведущий или все же автогонщик? У него была своя команда «Маруся»?
Я с ним лично знаком, в хороших отношениях, вместе снимались в передачах. За его карьерой гонщика особо не следил, но знаю, что у него была возможность выступать. Как я понимаю, будучи в возрасте, он выступал за себя.
О высоком. Вы действительно добрались на Эвересте до высоты в 5,5 тысячи метров? Как там себя чувствовали?
Было дело. Мы там умирали. Сам ходил всю ночь и кричал, что умираю. Но объяснить, что происходит, не мог. Но до данной высоты добрался легко, своими ногами. И только когда дошли до пяти с половиной километров, началось – ничего не понимаешь, что с тобой происходит. Нас там было трое друзей, так мы ходили и кричали, что помираем.
Сын постоянно просится за руль
Как профессионального автоспортсмена не могу не спросить вашего мнения о нынешнем состоянии отечественного легкового автомобилестроения?
Нужно прогрессировать. Он, в принципе, есть, но не так заметен, если сравнивать с другими странами. Да, наши производители стараются, я с ними постоянно общаюсь, особенно в Тольятти, где производят «Ладу». Дружу с ними. Будем надеяться, что они будут прогрессировать.
Ваш сын Лева, которому почти полтора года, за руль уже просится?
Когда я уезжаю или приезжаю, он бежит к моей машине, кричит: «Папа» и показывает руками, чтобы я посадил его за руль. Стоя на месте, крутит руль влево и вправо. И его оттуда не вытащить. Сын настолько любит машинки, у него их дома много. Когда ему был год, он садился и водил электромобиль детский, нажимает на газ, сам едет. Садясь в свою игрушечную машину, Лева уже знает, что делать. Не понимаю, откуда у него такие навыки…
Фото на анонсе: vk.com/vitalypetrov
Следите за самым важным и интересным в мире спорта Telegram-канале ТИ-Спорт