Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
В Татарстане не должен распространяться суфизм – Айдар Юзеев
Ученый Айдар Юзеев во время выступления на тему «Курсави и Марджани о суфизме» назвал суфизм направлением XIX века.
(Казань, 11 мая, «Татар-информ», Алмаз Шигабутдинов). 10 мая в КФУ прошла лекция доктора философских наук, профессора Айдара Юзеева на тему «Курсави и Марджани о суфизме». Ученый подробно изложил мнения Габденнасыра Курсави и Шигабутдина Марджани о суфизме, а также рассказал об их деятельности.
Как заявил Айдар Юзеев, до взятия Казани в 1552 году среди татар был распространен тарикат Ясави. Кул Гали, шейх Кул Шариф были приверженцами данного тариката. После 1552 года начинается распространяться тарикат Накшбандия. Габдерахим Утыз Имани, Курсави, Марджани – приверженцы тариката Накшбандия. Шейх Мухаммад Накшбанд похоронен в городе Бухара. Данный тарикат является самым распространенным в мире.
Айдар Юзеев считает, что в Татарстане не должен распространяться суфизм.
«Сейчас суфизм распространен и в Татарстане. По-моему, данное направление утратило свою силу уже в XIX веке. Сейчас это не нужно. Об этом писал и Ш.Марджани. Если хочешь очистить свою душу, то для этого суфизм не нужен. Суфии верили в единство Аллаха, но после Бога святым считали своих учителей», – заявил Айдар Юзеев.
По словам Айдара Юзеева, суфии своего учителя считали фигурой, объединяющей человека с Богом. В большинстве случаев их сравнивали с пророками.
«Например, в одном произведении написано, что в Афганистане люди, не совершая намаз, уходили домой. Это им разрешил суфий. В то же время они верили в Бога», – акцентировал ученый.
Айдар Юзеев призывает различать практику и философию суфизма. Об этом в своих трудах писали Курсави и Марджани.
«Практика суфизма берет свое начало с VIII—XI веков, а философия суфизма зарождается в XII веке. Практика суфизма разграничивается танцами, сравниванием учителя с пророком. А суфийская философия объединяла ученых и религиозных деятелей», – заявил Айдар Юзеев.
«Они адекватно воспринимали суфизм, но были противниками нововведений в религию со стороны суфистов. Оба ученых писали о сути жизни и правильном соблюдении ислама», – рассказал Юзеев.
Также Айдар Юзеев заявил, что приветствует развитие философского суфизма. «Но у нас мало людей с философскими мыслями», – завершил лекцию Айдар Юзеев.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»