news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

В РТ 90 процентов учений ФСБ на транспорте заканчиваются "закладкой бомбы"

10 процентов выявленных попыток совершения "терактов" стали возможными благодаря тому, что учебные террористы явно демонстрировали свои намерения.

(Казань, 11 февраля, «Татар-информ», Кристина Иванова). Уровень антитеррористической защищенности на автовокзалах республики существенно ниже, чем на других видах транспорта. Об этом сообщил сегодня заместитель начальника управления Федеральной службы безопасности РФ по РТ Динар Хамитов на итоговой коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана в Казани.

Динар Хамитов представил доклад «Об обеспечении антитеррористической и противодиверсионной защищенности объектов транспортного комплекса республики». По его словам, об остроте рассматриваемого вопроса наглядно свидетельствует подрыв «Невского экспресса», теракты в московском метро и др. «При этом следует признать, что Татарстан также является объектом устремлений представителей ряда террористических организаций. Ими периодически предпринимаются попытки совершения преступлений террористического характера, которые удалось предотвратить в результате слаженной работы правоохранительных органов республики, - подчеркнул он. – Только в 2010-2012 гг. на стадии формирования своевременно вскрыта и пресечена деятельность 5 организованных преступных экстремистских групп, которые вынашивали замыслы организации серии терактов на территории Татарстана».

По словам докладчика, с учетом складывающейся обстановки назрела необходимость применения нового комплексного подхода к обеспечению транспортной безопасности. «По этой причине в 2011 году Минтрансом России был принят ряд важных и основополагающих приказов, определивших единые организационные и технические требования к обеспечению безопасности объектов транспорта, - сообщил он. – На основе этих нормативных актов в Татарстане проводится достаточно активная работа по усилению транспортной безопасности, особенно в связи с подготовкой к проведению в Казани Универсиады 2013 года».

Как сообщил Динар Хамитов, управление Федеральной службы безопасности РФ по РТ осуществляет плотный мониторинг обстановки на объектах транспортной инфраструктуры. В 2011 году структурой проведено 63 проверки состояния антитеррористической защищенности предприятий транспорта РТ, в том числе 28 с использованием учебных террористов, муляжей взрывных устройств. «Результаты мониторинга показали, что с начала этого года существенно улучшена оснащенность транспортных предприятий техническими средствами выявления теругроз, защиты от них», - подчеркнул он.

Говоря о проблемах, Динар Хамитов посетовал на то, что до сих пор не оборудован детектором взрывных веществ ни один из железнодорожных вокзалов Татарстана. «Характерным практически для всех аэропортов, железнодорожных и авиавокзалов РТ является эксплуатация технически устаревших систем видеоконтроля, отсутствие режимов ночного видения и управления камерами, что не позволяет своевременно выявлять угрозы, - сказал он. – Эта проблема наглядно проявилась в ходе масштабных федеральных антитеррористических учений в ноябре прошлого года под эгидой Национального антитеррористического комитета. Первая серьезная проверка в так называемых «боевых условиях» показала, что на основных транспортных узлах однозначно требуется замена или совершенствование имеющихся систем видеоконтроля».

По словам докладчика, негативно сказывается на состоянии антитеррористической защищенности отсутствие периметральных ограждений железнодорожных, вокзальных комплексов в Казани, Челнах, Нижнекамске, Зеленодольске, Бугульме. Серьезные недостатки, как отметил Динар Хамитов, имеются на крупных республиканских автовокзалах. «Средствами досмотра, металлоискателями, детекторами взрывчатых веществ и так далее не оборудован ни один из них. Даже на казанском автовокзале «Южный», единственном, где установлены два рамочных металлоискателя, они не функционируют. Потому что только сотрудники полиции имеют право досматривать вещи граждан, а их пост там отсутствует», - сообщил он. При этом охранные функции возложены на сотрудников небольших ЧОП, не имеющих достаточного опыта в этой сфере.

«В целом по результатам проведенных нами проверок можно констатировать, что уровень антитеррористической защищенности на автовокзалах республики существенно ниже, чем на других видах транспорта, - заявил Динар Хамитов. – В настоящее время прорабатывается вопрос финансирования антитеррористических мероприятий на казанских автовокзалах «Южный», «Столичный».

Как сообщил замначальника управления Федеральной службы безопасности РФ по РТ, еще одной серьезной проблемой на автомобильном пассажирском транспорте республики является наличие несанкционированных мест посадки и высадки пассажиров в Казани – в районе железнодорожного вокзала, ЦУМа, Советской площади, Компрессорного завода. Эти «остановки» организованы «серыми» перевозчиками. «По оценкам специалистов, их услугами пользуются от 30 до 50 процентов пассажиров. При этом если на автостанциях выполняются хотя бы минимальные требования по антитеррористической безопасности, то в несанкционированных местах посадки они фактически никак не соблюдаются. В 2011 году там неоднократно проводились учения, в ходе которых на транспортные средства в несанкционированных местах посадки без проблем проносились и устанавливались муляжи взрывных устройств, - рассказал он. – В отдельных случаях за незначительное вознаграждение муляжи взрывных устройств передавались посылкой через водителя транспортного средства». По его словам, эффективному решению этой проблемы препятствует отсутствие механизма правового воздействия на «серых» перевозчиков. Как отметил докладчик, возможно, нужно рассмотреть механизм легализации этих перевозчиков (ведь они работают в удобных для населения местах) и, соответственно, предъявить им все установленные требования антитеррористической защищенности.

Динар Хамитов заявил, что в преддверии Универсиады 2013 представляется целесообразным рассмотреть вопрос о принятии в кратчайшие сроки республиканских нормативно-правовых актов, обязывающих реализовывать проездные документы на междугородние перевозки по паспортам. Ведь нередко террористы пользуются именно этим транспортом для перевозки взрывчатых веществ.

Докладчик подчеркнул, что какими бы средствами контроля не оборудовались объекты транспорта, важнейшим элементом системы противодействия террористическим угрозам является человеческий фактор. «Проведенные в 2011 году управлением учения-проверки показали, что 90 процентов наших мероприятий завершались проникновением и закладкой учебных взрывных устройств в зонах транспортной безопасности. Но даже при своевременном обнаружении дальнейшие события сопровождались неграмотными действиями сотрудников транспортной безопасности и персонала предприятий, - сообщил он. – Если быть объективным, то и 10 выявленных процентов попыток совершения условных терактов стали возможным благодаря тому, что учебные террористы явно демонстрировали свои намерения».

Как рассказал Динар Хамитов, казанский метрополитен является самым оснащенным техническими средствами антитеррора в Татарстане объектом транспорта, но и они не эксплуатируются из-за отсутствия квалифицированных специалистов. «Вчера вечером мы специально сделали контрольный эксперимент: наш сотрудник, серьезно начиненный железом, спокойно прошел через рамку. Был длительный прозвон, но никакой реакции, - сообщил он. – В связи с этим видится целесообразным ежегодно проводить на предприятиях транспорта аттестацию сотрудников, задействованных в обеспечении транспортной безопасности, разработать систему их материального стимулирования за добросовестное выполнение обязанностей, инициировать создание в Татарстане единого центра подготовки и обучения таких специалистов».

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100