Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
В Качаловском театре с успехом прошла премьера спектакля «Бег» по пьесе Булгакова
Восемь видений объятой ужасом, загнанной, трещащей по швам страны на три часа окунули зрителей в ледяную агонию революционной России.
(Казань, 7 октября, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). Накануне вечером, 6 октября, в казанском Русском драматическом театре им. В.Качалова состоялась долгожданная премьера спектакля-фантасмагории «Бег» по одноименной пьесе Михаила Булгакова. Восемь снов-видений объятой ужасом, загнанной, трещащей по швам страны на три часа окунули зрителей в ледяную агонию революционной России.
Постановка Александра Славутского рассказывает о последних днях Гражданской войны, когда Белое движение, уже осознавая свою скорую гибель, предпринимало последние попытки сохранить за собой территории: со всей страны «под крыло» командующего фронтом генерал-лейтенанта Романа Хлудова в Крым бежала интеллигенция, спасаясь от наступления Красной армии. После того, как стало понятно, что империю уже не спасти, Белое движение вместе со всеми, кто его поддерживал, начало «бег» из страны. Срываясь с десятилетиями насиженных мест, бросая свои дома и землю, оставляя вместе с ними не только традиции, привычки, но и гордость, самоуважение, тысячи людей бежали в Европу под страхом смерти.
Пьеса была написана на основе воспоминаний жены Булгакова об эмигрантской жизни и на мемуарах генерала Слащева, ставшего прототипом Хлудова, в 1927 году. В ней высвечиваются судьбы «белых» эмигрантов, людей, движимых очень разными идеями. Запорожский казак генерал-майор Григорий Чарнота – третий человек в «армии белых». Решительный, смелый и артистичный, он воюет, как и живет – «от души», гордясь победами в схватках с противником. Чарнота увлечен «войнушкой», но вряд ли заставляет себя погрузиться в суть конфликта идеологий и государственных режимов. Образованный, думающий, а от того неспокойный Роман Хлудов воюет за свой мир, разрушаемый большевистским движением. Сам он движим великой и единственно возможной для него идеей, доведен до отчаяния ее провалом. Министр финансов Парамон Корзухин бежит, чтобы спасти свою шкуру, заодно стараясь прихватить с собой как можно больше добра и переждать «все это сумасшествие» подальше от страны «с ее сумасшедшими русскими». Потомственный интеллигент Голубков бежит потому, что не может не проводить оставленную всеми в Петербурге в окружении «красных» Серафиму Корзухину к мужу. Мотивов, оправданий и вариантов – тысячи.
В истории Булгакова нет «плохих» и «хороших», грань между правильным и неправильным настолько истончилась, что иной раз и вовсе стирается, давая каждому, кто в нее погружается, простор для размышлений. Писатель проявил реальность революции, действительность настолько грязную, фальшивую и горькую, что принять ее для себя смогли лишь немногие герои того времени.
Через Крым эмигранты бегут в Константинополь, Марсель, Париж. «Мы все растеряли во время этого бега. Каждый из нас будет пропадать по-своему», – говорит булгаковская героиня. В новом мире, где не осталось твердой земли под ногами, не осталось ничего конкретного, четкого и чистого, каждый забывается, как может: кто-то находит спасение в сумасшествии, кто-то – доходит до финальной точки абсурда, но есть и такие, кто нашел свой мир в любви.
Для Александра Славутского пьеса стала историей о любви: он ставил «Бег», как сам пояснил, именно о самом лучшем из человеческих чувств. Два центральных персонажа – Голубков и Серафима – в процессе этого бега, этого хаоса, этой социальной фантасмагории обрели друг друга, и благодаря этой любви смогли вернуться на родину, заново обрести силу и веру в жизнь, в будущее, чего нельзя сказать о других героях.
Вместе с художниками Александром Петраковым и Еленой Четвертковой режиссер очень тонко воссоздал время и образ действия для персонажей Булгакова. Рубахи и шинели, сапоги, шаровары и женские платья в постановке реалистичны, легкую стилизацию выдают лишь детали – оторочка платьев, вставки современных форм на обуви. Пространствообразующими элементами в спектакле стали устремленные в потолок колонны-конструкции на металлическом скелете, обтянутые полупрозрачной серой тканью. Вращение и перестановка модулей задают образы жилых комнат, штабов, залов особняков или маленьких каморок, в которых разворачиваестся действие.
Повсюду героев окружают сталь и холод, жесткая мебель, печатная машинка, телефон, коптящая, остывающая печь. Поскольку стены в пространстве «Бега» полупрозрачны, само пространство многослойно: в постановке использовалась игра света, блика, тени и отражения. Благодаря работе Евгения Ганзбурга над основным действием на арьерсцене зритель мог наблюдать ожившие грезы и страхи персонажей. Музыкальная составляющая спектакля была выдержана в ритме трагического вальса на основе сочинений Энрико Росси. Подбором музыки занималась актриса театра Светлана Романова.
В спектакле заняты почти все ключевые артисты Качаловского: Илья Петров, Елена Ряшина, Марат Голубев, Алексей Захаров, Илья Славутский, Надежда Ешкилева, Николай Чайка, Михаил Галицкий и Геннадий Прытков. Интересно было наблюдать работу в паре Петров – Славутский. Персонажи актеров – Роман Хлудов и Григорий Чарнота – столкнулись во Втором сне, когда дивизия Чарноты вместе с беженцами прибыла в Крым под защиту армии белых. Кроме занятного столкновения контрастных героев зрители могли заметить, насколько чувствительно актеры реагировали друг на друга и как хорошо друг друга понимали.
Великолепная Надежда Ешкилеева поразила откровенным чувством, нервом, органичностью в образе походной жены Чарноты Люськи. Вздрогнул зал от жесткости и ужаса, вызванного персонажем Николая Чайки, начальником контрразведки по прозвищу Тихий. В бесконечной перетасовке героев и обстоятельств финальный аккорд постановки оказался за Еленой Ряшиной. «Покойся, кто свой кончил бег», – произносят булгаковские герои известные слова Жуковского.
Артистов тем вечером в течение 15 минут зрители приветствовали стоя. На поклон вышел и сам режиссер. Пока актеров осыпали цветами и поздравляли с премьерой, Александру Славутскому прямо на сцену доставили целую корзину роз, хризантем и орхидей. С улыбкой принимая аплодисменты в благодарность зрителей, он прочитал записку, вложенную в корзину: «От мэра Казани Ильсура Раисовича Метшина». И зал вновь разразился аплодисментами.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»