news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

В Бельгии Михаилу Черепанову передали списки связанных с этой страной бойцов РККА

В ходе поездки казанский историк пытался найти следы подруги своего деда – Елизаветы Ракози, но пока поиски не дали результата.

В Бельгии Михаилу Черепанову передали списки связанных с этой страной бойцов РККА

(Казань, 3 декабря, «Татар-информ», Лилия Валеева). Бургомистр бельгийского города Генка Вим Дрис передал заведующему Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского Кремля и одному из основателей поискового движения Татарстана Михаилу Черепанову списки бойцов Красной армии, так или иначе связанных с Бельгией.

Ранее перечни «Русские военнопленные, погибшие в Генке» (39 имен на 10 августа 1944 года), «Конвой от 26.8.1944» и «Список выбывших русских» от 21 ноября 1944-го хранились в историческом музее провинции Лимбург. Теперь казанский историк сможет сопоставить полученные им документы с имеющейся базой данных и, возможно, узнает что-то новое о советских солдатах, судьба которых долгие годы оставалась непроясненной.

Черепанов посетил Бельгию и Францию, где встретился с местными исследователями, а также принял участие в состоявшейся в Сорбонне научной конференции и прочел в Париже несколько лекций. В организации поездки историку помогли французы Брюно Шовэль и Вертран Жийо.

Сопровождал же ученого в Бельгии известный писатель Рожи Рюттен – автор книг о войне и о немецких концлагерях. Гость из Казани, в частности, прочитал лекцию в колледже Сан-Мишель города Леопольдсбурга и посетил музей «Дом шахтера» в Маасмехелене. Именно в каменноугольных шахтах на территории этого муниципалитета работали военнопленные красноармейцы, в музее хранятся их частичные досье. Хранитель архивов Ян Колбахер передал российскому коллеге ряд собранных им фактов.

Дед Михаила Черепанова, которого также звали Михаилом, находясь в немецком плену, работал на шахтах у города Эйсдена, а затем в рядах русской бригады «За Родину» участвовал в бельгийском движении Сопротивления. Организаторы поездки в Лимбург дали российскому ученому возможность непосредственно соприкоснуться с историей своего предка.

Ветеран пережил войну, вернувшись на Родину, жил в Тюмени и скончался уже в преклонном возрасте. Он успел записать свои воспоминания и много рассказывал о военных днях, в том числе и о своей подруге – бельгийке Елизавете Ракози. В 1945 году у нее родилась дочь, которую тоже назвали Елизаветой. Послевоенная переписка Черепанова-старшего и Ракози прервалась по требованию советских органов госбезопасности.

Ветеран просил потомков узнать судьбу семьи Ракози, но за короткое время пребывания в Бельгии его внук не успел сделать это, несмотря на помощь многих местных жителей. Впрочем, может быть, поисковая кампания в СМИ и соцсетях со временем даст результат.

В ходе поездки Черепанову помогали бывшие участники поискового движения «Снежный десант». Так, специально приехавшая из Монако Гулия Галимова синхронно переводила лекции ученого в Сорбонне. А Лилия Шмитц и Регина Валеева помогали исследователю в переводах на нидерландский и передали ему список связанных с Бельгией советских солдат с татарскими фамилиями, подготовленный союзом «Татары Бельгии».


news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100