Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Учитель года-2021: «Учеников больше увлекает урок в цифровом пространстве»
Как заинтересовать школьников учебными предметами, какими навыками должен обладать «цифровой учитель» и почему онлайн-обучение может использоваться только как дополнение к очному образованию, рассказал заместитель директора школы №69 Казани Рустем Хазеев.
Рустем Хазеев — обладатель диплома первой степени Всероссийского педагогического конкурса «Учитель года-2021» в номинации «Внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс XXI века». Награжден почетной грамотой Управления образования исполкома Казани за качественную организацию и проведение государственной итоговой аттестации обучающихся.
Обладатель дипломов победителя всероссийского конкурса «Росконкурс» в номинации «ИКТ в современной школе» и всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку «Цифровизация школы XXI века», получил почетную грамоту «За активное участие в разработке антивирусных программ для мобильных устройств», памятную медаль и грамоту от Президента России «За вклад в подготовку и проведение XXVII Всемирной летней Универсиады». Стаж его работы —10 лет.
В Год цифровизации в Татарстане Ак Барс Банк передает татарстанским учителям 12 тыс. ноутбуков, которые заменят устаревшую технику в школах. Проект реализуется по инициативе Президента Татарстана Рустама Минниханова и направлен на цифровизацию сферы образования.
«Школьникам нравится проведение интерактивных уроков»
– Рустем Айратович, какие цифровые образовательные платформы используют учителя в вашей школе?
– Образовательных платформ много. Каждый учитель сам выбирает, в какой цифровой платформе работать, но наиболее популярные – «ЯКласс» и «Учи.ру». Последняя используется для начальных классов.
– Как, на ваш взгляд, увлечь школьника предметом с помощью цифровых технологий?
– Школьникам нравится проведение интерактивных уроков. Их можно проводить с помощью интерактивной доски, на тех же самых образовательных платформах. Детям же интересно подойти к интерактивной доске, нажать на что-то и увидеть решение примера. Учеников гораздо больше увлекает урок в цифровом пространстве, когда они сами принимают в нем участие.
Современные дети буквально родились с телефоном в руках и им интересно управлять каким-то процессом. То же самое на уроке, ученикам неинтересно, что учитель читает по учебнику, им больше нравится интерактивный урок.
Все это используется в нашей школе, хотя не в каждом классе есть интерактивные доски, но там, где они имеются, мы ими пользуемся, и это идет на «ура».
– Помимо того, что вы являетесь заместителем директора, вы еще преподаете информатику. Как проходят ваши уроки?
– У меня все работы дети выполняют исключительно на компьютерах, то есть все в интерактивном режиме. Например, в седьмом классе мы проходим устройство компьютера, из чего он состоит. Я объясняю тему, а затем учащиеся самостоятельно приступают к работе – в интерактивном режиме собирают комплектующие компьютера.
Что касается тестов, то они тоже имеют место быть и проводятся с помощью компьютеров или телефонов. В онлайн-режиме у учителя появляются результаты тестирования, конкретные баллы ученика. Кстати, платформа «ЯКласс» как раз и позволяет проводить такие работы.
«По плану уроки цифровой безопасности проводятся обязательно»
– В вашей школе проводится обучение учеников цифровой грамотности, занятия по безопасному поведению в интернете?
– Безусловно, проводятся уроки безопасного поведения в интернете. Кроме того, в кружках, секциях или на дополнительных занятиях мы обязательно уделяем время, чтобы объяснить, как нужно вести себя в интернете, в целом безопасное обращение с компьютерной техникой.
Независимо от того, в каком классе учится ребенок, урок начинается с правил техники безопасности, когда приступаем к практической работе. Что касается правил безопасного поведения в интернете, у учеников тоже возникают вопросы, с которыми они сталкиваются. Поэтому еще и отдельно объясняем по конкретным случаям.
Допустим, возникли какие-то непредвиденные ситуации у школьника – взломали страницу в интернете, просят деньги. Выделяется 10 – 15 минут времени от урока, чтобы озвучить проблему и разъяснить пути ее решения. А так, по плану уроки цифровой безопасности проводятся обязательно.
– Профессии будущего связаны с IT-технологиями, поэтому требуется знание новых компетенций. В школьной программе это учитывается?
– Если говорить об IT-профессиях, то, к сожалению, в школах очень небольшое количество часов выделено на изучение предмета «Информатика» – всего лишь один урок в неделю. Это касается всех учебных заведений. За это время ученику очень сложно усвоить материал, но мы стараемся давать обновленные языки программирования.
Мы, учителя информатики, в один голос говорим, что часов очень мало, нужно увеличивать, потому что ученики не успевают изучить весь объем необходимого материала. Помимо этого школьники в интернете просматривают различные страницы, задают вопросы, хотят углубленно изучать определенную тему, а в рамках урока выделить время на то, что ученику сейчас действительно интересно, сложно. Мы стараемся, но сложно.
«Учитель должен быть уверен в тех платформах,
которые он использует»
– Какими навыками должен обладать «цифровой учитель»?
– На мой взгляд, все учителя уже умеют работать в цифровом пространстве. Однако учитель должен быть уверен в тех платформах, которые он использует, и должен уметь «вкусно» подать материал урока.
Конечно, есть учителя определенной возрастной категории, которые боятся нажать на ту или иную кнопку на компьютере, но эти вопросы решаются, учителей мы обучаем.
– Уже много говорилось о том, что дистанционное обучение не заменит очное. Но все же, есть ли преимущества у онлайн-образования?
– Онлайн-обучение может использоваться исключительно как дополнение к очному. Ученику необходимо находиться в школе, чтобы научиться социализироваться в обществе. В школе он общается с учителями, со сверстниками, учится договариваться.
Преимущество же онлайн-обучения в том, что оно легкодоступно – в любое время можно получить тот или иной материал. Но исключительно для того, чтобы дополнить существующий материал, полученный от очного образования.
Если говорить о полном переходе на дистант, то это неправильно, мы это проходили в период пандемии. Дети потом очень тяжело догоняли материал, до сих пор, наверное, догоняем. Есть упущенные моменты, которые могли дать при очном образовании. Поэтому существует пробел после дистанционного образования.
Здесь еще имеет значение материальная составляющая семей. Не каждая семья может позволить себе купить ребенку планшет, компьютер, чтобы он получал образования в онлайн-формате. А очно учителя всегда рады объяснить ученику какую-то тему.
– Цифровизация освободила учителей от бумажной нагрузки?
– Пока об этом говорить сложно, поскольку мы сейчас еще находимся в процессе цифровизации. Может быть, следующему поколению облегчим жизнь. Но пока мы ведем и бумажную работу, и работу в «цифре». То есть мы постепенно цифровизируем все пространство.
Да, где-то работу облегчили. Например, сейчас проводим большее количество итоговых работ в цифровом пространстве в виде компьютерных тестов. Программа проверяет, и нам легче. Мы заполняем электронные журналы, это облегчает работу, так как не нужно оформлять бумажные журналы, когда несколько раз можно ошибиться.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»