news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

«Учим чистоте танца»: репортаж из замка Спящей красавицы, которым управляет Цискаридзе

Академия Русского балета имени Вагановой – одно из самых престижных в стране учебных заведений для мечтающих о карьере в искусстве танца. Сюда поступают дети из разных регионов и стран, в том числе из Татарстана. Корреспондент «Татар-информа» понаблюдал, как учат и учатся балету.

«Учим чистоте танца»: репортаж из замка Спящей красавицы, которым управляет Цискаридзе
Среди балетных школ мира Академия Русского балета имени Вагановой считается одним из лидеров
Фото предоставлено Академией Русского балета им. А. Я. Вагановой

«Методика Вагановой» – это как система Станиславского

Академия Русского балета (АРБ) имени А. Я. Вагановой – одно из старейших учебных заведений в России: танцевальная школа в Санкт-Петербурге была образована 4 мая 1738 года по распоряжению императрицы Анны Иоанновны. Скоро – очередной юбилей. Для сравнения: нынешняя Московская государственная академия хореографии (МГАХ) открылась лишь в 1773 году. И тоже по распоряжению императрицы, только Екатерины Великой.

Среди школ художественного профиля петербургская танцевальная также была первой – уже потом появились музыкальные, архитектурные и живописные учебные заведения. То есть из всех искусств царская Россия считала важнейшим поначалу чуждый, но быстро ставший своим балет.

Среди балетных школ мира АРБ имени Вагановой считается одним из лидеров. И не в силу почтенного возраста. Дело в несметном числе звездных выпускников, имена которых известны даже тем, кто балетом не интересуется: Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников… В этих стенах учился и Георгий Баланчивадзе, ставший потом Джорджем Баланчиным – создателем современного американского балета. Отсюда вышел и Юрий Григорович, великий балетмейстер ХХ века, с именем которого связан золотой век в истории Большого театра. И Владимир Яковлев, с 1989 года – бессменный худрук балета в Татарском театре имени Джалиля. И этот список можно долго продолжать.

Агриппина Яковлевна Ваганова в советские годы стала первым профессором хореографии и основоположником общепризнанной научной методики обучения классическому танцу

Фото: сайт Академии Русского балета vaganovaacademy.ru

Дело и в имени, которое в 1957 году присвоили Ленинградскому хореографическому училищу (ЛХУ). Агриппина Яковлевна Ваганова, выходившая на сцену еще на излете империи, в советские годы стала первым профессором хореографии и основоположником общепризнанной научной методики обучения классическому танцу. Именно она создала систему подготовки, базовую для русской балетной школы XX и XXI веков. Место, которое в драматическом искусстве занимает «система Станиславского», в балетном отведено «системе Вагановой».

Последние 10 лет ректором Академии является народный артист России, премьер Большого театра Николай Цискаридзе. Сам он окончил МГАХ, но педагогами у него были выпускники ленинградской школы. Его медийная известность, безусловно, усиливает интерес к Академии. И сегодня многие дети, грезящие о балетной сцене, мечтают попасть сюда в том числе из-за личности Цискаридзе. Отбирают жестко – и по здоровью, и по способностям. Причем в последнем случае оценивают и те качества, что даны ребенку генетикой: внешние данные, гибкость, координацию, подъем ног, прыжки и так называемую выворотность. И те, что относятся к такому трудноизмеримому в цифрах понятию, как талант: музыкальность, танцевальность, артистизм.

Последние 10 лет ректором Академии является народный артист России, премьер Большого театра Николай Цискаридзе

Фото предоставлено Академией Русского балета им. А. Я. Вагановой

В эпоху «до ЕГЭ» в Вагановское отбирали лучших, в советские годы – со всех союзных республик. Сейчас у Академии есть контрольные цифры приема – 60 детей ежегодно только на очное отделение (плюс в конце августа идет добор во все остальные классы). В своих многочисленных интервью Цискаридзе не раз отмечал, что из-за этого зачислять приходится «котов в мешке». Поэтому до конца 8-летнего цикла обучения доходит меньше половины. При этом география учеников широчайшая – есть здесь дети и из Татарстана, и из Башкортостана и других регионов Поволжья. «Татар-информ» впервые оказался в стенах столь уникального учебного заведения. И узнал, как сюда попали и о чем мечтают наши звездочки.

«Однажды я поняла, что хочу стать балериной»

АРБ имени Вагановой даже по закону относится к нетиповым образовательным учреждениям. Это вуз, подведомственный Минкультуры РФ, но по факту это еще и школа, и училище – и все под одной крышей. Здесь необычная, но только на взгляд чужака, организация учебного процесса. Детей сюда набирают после окончания начальной школы. Первый класс Вагановского соответствует пятому, а пятый – девятому в «обычной» школе. На выходе все учащиеся получают диплом о среднем профессиональном образовании (СПО) – артиста балета.

АРБ имени Вагановой – вуз, подведомственный Минкультуры РФ, но по факту это еще и школа, и училище – и все под одной крышей

Фото предоставлено Академией Русского балета им. А. Я. Вагановой

А дальше – в зависимости от желания и возможностей – уходя служить в театры, могут продолжить обучение в бакалавриате, потом в магистратуре и аспирантуре. По программам СПО в Академии сейчас обучается более 400 человек, по программам высшей школы – еще 350 (речь только про «очников»). Для сравнения: в МГАХ эти цифры – 479 и 116 соответственно. При этом в московской академии больше заочников (56 человек), в Вагановской их всего пять. Оба вуза еще активно занимаются и дополнительным профобразованием – число слушателей этих программ и в Москве, и в Санкт-Петербурге примерно одинаковое, около 380 человек. Иностранных студентов в АРБ имени Вагановой в два раза больше, чем в МГАХ, – более 30.

Многие возвращаются в родные пенаты. Век артиста балета недолог, и после завершения карьеры большинство так или иначе стремится остаться в любимой профессии. Поэтому идут за дипломами педагогов, концерт- и балетмейстеров, театральных менеджеров, балетоведов… «Кейс» Цискаридзе, успевшего в свое время получить еще и диплом юриста, то есть освоить «чужую» профессию, является исключением из правил.

Век артиста балета недолог, и после завершения карьеры большинство так или иначе стремится остаться в любимой профессии

Фото предоставлено Академией Русского балета им. А. Я. Вагановой

Но изначально в Вагановское поступают, чтобы стать новыми Аврорами, Одеттами, Дезире или Солорами. Правда, о главных партиях классического репертуара мечтают не все. Например, Амине Исмаиловой из Казани, которая учится здесь с первого класса, ближе роль Китри в «Дон Кихоте». Путь ученицы 4 класса в Академию – один из самых типичных. Мама – в прошлом артистка балета, ныне педагог Казанского хореографического училища, папа танцевал в ансамбле народного танца. Несмотря на это, родители, по словам Амины, не хотели, чтобы она пошла в балет. Однако новогодние «Щелкунчики» в Театре им. Джалиля оказались убедительнее.

«Однажды я поняла, что хочу стать балериной. Мама меня отговаривала, боялась отпускать одну в большой город, где мне пришлось бы жить в интернате. Но в итоге я поступила сюда. И очень этому рада! Учиться, признаюсь, нелегко, и еще с родителями остаемся на дальнем расстоянии, ведь вся семья, брат и сестра тоже, осталась в Казани. Очень скучаю по родным, но у нас замечательные воспитатели в интернате, они помогают нам во всем», – рассказывает Амина.

Камилла Султан-Гареева занималась фигурным катанием, педагоги посоветовали «сменить коньки на пуанты»

Фото предоставлено Академией Русского балета им. А. Я. Вагановой

Камилла Султан-Гареева из Уфы, которой остался еще год до получения заветного диплома, в балет пришла в девять лет: «До этого занималась фигурным катанием, но так как много чего получалось в плане хореографии, педагоги посоветовали попробовать поступить сюда – так сказать, сменить коньки на пуанты».

Из Уфы и София Валиуллина, которая сейчас готовится к выпускному экзамену: «Я из семьи музыкантов, поэтому мама меня сначала отдала в музыкальную школу. Но я была неусидчивым ребенком, все время бегала. И мамины коллеги сказали, что меня надо отдать в танцевальную группу. В то время у меня вообще не было представления о том, что такое балет. Но потом мир танцев затянул».

София мечтает в театре выйти на сцену в роли Эгины в «Спартаке». Близки ей и Никия, и Гамзатти из «Баядерки»: «Я могу и властную героиню сыграть, и, наоборот, очень душевную, лирическую». А Камилле нравится роль Хозяйки Медной горы из другого знаменитого балета Юрия Григоровича: «Это очень трудная партия, для нее требуется специфичная подготовка, все построено на прыжках. Визуально это акробатика».

София Валиуллина: «Я из семьи музыкантов, поэтому мама меня сначала отдала в музыкальную школу. Но я была неусидчивым ребенком»

Фото предоставлено Академией Русского балета им. А. Я. Вагановой

Но поступают в Академию иногда сразу во 2-6-й и следующие классы, отучившись какое-то время в других профильных учебных заведениях. Так, из Башкирского хореографического колледжа (БХК) имени Рудольфа Нуреева, что расположен в Уфе, в Санкт-Петербург в свое время переехал Дмитрий Мухаметшин. «Вообще никогда не думал про балет. В детстве очень много было разных хобби – ходил на танцы, занимался скалолазанием, плаванием. Мамина подруга, у которой сын учился в БХК, посоветовала попробовать поступить туда. И меня вдруг сразу приняли. Хотя я даже не знал тогда, что такое первая позиция», – рассказал Дмитрий.

Обучение его увлекло, он начал узнавать об искусстве балета и таким образом выяснил, что лучшей школой в России считается АРБ имени Вагановой. «Приехали во время летних каникул на просмотр – и все получилось», – отметил Дмитрий. Сейчас он, как и София, в выпускном классе. И тоже занимается у станка по центру класса – негласно считается, что туда педагоги ставят самых лучших.

Фактурно Дмитрий – готовый принц Зигфрид, но, что удивительно, мечтает будущий артист о характерных партиях. «Любимый балет у меня – это “Баядерка”, на втором курсе на экзамене по актерскому мастерству я исполнял в нем роль Великого Брамина. Мечтаю и о роли Золотого божка. Не то чтобы мне не хочется ведущие партии исполнять. Хочется, тем более если такая возможность будет. Но в то же время интересно сделать что-то такое запоминающееся», – объяснил Мухаметшин.

Дмитрий Мухаметшин: «Вообще никогда не думал про балет. В детстве очень много было разных хобби»

Фото предоставлено Академией Русского балета им. А. Я. Вагановой

Заведующую кафедрой классического и дуэтно-классического танца, заслуженную артистку России Ирину Желонкину, тоже выпускницу Вагановской и в свое время солистку Мариинского театра, мечтания учеников не удивляют: «Они все прекрасно понимают, что роли из классического репертуара им все равно придется танцевать постоянно. Потому что зрители всегда будут ходить на такие балеты. При этом хочу отметить: исполнять классику – это самое сложное в техническом плане. Именно для этих партий требуется безупречная форма». Ее формированию в Академии и отведено все основное время.

«Они должны научиться чувствовать свое тело»

«Не туда летите! Со всей стопы! Держите спину! Боритесь, усилия прикладывайте! Думайте головой! Почему глаза в зеркале, а живот на полу лежит?» – чеканит замечания старший преподаватель классического танца Татьяна Соломянко. Выпускница 1993 года, долгие годы служившая солисткой Мариинки, сейчас – заслуженный работник культуры РФ и педагог 4 класса. Именно у нее в группе занимается Амина Исмаилова.

Татьяна Соломянко: «Боритесь, усилия прикладывайте! Думайте головой! Почему глаза в зеркале, а живот на полу лежит?»

Фото предоставлено Академией Русского балета им. А. Я. Вагановой

Сосредоточенно и спокойно среди таких же одноклассниц по несколько часов в день Амина проводит в балетных классах. Это просторные залы с высокими потолками, полы в которых сделаны под небольшим уклоном (такой же обычно и у сцен в театрах), одна стена является полностью зеркальной, а вдоль трех других установлены деревянные поручни. Или – те самые «станки», за которыми артистам балета придется стоять до завершения карьеры. Такова уж специфика этой профессии.

Общеобразовательная часть, дополненная курсами истории искусств и культуры, музыкальной грамоты и игры на фортепиано, в АРБ имени Вагановой тоже есть. Определенное время отводится и под спецпредметы: народно-сценический, историко-бытовой и дуэтный танцы, актерское мастерство и грим. Но основное время воспитанники Академии проводят в классах, где учат танцевать именно классику. По той самой методике Вагановой. Пропускать эти занятия даже по уважительной причине не принято – при освобождении из-за травмы ученики все равно приходят в класс и смотрят, что делают одноклассники, чтобы потом быстро их «догнать».

Все уроки проходят с участием не только педагога. В углу каждого балетного класса стоит рояль, и за ним вживую – это обязательно! – исполняет разные мелодии концертмейстер. Иногда – вариации из балетов, иногда – собственные импровизации. Под них и проходит обучение танцу – никаких записей здесь никто не включает, ведь исполнять балеты потом нужно будет под живую музыку. А ее надо научиться пропускать «сквозь мышцы».

Пропускать занятия даже по уважительной причине не принято – при освобождении из-за травмы ученики все равно приходят в класс и смотрят, что делают одноклассники

Фото: © М. Логвинов, предоставлено Академией Русского балета им. А. Я. Вагановой

Поначалу меня поразили постоянные сотрясания стекол в окнах, при том что по улице Зодчего Росси не ходят трамваи. Ответ стал очевиден, как только Амина и ее одноклассницы синхронно, исполнив баллон, приземлились на пальцы. Балетные классы расположены на нескольких этажах Академии, поэтому на такие «землетрясения» здесь никто не обращает внимания. Освоение классического танца можно сравнить с тренировками профессиональных спортсменов. Суть многолетнего обучения в любой хореографической школе, и Вагановское в этом плане не исключение, – это путь от простого к сложному. От отдельных элементов – к полноценному движению, от одного движения – к танцевальной комбинации, а от нее – к цельному законченному танцу.

В конечном итоге именно у станков, а также в середине зала, перед зеркалом, и формируется физическая основа, та самая форма движений, без которой никакого артиста балета не получится. Недаром великая балерина начала ХХ века Тамара Карсавина называла зеркала «беспощадными и беспристрастными свидетелями нашего труда», в которых навсегда исчезают изображения вчерашнего дня, но одновременно отражается и зарождение дня завтрашнего. «Но почему вы запрещаете им смотреть в зеркало?» – спросил я у Татьяны Соломянко.

«Они должны научиться чувствовать свое тело. А когда они цепляются глазами за свое отражение в зеркале, они не учатся ощущать себя в пространстве. Да и вообще не видят, что поворот головы неточный и позы неверные. Зеркало, конечно, нам очень нужно, мы в нем можем проверять чистоту позиций, правильность формы поз и положений рук, корпуса и ног при исполнении различных движений. Но при этом нужно уметь владеть телом и без этого. На сцене ведь никакого зеркала не будет. “Без мозгов” в нашей профессии ничего не получится», – объяснила педагог.

«Они должны научиться чувствовать свое тело. А когда они цепляются глазами за свое отражение в зеркале, они не учатся ощущать себя в пространстве»

Фото предоставлено Академией Русского балета им. А. Я. Вагановой

В отличие от спортивной гимнастики или фигурного катания в балете постижение основ танца, как писала в своей книге «Страна волшебная – балет» Элла Бочарникова (в свое время ректор МГАХ), происходит хоть и в течение многолетней физической тренировки, но не за счет механического (как в спорте), а сознательного усвоения всех сложных приемов и положений. Зрителю в конечном итоге нужны будут не только высокие прыжки и умение накрутить 32 фуэте. Отклик в душе вызовет то, что Пушкин называл «душой исполненным полетом». Так что студентам Академии предстоит научиться танцевать не только грамотно, технически четко, легко и красиво. Они должны стать «танцующими артистами», способными создавать содержательные, глубокие и реалистичные образы в спектаклях.

«А еще очень мало сегодня стало танцевальных детей»

«Нынешние дети по-другому растут. Вот наше детство – мы лазили, как вы помните, по каким-то стройкам и гаражам, бегали, прыгали, у нас было много подвижных игр, в том числе с мячами. По всей видимости, кроме физической нагрузки на мышцы это все развивало еще и координацию. Основная беда сейчас – кроме того, что у детей плохие спины, так как они все время сидят в смартфонах и в принципе мало двигаются, – как раз в том, что у них плохая координация. Когда она хорошая, движение сначала складывается в голове, а потом, соответственно, в теле. Сложить движения нынешним детям бывает очень трудно», – рассказывает Жанна Аюпова, первый проректор и худрук АРБ имени Вагановой.

Жанна Аюпова: «Я не знаю, как это работает, но дети сегодня не танцуют, они делают движения. А это разные понятия»

Фото: © М. Логвинов, предоставлено Академией Русского балета им. А. Я. Вагановой

Народная артистка России родилась в Петрозаводске, окончила Академию по классу легендарной Нинель Кургапкиной той самой, что помогала Рудольфу Нуриеву в 1992 году ставить в Гранд-опера его последний балет – «Баядерку». Аюпова долгие годы служила прима-балериной Мариинки. Именно с ней на сцене родного театра в 1989 году Нуриев станцевал Джеймса в «Сильфиде».

«А еще очень мало сегодня стало танцевальных детей. Это вообще теперь редкость. Танцевальность – это такое понятие, которое включает в себя музыкальность, артистизм. Когда человек слышит музыку и хочет что-то под нее изобразить, то есть у него воображение включается. Я не знаю, как это работает, но дети сегодня не танцуют, они делают движения. А это разные понятия», – добавила Аюпова.

«Современные дети не всегда внимательно относятся к замечаниям педагога. Некоторые словно не присутствуют на уроке и отвлечены чем-то другим. Еще лет двенадцать назад такого не было, ребята следили за мыслью, и у них она задерживалась в голове. Сейчас я задаю комбинацию, и не все могут ее повторить, а тогда схватывали сразу и погружались в работу с головой», – посетовал старший преподаватель кафедры классического и дуэтно-классического танца Алексей Ильин. По его мнению, на это влияет большое количество информации вокруг, причем информации быстрой и скоротечной: «Ученики схватывают маленькие обрывки, у них мозг быстрый, но он не держит долго информацию».

«Основная беда сейчас – кроме того, что у детей плохие спины, так как они все время сидят в смартфонах и в принципе мало двигаются, – как раз в том, что у них плохая координация»

Фото предоставлено Академией Русского балета им. А. Я. Вагановой

«Нас в свое время, извините, так “не долбили”. Нам не надо было по сто раз говорить одно и то же. Сейчас приходится», – добавила Аюпова. Но методика Вагановой доказывает свою эффективность и, так сказать, на современном материале. Обучение в Академии, как и в советские годы, завершается итоговой государственной аттестацией по классическому и характерному танцу, а также выпускной квалификационной работой – исполнением партии в спектакле. По традиции, эта последняя часть проходит на сцене Мариинского театра.

До этого этапа, конечно, доходят лучшие. Кому-то не хватает терпения и выдержки, у кого-то так и не получается натренировать ту самую координацию, кого-то – и такое тоже, увы, не редкость – подводит здоровье и травмы. В конечном итоге, как и раньше, все решает характер, упорство, сила воли, способность работать, не жалея себя. «Дети сейчас другие. Они знают, чего хотят. Они очень целеустремленные. Конечно, не все, но те, кто точно в себе уверен, те готовы упорно заниматься и добиваться цели», – отметила Ирина Желонкина.

Ирина Желонкина: «Дети сейчас другие. Они знают, чего хотят. Они очень целеустремленные»

Фото предоставлено Академией Русского балета им. А. Я. Вагановой

«Когда занимаешься каждый день – постепенно вырабатываешь иммунитет к физическим нагрузкам. И возникает желание каждый день работать над ошибками, с учетом всех замечаний педагогов, не повторяться, не стоять на месте. Не бывает так, что все время идешь вверх, иногда случаются и спады. Но это нужно научиться прорабатывать, и тогда все в итоге получится», – подтвердила выводы Камилла Султан-Гареева.

«Замок Спящей красавицы на берегу Лебединого озера»

Маленькая улица Зодчего Росси в Санкт-Петербурге ведет от Александринского театра к площади Ломоносова, что у набережной реки Фонтанки. Архитектор Карло Росси создавал ее по античным канонам: ширина равна высоте пяти зданий, ее образующих (22 метра), а длина – ровно в десять раз больше (220 метров). Кажется даже закономерным, что именно в этом средоточии архитектурной гармонии и абсолютной симметрии с 1836 года и размещается главная балетная школа страны. Ведь балет – это вечное искусство красоты.

Маленькая улица Зодчего Росси в Санкт-Петербурге ведет от Александринского театра к площади Ломоносова, что у набережной реки Фонтанки

Фото предоставлено Академией Русского балета им. А. Я. Вагановой

В комплекс АРБ имени Вагановой входит и интернат, так что жизнь всех учащихся, от начинающих 10-леток до 18-летних выпускников, полностью протекает в трех минутах ходьбы от многолюдного Невского проспекта, но в «замке Спящей красавицы на берегу Лебединого озера». Так называл училище его последний советский директор – легендарный танцовщик и балетмейстер ХХ века Константин Сергеев. Намекал он на то, что здесь все пребывает как бы вне времени.

Нынешние ученики занимаются в тех же классах, что и поколения их предшественников: на стенах вдоль парадной лестницы, поднимающейся с первого до седьмого этажа, словно в напоминание, собраны имена всех выпусков с 1743 года! Во всех коридорах и фойе висят фотографии великих артистов, которые здесь учились, а также фотографии выдающихся педагогов. Местами стоят и старинные зеркала, в которых словно ловишь отражения «легенд». На третьем этаже стены покрыты редкими снимками – в память о «вагановцах», погибших на фронтах Великой Отечественной либо умерших в блокадном Ленинграде. Есть в здании даже домовый храм – во имя Святой Живоначальной Троицы. В этом году исполняется 100 лет со дня его закрытия в революционном Петрограде и 25 лет с момента возрождения.

Нынешние ученики занимаются в тех же классах, что и поколения их предшественников

Фото предоставлено Академией Русского балета им. А. Я. Вагановой

Репетиционным залам, в которых занимаются воспитанники, присвоены имена тех, без кого русский балет не состоялся бы. Например, Мариуса Петипа, создателя всей русской классики. В 2018 году на фасаде Академии еще и повесили беломраморную доску в его честь – до сих пор единственную в России. Или Марины Семеновой, благодаря которой, гласит легенда, большевики в свое время передумали балет ликвидировать. С легендарного портрета, написанного художником Альфредом Эберлингом, Семенова и сегодня наблюдает за учениками.

Здесь настолько все пропитано настоящей культурой, что меня не удивляло, когда со мной здоровались на каждом шагу. При этом, несмотря на бережное отношение к истории, внутри Академии сегодня – все самое современное, от встроенного в старинный лестничный проем лифта до плазменных панелей в балетных классах. Полы в коридорах укрыты мягкими гипоаллергенными коврами – дети на них не только отдыхают, но и… растягиваются.

«В театрах у них сразу начнется безумная гонка»

Первый выход на сцену, по традиции, ежегодно проводится уже через месяц после поступления детей в Академию – на сцене Эрмитажного театра. И с первых классов учащиеся включаются в репертуар основных питерских театров – Мариинского и Михайловского. Ежегодно в школе ставят и «Щелкунчика», благо хореограф Василий Вайонен в 1934 году и делал свою версию, ставшую в итоге канонической, именно для учащихся Ленинградского училища. Кстати, в прошлом декабре этот спектакль Академия впервые показала на сцене Кремлевского дворца. Каждый год составы разные, но в эту работу вовлекаются все учащиеся.

Первый выход на сцену, по традиции, ежегодно проводится уже через месяц после поступления детей в Академию

Фото: © М. Логвинов, предоставлено Академией Русского балета им. А. Я. Вагановой

На больших сценах в Санкт-Петербурге показывают и другие «школьные» балеты. Например, не так давно Мариинка взяла себе в репертуар возобновленную под руководством Николая Цискаридзе «Фею кукол». Но, несмотря на такую активную сценическую практику, ректор Академии не устает подчеркивать: на Зодчего Росси учат только танцевать. Карьеру же выпускники начнут делать уже в театрах, с помощью знаковых ролей, если с этим, конечно, повезет.

«Раньше больше ценилась индивидуальность, актерское мастерство, собственные подходы. Сейчас больше упор на данность: шаги, стопы, красивые подъемы. Главным стало технически правильно все сделать. Но нужны и сильные хореографы, как в наше время были Григорович, Якобсон. Тогда и роли будут появляться объемные и глубокие», – сетует Людмила Ковалева, профессор, заслуженный деятель искусств РФ. В прошлом солистка Мариинки четыре десятка лет преподает в родной Академии. Среди ее выпускниц, например, Диана Вишнева. Сейчас у Людмилы Валентиновны готовится к выпускному и София Валиуллина из Уфы.

Людмила Ковалева: «Сейчас главным стало технически правильно все сделать. Но нужны и сильные хореографы. Тогда и роли будут появляться объемные и глубокие»

Фото предоставлено Академией Русского балета им. А. Я. Вагановой

По словам Ирины Желонкиной, «стремление к техническому совершенству в нашей профессии всегда было главным, так как без идеальной формы в балете добиться успеха невозможно». «Но сейчас, к сожалению, порой на этом все и заканчивается, поскольку к форме не добавляется содержание. Выпускниц с хорошей техникой много, но балеринами становятся единицы».

«В трюкачество они давно хотят уйти. Но у нас в школе задачи другие: не двойной револьтад сделать, а чистоте научить в профессии. Все-таки балет — искусство танца, а не спорта», – добавил и Алексей Ильин.

В «большом мире» выпускников АРБ имени Вагановой даже с красным дипломом будет ждать самый серьезный экзамен. И каждому придется в гонке за количеством партий и расширением репертуара не забыть про художественно-эстетические составляющие конкретных ролей. «В театрах у них сразу начнется безумная гонка, там спектакли пойдут чуть ли не ежедневно. Будут дни, когда придется танцевать и “двойники”, и это, конечно, сильно влияет на качество исполнения», – сказала Жанна Аюпова.

«Никто сейчас в театрах с молодыми возиться не будет так, как делаем мы в Академии. Они придут и сразу начнут танцевать. Те, кто в такой гонке сможет “не падать”, станут солистами, остальных поставят в кордебалет. В театре может быть и так, что главную роль надо будет выучить за две недели, а вариацию – вообще за две-три репетиции. Поэтому мы здесь стараемся дать детям крепкую основу, научить правильно и грамотно двигаться. И всем говорим: “Чему вы здесь научитесь, с таким багажом и придете в театр. Это ваша база”», – описала реалии современной театральной жизни Жанна Аюпова.

Читайте также:

news_bot_970_100