Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Минниханов в Ташкенте и Джизаке: где точки пересечения Татарстана и Узбекистана?
Президент Татарстана Рустам Минниханов провел сегодня свой рабочий день в Узбекистане. Его сопровождали представители крупных предприятий республики и чиновники. В ходе этого визита акцент был сделан на образовании – в городе Джизаке появился первый зарубежный филиал КФУ. Подробности поездки руководителя республики – в обзоре «Татар-информа».
Открытие филиала КФУ и интерес к машино- и авиастроению
Первым городом, куда отправился Президент Татарстана Рустам Минниханов, стал Джизак – здесь был открыт филиал Казанского федерального университета (КФУ). Это первое зарубежное подразделение вуза.
Проект поддержало руководство Узбекистана. Выбор специальностей обусловлен потребностями республики. Это машиностроение, геология, программный инжиниринг, экономика, информационные системы и технологии, менеджмент, лингвистика, фармация и журналистика. Учебный процесс начнется уже 31 октября.
«Нас связывают традиции многолетнего продуктивного сотрудничества, которое в последние годы стабильно укрепляется», — отметил Рустам Минниханов на церемонии открытия.
Также в Джизаке руководитель республики посетил IT-парк и полилингвальную школу. В Ташкенте Рустам Минниханов встретился с хокимом Ташкентской области Зойиром Мирзаевым.
Президент РТ поблагодарил хокима за активную позицию в вопросе развития химико-индустриального технопарка «Чирчик» – это совместный проект татарстанского «Химграда» и узбекистанских партнеров.
«Сегодня на его территории осуществляют деятельность 6 компаний-резидентов. Ведется работа по размещению еще шести новых производственных компаний. Уверен, при вашей поддержке технопарк будет успешно развиваться и дальше», – отметил Президент Татарстана.
В состав татарстанской делегации вошли представители 15 компаний из Татарстана, а также ректоры вузов. Президент отметил, что у нашей республики есть интерес к машиностроительному и авиастроительному кластеру.
«Есть потенциал для роста взаимной торговли. Это и в машиностроении, и в агропромышленном комплексе. Отдельного внимания заслуживает сфера туризма», — сказал он.
Президент подчеркнул, что Узбекистан — динамично развивающаяся экономика с большим потенциалом роста. «У нас есть много перспективных проектов, которые могли бы стать полезными для развития как Узбекистана, так и Татарстана», — добавил Минниханов.
Открытие технопарка «Чирчик» и подписание «дорожной карты»
Напомним, что это второй визит Президента нашей республики в Узбекистан в этом году. В марте этого года состав нашей делегации был еще более представительным. В нее входили в то время вице-премьер, министр промышленности и торговли Альберт Каримов, заместители Премьер-министра Роман Шайхутдинов и Лейла Фазлеева, мэры городов, ректоры КФУ и Университета Иннополис, руководитель Исполкома Всемирного конгресса татар, руководители КАМАЗа и «Татнефти». В целом представители 35 компаний и предприятий республики.
Сама программа поездки включала встречи с руководством Узбекистана, представителями деловых кругов. В ходе того визита был открыт химико-индустриальный технопарк «Чирчик» в Ташкентской области, созданный при участии технополиса «Химград» из Казани. Для его резидентов власти Узбекистана предусмотрели налоговые льготы и освобождение от таможенных пошлин сроком до 3 лет. В ближайшие годы в технопарке планируется наладить выпуск более 100 наименований продукции, необходимой в Узбекистане. Интересно, что первыми ласточками технопарка стали татарстанские компании «ВР-Пласт» (по производству пластика), «Бионоватик» (выпускает средства защиты растений) и «Натуральное здоровье» (специализируется на биодобавках).
Кроме того, тогда же была подписана «дорожная карта» по расширению сотрудничества между хокимиятом Ташкента и Правительством Татарстана на 2022-2023 годы, а также меморандумы о сотрудничестве с рядом татарстанских компаний.
По итогам 2021 года татарстано-узбекистанский товарооборот составил почти 200 млн долларов США и вырос на 23,5%. Но, как отмечали стороны, еще есть огромный потенциал для развития сотрудничества. «Уверен, что здесь есть немалый потенциал дальнейшего роста, и наша республика в этом заинтересована», – прокомментировал сегодня итоги визита министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко.
«У узбеков есть определенный интерес к нашим вертолетам»
Председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким заметил «Татар-информу», что пока трудно говорить о возможном взаимодействии двух стран в области авиастроения.
«Когда-то в Ташкенте был крупный авиазавод им. Чкалова, — вспоминает он. — Это было одно семейство Ильюшиных, которые и у нас собирались. Наверное, там еще остались какие-то заделы. Из того, что было, сейчас собрать можно. Ну а второе — у них есть определенный интерес к нашим вертолетам».
К слову, еще в конце 2020 года в СМИ появились сообщения о том, что в Узбекистане хотят возродить Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова (ТАПОиЧ). В частности, этот вопрос поднимался во время рабочей поездки в Узбекистан министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. В российском ведомстве тогда не скрывали, что в числе приоритетов российско-узбекского взаимодействия — проекты в области авиастроения.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в ходе встречи с главой Минпромторга РФ заявил, что на переговорах с российскими партнерами обсуждалась судьба бывшего авиазавода в Ташкенте – ТАПОиЧ. «У меня внутри тоже обида. В мире были считанные государства, которые производили самолеты. А мы своими руками это уничтожили, к сожалению. Но мы все равно прилагаем очень много усилий для его восстановления», — приводили слова главы Узбекистана журналисты. Некогда это был один из крупнейших авиазаводов Советского Союза. Его история на узбекской земле началась осенью 1941 года: именно тогда в Ташкент из подмосковных Химок эвакуировали ремонтный завод №84 ГВФ.
Уже спустя два месяца после эвакуации он начал выпуск самолетов ПС-84 (Ли-2). Первый из них поднялся в небо 7 января 1942 года. Известно, что после Великой Отечественной войны и вплоть до 2012 года ташкентский авиазавод выпускал самолеты семейства Ил и Ан. В 1960 году на заводе был построен и испытан винтокрыл Ка-22. Производство ограничилось пятью машинами. Затем, до 1962 года здесь строили кабины вертолетов Ка-26 для завода в Кумертау.
«В первую очередь могут быть интересны фрукты и ранние овощи»
На какой почве могут сойтись республики в сельском хозяйстве? «У нас разные природные и климатические условия. В Татарстане больше земли и воды. Это говорит о том, что у нас выращиваются разные культуры, — заметил «Татар-информу» заместитель председателя Комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Госсовета РТ Тахир Хадеев.
По его словам, в Узбекистане выращивается хлопок и фрукты, есть все основные культуры плюс молоко и мясо, развита переработка и, кроме того, очень серьезно продвигаются масличные. «Поэтому у нас есть чем обменяться друг с другом», — убежден он. По словам парламентария, возможна и какая-то кооперация: «Мне кажется, мы дополняем друг друга».
Хадеев полагает, что нашей республике в первую очередь могут быть интересны узбекские фрукты и ранние овощи. «Сегодня доставку в основном определяет только логистика. А потребность есть», — говорит он. В свою очередь, Татарстан может предложить озимую рожь, пшеницу и другие зерновые культуры, мясо-молоко, сахар. «У нас еще и масла много», — напомнил собеседник агентства.
Депутат предполагает, что возможен также обмен студентами аграрного вуза: «Мы чувствуем определенную остроту в кадрах. Их пополнение из Узбекистана тоже, наверное, возможно в каком-то ракурсе. И еще, думаю, туризм. В Узбекистане такая жара, пусть приезжают к нам охладиться летом, а зимой — кататься на лыжах. А мы туда поедем».
«Наша республика очень развитая. Поэтому у Президента, а он мудрый человек и всегда отстаивает интересы Татарстана, в портфеле есть много предложений», — подытожил Хадеев.
«Раньше все хотели all inclusive, а Узбекистан – направление культурное»
«Популярность Узбекистана у наших туристов в последние годы растет. Он ориентировочно находится на третьем и даже втором месте после Турции наряду с Казахстаном», — свидетельствует генеральный директор компании AVT Азамат Сабиров.
Он напомнил тенденцию: россияне с некоторых пор обратили внимание на ближние страны. В том числе многие едут посмотреть Узбекистан и заодно «сделать пласткарт» (Visa и MasterCard, платежные системы которых работают в 210 странах мира, — прим. Т-и). По замечанию Сабирова, поток въезжающих в эту страну из России значительно вырос именно из-за «карточных» туров: «Такие визиты в Узбекистан были наиболее популярны, потому что и полетов сюда было больше, чем в тот же самый Казахстан и Беларусь с Арменией. К тому же открыть счет было дешевле и банки были более адекватны». Для этого «туристы» отправлялись в Узбекистан в основном на неделю.
А после того как позакрывались все дешевые направления пляжного отдыха, замечает собеседник «Татар-информа», россияне начали рассматривать и познавательный отдых в этой стране. «Раньше просто всем хотелось all inclusive (все включено, — прим. Т-и). А Узбекистан — это направление культурное. Тут ты можешь видеть уникальные места, которые не увидишь больше нигде. Один только город Хива (был основан более 2,5 тыс. лет назад, — прим. Т-и) чего стоит. Кроме того, есть еще и Самарканд с обсерваторией Улугбека. В Средние века люди с высоты 30-этажного здания изучали небо, — комментирует он. — Сказать, что это будет паломничество, как в Турцию, я не могу, потому что в Узбекистане и гостиничный фонд не такой большой, и цены достаточно высокие. Но есть же люди, которые хотят просто отдохнуть на солнце».
Сабиров рассказывает, что, будучи в Узбекистане, специально поинтересовался: можно ли снизить цены на авиабилеты или предпринять что-то еще? И услышал в ответ, что в Узбекистан с удовольствием приезжают туристы со всех стран мира. Например, японцы его просто обожают. То есть проблем в этом плане у них нет.
Он признает, что «отдать в два раза больше денег, чтобы просто где-то погулять, захочет не каждый». Соответственно, в Узбекистан из числа наших людей решатся поехать не все. Но в целом туризм туда привлекателен по разным причинам. Хотя он все-таки ориентирован на людей с достатком: есть направления и подешевле.
Гендиректор AVT обрисовал причину: «Из-за потока гастарбайтеров, а сейчас, как известно, происходит их массовый исход, билеты в Узбекистан пока находятся не в самом выгодном ценовом сегменте: спрос на них большой. Цены взлетели месяц назад, как только в России объявили частичную мобилизацию. Сейчас они уже стали пониже».
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»