news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

«Тысячевольтный заряд на сцене»: каким запомнят народного артиста Вадима Кешнера

В Казанском драматическом театре имени Качалова прошла церемония прощания с легендой казанской сцены Вадимом Кешнером. Почтить память артиста пришли почитатели его таланта, ученики, коллеги. Каким запомнят Кешнера в Татарстане и какой вклад он внес в искусство – в репортаже «Татар-информа».

«Тысячевольтный заряд на сцене»: каким запомнят народного артиста Вадима Кешнера
Траурную церемонию начал руководитель театра Александр Славутский, который зачитал письмо Государственного советника РТ Минтимера Шаймиева
Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

Проститься с Вадимом Кешнером собрался полный зал Качаловского театра

Церемония прощания с артистом прошла в театре имени Качалова, где Вадим Кешнер отслужил более 60 лет. Собрался полный зал, а принесенные цветы едва поместились на специально предназначенном для этого столе.

Траурную церемонию начал руководитель театра Александр Славутский, который зачитал письмо Государственного советника РТ Минтимера Шаймиева.

«Вадим Кешнер – человек, которого я хорошо знал и уважал. Я всегда восхищался его энергичностью, оптимизмом и жизнелюбием. Мы все потеряли не только выдающегося артиста, но и обаятельного, доброго человека. Искренне разделяю горечь этой тяжелой утраты и скорблю вместе с его родными и близкими», – зачитал руководитель театра.

От себя Славутский добавил, что Кешнер был искренне предан театру. Он был беззаветно влюблен в сцену Качаловского театра, которой отдал многие годы. При этом был крайне дисциплинирован в своем творчестве.

«Он был хороший, талантливый, характерный артист. Мы с ним сделали много ролей. Вадим был очень музыкальным человеком. Человек настолько любил свой театр, что когда я год назад интересовался у него, нужно ли ему что-нибудь, он попросил, чтобы его похоронили из театра», – поделился воспоминаниями Славутский.

По его словам, Кешнер всегда был жадным до работы. И театр, которому он посвятил жизнь, будет помнить и любить за то, что он сделал.

Геннадий Прытков: «Я был его многолетним партнером на сцене. Там он давал тысячевольтный заряд. Сцена буквально рвалась от него»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

«Сыграть большую роль талантливому артисту не сложно, но отыграть роль из пяти слов дано не каждому»

Далее слово предоставили многолетнему сценическому партнеру Кешнера, народному артисту России и Татарстана Геннадию Прыткову. Они дружили более 55 лет.

«Моя жизнь в театре началась в 1968 году. Мы с Вадимом Валентиновичем идем по жизни 55 лет по одной дороге. Это мой товарищ и соратник. Я был его многолетним партнером на сцене. Там он давал тысячевольтный заряд. Сцена буквально рвалась от него. Я не могу представить, что этого заряда больше в нашем театре нет», – произнес со слезами на глазах Прытков.

Он признался, что ему невероятно тяжело повернуться к телу его друга и увидеть его мертвым. При этом Прытков поделился воспоминанием, которое показывает, насколько Кешнер был великим актером. По его словам, эта история произошла, когда они оба играли в спектакле «Визит дамы», где Прытков играл бургомистра, а Кешнер – судью Хофера.

«Судья Хофер берет чек на миллион, подходит ко мне и произносит пять слов: «Вот ваш чек, господин бургомистр». Я не мог оторвать взгляд от его лица, его глаз. За этими пятью словами я видел целую человеческую жизнь, сыгранную жизнь, которую он разменял на бесконечные компромиссы. Я видел боль этого судьи. А в конце этого малюсенького мгновения Вадим улыбался – дескать, ты меня понимаешь? И уходил. Я помню, после одного из спектаклей после этого момента я пробормотал: «Вадик, ты – великий артист». Сыграть большую роль талантливому артисту не стоит особого труда, а вот сыграть роль из пяти слов дано далеко не каждому. Это под силу только великому артисту, которого мы сегодня потеряли», – рассказал Прытков.

При этом он подчеркнул, что у Кешнера было и огромное количество больших ролей, также сыгранных блестяще. Начиная от Адуева в «Обыкновенной истории» по Гончарову до шекспировского Уилла и Пушкина.

Александр Кешнер: «Папа был предан семье ничуть не меньше, чем театру. С молитвой о каждом из нас он просыпался каждый день»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

«Папу можно охарактеризовать одним словом – надежность»

Слово взял и сын Вадима Кешнера – Александр. Он рассказал, что усопший был не только великолепным и великим артистом, но и замечательным отцом и семьянином.

«Было сказано много слов о том, что он был великим актером. Все мое детство также было связано с театром. Я рос за кулисами, каждое лето проводил вместе с отцом на гастролях. Папа был предан семье ничуть не меньше, чем театру. С молитвой о каждом из нас он просыпался каждый день. Теперь молиться за нас некому. Я знаю, что если маму попросить описать отца одним словом, то она бы сказала – надежность», – рассказал сын артиста.

Татьяна Кешнер: «Как говорил Вадим, семейная жизнь – это большие университеты. Оглядываясь, я понимаю, какую счастливую жизнь я прожила. Для меня он был всем»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

Воспоминаниями поделилась и жена артиста – Татьяна Кешнер. Было видно, что ей очень тяжело говорить, на глазах были слезы. Тем не менее вдова артиста набралась сил для своей речи.

«Я прожила с этим замечательным человеком почти 46 лет вместе. Не значит, что все было ровно и гладко, так в жизни не бывает. Как говорил Вадим, семейная жизнь – это большие университеты. Оглядываясь, я понимаю, какую счастливую жизнь я прожила. Для меня он был всем», – сказала Татьяна Кешнер.

Она поблагодарила всех присутствующих и отдельно Александра Славутского за организацию церемонии на сцене театра. Отдельное внимание жена артиста уделила ученикам Кешнера. По ее словам, даже уже сильно болея, он постоянно вспоминал о своих студентах.

Руфина Тазетдинова: «Вадим Валентинович подарил своим ученикам частичку своей души. Не только с профессиональной точки зрения, но и духовной. Это очень важно»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

«Вадим Кешнер определял нравственный вектор как в театре, так и в училище»

Вадим Кешнер преподавал в Казанском театральном училище с 1977 года. Он обучил огромное количество артистов, которые работают в театрах как республики, так и страны и даже всего мира, сообщила директор училища Руфина Тазетдинова.

«Вадим Валентинович подарил своим ученикам частичку своей души. Не только с профессиональной точки зрения, но и духовной. Это очень важно. Он очень любил говорить своим студентам фразу “артистом можешь ты не быть, но человеком быть обязан”. Все, кто вышел из-под его крыла, это люди не только высокопрофессиональные, но и глубоко порядочные. Мы потеряли человека, который определял нравственный вектор как в театре, так и в нашем училище», – отметила она.

Она напомнила, что в училище Кешнер долгие годы преподавал вместе с Юноной Каревой и очень тяжело переживал ее утрату.

Несмотря на то что возложить цветы можно было за полчаса до начала самой церемонии, осталось огромное количество людей, которые просто не успели это сделать

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

«Это поколение актеров, которые не знали слова “халтура”»

Вадим Кешнер был невероятно трудолюбивым артистом и принадлежал к тому поколению, которые не знали таких слов, как «халтура» и «шабашка». Через них транслировались лучшие качества профессионального артиста. Таким мнением поделился актер, а также многолетний коллега усопшего по театральному училищу Ильдар Хайруллин.

«Когда Вадим Валентинович был еще активно занят в репертуаре театра, мне нужно было с ним встретиться. Я пришел на спектакль и хотел подойти сразу после его окончания. Однако я узнал, что он после каждого представления проводит собрания, где анализирует работу. Кого-то он ругал, кого-то хвалил, кому-то давал советы. Он полностью отдавал себя театру, а всего себя – искусству и творчеству», – отметил актер.

Он рассказал и о работе с Кешнером в театральном училище. Хайруллин считает, что именно Кешнер вместе с Юноной Каревой задали тон и уровень всего творческого потенциала училища. Причем это касалось как дисциплины, так и новых форм работы со студентами.

Несмотря на то что возложить цветы можно было за полчаса до начала самой церемонии, осталось огромное количество людей, которые просто не успели это сделать. Поэтому организаторы дали участникам траурной церемонии такую возможность. Выстроилась большая очередь, которая даже не помещалась в зале Качаловского театра. Многие плакали, как женщины, так и мужчины. Когда пришло время отправляться на кладбище, была воплощена старая театральная традиция: Вадима Кешнера проводили аплодисментами, которые не смолкали несколько минут.

Вадим Кешнер ушел из жизни 14 апреля. Ему было 87 лет. Он будет похоронен на Арском кладбище.

Вадима Кешнера проводили аплодисментами, которые не смолкали несколько минут

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

«Моего Сережу – вам»

Судьба сложилась так, что мне, корреспонденту «Татар-информа», приходилось встречаться с Вадимом Кешнером. готовить интервью о театре, молодых талантах и закулисных интригах.

Когда Вадим Валентинович вспоминал о своих ролях в театре, в нем просыпался юношеский задор и профессиональный азарт. При этом он уверял, что уже наигрался и устал.

«Можно меня ночью разбудить, и я об этом расскажу. Первая — это Сашенька Адуев в “Обыкновенной истории”, Гибсон в “Быть или не быть”, который ставил Портнов, профессор Преображенский в “Собачьем сердце”. Кроме того, в зале консерватории вместе с оркестром народного артиста СССР Натана Рахлина мы играли в спектакле “Жизнь Чайковского”. Там была и Юнона Карева. Я был Чайковским. Мы играли “Жизнь Чайковского” при жизни Рахлина девять лет. После его смерти мы с этим спектаклем объехали весь Советский Союз, от Калининграда до Томска. Играли с различными оркестрами, так что это огромнейшая программа и одна из значительных моих работ», – рассказывал Кешнер о своих любимых ролях.

Книга Эдуарда Хайруллина «Кешнер и Ко»

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

По окончании нашей беседы он решил сделать мне несколько подарков, первым из которых стала его собственная книга «Кешнер и Ко» с автографом и пожеланиями. Кроме этого, он подарил мне издание о кинорежиссере, продюсере и писателе Сергее Говорухине, который погиб от инсульта в 2011 году. Для Вадима Кешнера это была особенно больная тема, потому что это был сын его близкой подруги Юноны Каревой и близкий ему человек.

«Моего Сережу – вам», – подписал он книгу для меня.

Полное интервью можно прочитать здесь.

Фото на анонсе: teatrkachalov.ru

Фоторепортаж: Владимир Васильев
news_bot_970_100