news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Тукаевский лауреат//Шамиль Шарифуллин: "Я ВСЕГДА ВЕРИЛ В ДУХОВНУЮ СИЛУ МОЕГО НАРОДА!"//17 августа, №33

Музыка… Ничто не способно так тонко отразить внутреннее состояние души, как она, тем самым даря той же душе несравнимое наслаждение и полет. Сопровождая человека всю его жизнь от колыбели, она становится частью таких чувств, как радость, печаль, разлука, торжество и разочарование. Так, удивительно чуткий слух народа уловил эти моменты, создал народные песни и напевы. В них и по сей день хранится его многогранная душа, услышать, увы, которую дано не всем.

17,36 Kb

Но он сумел не только услышать, но и записать, и донести до наших дней, до современного человека, то, что мы легко могли бы потерять. За это ему безграничная благодарность. Ему - мастеру, владеющему всеми стилями. Ему – композитору, сделавшему огромный вклад в изучении народного фольклора, автору таких произведений, как хоровые концерты “Мунаджаты”, “Деревенские напевы” (“Авыл кљйлђре”), а также оратории-балета “Песнь о цветке”, симфонических и камерно-инструментальных произведений, романсов, песен. Ему, носящему призвание настоящего композитора, что дается только свыше благодаря таланту и трудолюбию.

И премия им.Тукая, полученная композитором в нынешнем году, пожалуй, служит только подтверждением этим словам.

И вот в уютной, домашней обстановке мы ведем беседу с этим удивительно талантливым и, надо сказать, скромным композитором Шамилем Шарифуллинным. А поводом для встречи стал конкурс “Ватаным”, проводимый на страницах газет “Татарские края” и “Tatar ile”, проект которого ведет коммерческий директор информационного агентства “Татар-информ” Наиль Селиванов. Так, победителям одного из туров будут вручены песенные диски Шамиля Шарифуллина. А пока композитор отвечает также и на вопросы наших дорогих читателей, которые мы получили вместе с ответами, пришедшими на конкурс.

Вот, к примеру, такой вопрос задает Хамитова София из Волгограда:

- Кем в детстве мечтали видеть вас родители?

- Композитором. Когда я только родился, отец сказал – мой сын будет композитором.

Отец Шамиль ага, как он рассказывает, был самоучкой, играл на мандолине и скрипке, мать – великолепно пела.

Я родился в поезде, продолжает Шамиль Камильевич, и тут же добавляет: в поезде и в рубашке. Поскольку день моего рождения совпал с тринадцатым числом, родители испугались, что ребенок будет несчастливым, потому в метрике записали, что я родился 26 сентября. Но это число, напротив, было для меня счастливым. В самые ответственные моменты жизни удача улыбалась мне именно на цифру тринадцать. 13 июля в тринадцать часов дня я поступил на факультет композиции, хотя подавал документы на отделение баяна.

Консерваторию будущий композитор закончил досрочно, за четыре года. Уже тогда к дипломной работе были написаны две симфонии. В 74-ом году он стал членом Союза композиторов, а в 75-ом написал сочинение “Мунаджаты”, чем вызвал огромный резонанс у общественности.

Это было время, когда те слова, что касались религии, боялись даже произносить, продолжает Шамиль Камильевич. И вот в клубе писателей им. Тукая я устроил концерт, где хор в живую исполнил мунаджаты. В тот вечер собрались аксакалы татарской литературы, среди которых были и Сибгат Хаким, Накый Исенбет, Гомер ага Баширов. После исполнения аксакалы в один голос стали хвалить меня. Они говорили: этот молодой человек сделал то, что давным-давно должны были сделать мы с вами. Он, не побоявшись ни обкома КПСС, ни лагерей, смог показать наше подлинное национальное сокровище, которому нет цены, в котором вся древняя душа народа. Он показал наше старинное духовное песнопение. Честь ему и хвала! Вот что сказали аксакалы. А я и по сей день бережно храню сделанную тогда фотографию…

- Вопрос задает Мамлеева Дарига из Астрахани. Считаете ли вы нужным ввести в школьную программу параллельно с изучением родного языка уроки татарской музыки, народного творчества?

- Я считаю обязательной необходимость ввести в школы преподавание татарской музыки. Меня всегда удивляло: как, имея такую богатую и древнюю культуру, наш народ, наши дети не изучают ее?

Именно с этой целью, в помощь преподавателям я написал программу по татарской народной музыке. О какой национальной культуре может идти речь, если мы не будем знать фундамента, основ? А ведь у нашего народа, повторюсь, богатейшее фольклорное творчество, и молодое подрастающее поколение обязательно должно его знать.

Но вот проблема в том, что данная область у нас мало изучена. И большим сдвигом вперед станет еще один труд, написанный Шамилем ага - книга “Фольклор детства”, которая, как предполагается, выйдет на следующий год. Автор символично разделил ее на четыре части: детство, юность, зрелость, старость. В каждом возрасте человек поет свои особые песни, говорит Шамиль Камильевич, что дает возможность объединить все этнические группы в одно целое, единый кулак. Как оказалось, композитор поддерживает довольно тесную связь с татарскими общинами, и они уже с нетерпением ждут выхода книги. В ее издании композитору большую поддержку оказывает Минкультуры.

Но этим только труд послед- них лет композитора не ограничивается. Уже находится в печати другое, не менее важное и значительное издание, подготовленное Шамилем Шарифуллиным - “Традиционное книжное пение татарского народа”, которое обещает стать настоящей сенсацией.

Общий объем книги 1200 страниц и выйдет она в двух томах. В книгу включены древние мелодии, тексты, начиная с конца IX века и до XX, то есть более десяти веков классической поэзии татарского народа. Этой книгой я занимался более тридцати лет сознательно и целенаправленно, говорит Шамиль Камильевич. Организовывал фольклорные экспедиции, ездил вместе со студентами, записывал бабушек, потом все собранное расшифровывал. В этой работе требуется хорошее знание языков: и фарси, и турецкого, древнетюркского. В текстах хранится удивительная поэзия, глубина, которой современным поэтам и не снилась. И я хочу показать это людям. Ничего подобного, даже близко стоящего, нет ни у одного народа России.

Вместе с тем свою безграничную любовь к народу композитор выражает в сочинении, которое посвятил отцу. Мой отец был замечательный человек, говорит Шамиль ага. И вот “Татар биюлђре” (“Татарские танцы”) я посвятил ему. Ведь существуют “Венгерские танцы” Брамса, “Немецкие танцы” Бетховена, “Норвежские танцы”, “Славянские”, почему бы ни быть и татарским? Я написал двенадцать танцев, которые традиционно назвал балет-сюитой. Фактически же, по масштабности, это сочинение равносильно симфонии.

Помимо этого композитор за последние полгода создал и еще одно сочинение - “Сцены деревенской жизни”. Эти произведения еще ни разу не звучали на широкой публике, их мировая премьера запланирована на осень. Исполнять будет симфонический оркестр татарской государственной филармонии. Также вскоре можно будет услышать произведения Шамиля Шарифуллина записанные на диске. Возможность эта появилась благодаря аудиторской консалтинговой компании “Аудэкс”, которая спонсирует работу над проектом песенного диска. В проекте также участвуют такие известные татарские исполнители, как Георгий Ибушев, Венера Ганиева и другие. Диск будет включать самые известные и популярные авторские песни Шамиля Шарифуллина. Среди них и “Яфрак тљшкђн инде юлга”. В будущем запланированы также съемки клипа этой песни. И нет сомнения, что произведения Шамиля Шарифуллина станут любимы, настолько они берут за душу.

- Шамиль ага, расскажите, как вам удавалось записывать мелодии, ведь технические возможности были тогда значительно ограничены?

- Я ездил с большим катушечным магнитофоном. Одевал его на спину и вперед - пешком или на тракторе. В большей степени народ наш благожелательный и гостеприимный – что особо необходимо отметить. Когда я объяснял, чем занимаюсь, рассказывал о цели своих поездок, люди спешили помочь. Я с большой теплотой вспоминаю тех бабушек, с которыми мне довелось общаться. Зайдешь к ним в дом, а они, как и принято у нашего народа, со словами “утыр улым”, сначала посадят за стол, напоят чаем. После уже переходят к делу, начинают читать, петь: звучат и суры из Корана, мунаджаты, старинные, древние стихосложения. Иногда пели по памяти, когда и читали с тетради. Они говорили мне: ты делаешь святое дело.

- Но вот Шамиль эфенди, иногда создается впечатление, что все старо-татарские песни печальные. Но было же у татар боевое искусство, должны же существовать, скажем, парадные, военные песни.

- Эти песни конечно есть. Излагались они орузом – так называемым поэтическим метром.

- Насколько нам известно, вы были учеником Алмаза Монасыпова. Потом и сами занимались преподавательской деятельностью.

- Алмаз Монасыпов был моим учителем, которого я в большей степени уважаю. Это большой и мощный, удивительно талантливый композитор. Я считаю, что в жизни мне очень повезло, мне удалось общаться с великими и великолепными, талантливыми людьми.

Среди учеников Шамиля Шарифуллина выросло немало настоящих композиторов. Илхам Байтиряк, Рустем Абязов – первый выпускник по классу композиции, Риф Гатауллин – композитор-песенник, автор известных песен, Александр Чернышев, Андрей Ковайкин, Вадим Шаликин.

- Наши читатели, в частности, Канеев Билял из Набережных Челнов интересуется вашим отношением к современной эстраде?

- Сегодня татарская музыка в глубоком кризисе. Национальную музыку нигде не преподают, большинство композиторов ее просто не знает. А как создавать национальные шедевры, не зная фундамента?

О современной музыке и говорить нечего, у меня к ней крайне негативное отношение. Современная музыка – это мусор, отравляющий души людей. Ведь, прежде всего она давит на национальную музыку, не давая развиваться ей.

- Какую характеристику вы можете дать современному человеку?

- Человек XXI века совершенно иной, более деловой и прагматичный. Но, думаю, чем больше в нем развиваются эти качества, тем больше будет расти его потребность в национальном чувстве. Потому что он татарин и от этого ему никуда не деться. Ты можешь одеть самый новомодный, современный костюм, но по сути своей ты в любом случае, в любом костюме останешься татарином. Надо сказать, что многое зависит и от воспитания, что вложишь в человека, то и получишь. Поэтому большое значение имеет национальное воспитание. Я же работаю для того, чтобы и был этот фундамент. Надо начинать уже с детского сада. Нужна подготовка кадров, желающих преподавать немало. Но проблема в том, что люди не знают как, с чего начинать. Композиторов же просто не учат писать татарскую музыку.

Хотелось бы верить, что сделанное мной без внимания не останется. Я мечтаю об этом, надеюсь, что для них это будет не простой звук. Именно с такими надеждами я и работаю.

Вот такие пожелания выразил Шамиль ага нашим читателям: чтобы не болели, были живы и здоровы. Чтобы всегда и везде татарин оставался татарином. Татары – это великий народ, великая мировая нация. И каждый должен чувствовать себя представителем своего великого народа. Никогда не забывайте про национальную гордость, прививая ее детям и внукам. И конечно, не забывайте национальные традиции.

Арслан Камал

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100