Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Театр Бориса Эйфмана привез на Нуриевский фестиваль балет об умирающем композиторе
Постановка о жизни и творчестве Петра Ильича Чайковского впервые была показана в Казани.
(Казань, 17 мая, «Татар-информ», Елена Кривопатре). XXXI Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева представил казанской публике балет Санкт-Петербургского театра Бориса Эйфмана «Чайковский. PRO et CONTRA».
Постановка о жизни и творчестве великого композитора впервые была поставлена в 1993 году и имела оглушительный успех не только в стенах родного театра, но и на гастролях. В 2016 году, к 70-летию Эйфмана, спектакль был обновлен и отправлен в путешествие по всему миру.
«Эйфман – очень плодовитый балетмейстер, выпускает один спектакль за другим, причем это спектакли большой формы, сюжетные, которые подымают какую-то биографическую тему, как в данном случае – спектакль о Чайковском или спектакль о Родене, великом французском скульпторе», – рассказал критик и балетовед Александр Максов.
Спектакли известного балетмейстера наполнены философическими наблюдениями и биографическими деталями и представляют собой взгляд хореографа на ту или иную личность, пояснил Максов.
«Личность Петра Ильича Чайковского – это целый мир! Его душевные переживания отразилось в его музыке. Мы знаем достаточно хорошо его биографию, это был человек гениальный, а гениальный человек – это всегда бездонная пропасть душевных каких-то переживаний, катаклизмов, его биография изобилует ситуациями, когда мы понимаем, что человек находился в жутком смятении», – заметил критик.
Эти душевные терзания в полной мере удалось передать в постановке Эйфмана. Чувственная и пронзительная история способна довести публику до слез. Минимум декораций, костюмы пастельных тонов и игра света дают возможность сосредоточиться на игре артистов. Все действо сопровождается музыкой Чайковского, которая, правда, иногда замолкает. Оставшись в тишине, танцоры под шорох собственных движений как будто бы еще сильнее транслировали зрителям переживания своих персонажей.
При появлении на сцене главный герой лежит в кровати. В его сознании перед смертью всплывают воспоминания прожитых лет. Эйфман включает в спектакль «Щелкунчика», «Пиковую даму» и «Лебединое озеро». В сюжете упоминаются жена композитора Антонина Милюкова и подруга по переписке Надежда фон Мекк. Примечательно, что Чайковский в постановке изображен как раздвоенная личность – сам композитор и его внутреннее «я». Каждую субличность играет отдельный актер.
«Чайковский всегда был раздвоен, он находился в постоянном противоборстве черного и белого, позитивного и негативного, плюс его личные проблемы сексуального характера, которые порой приводили его в отчаяние. И не случайно Чайковский написал балет о лебедях – белом и черном, которые вступают в противостояние между собой. Эйфман очень хорошо это почувствовал и выстроил в своем спектакле Чайковского как двуединый образ», – отметил комментировавший спектакль балетовед.
Роль самого композитора в постановке исполняет Олег Габышев. По словам артиста, играть такую сложную личность непросто: «Всегда тяжело, когда ты обращаешься к историческим персонажам, потому что это не литературный вымысел, это действительно живая история, требующая очень тщательного подхода. И этим она и интересна. Когда ты погружаешься в историю, читаешь биографию, это все очень вдохновляет».
Соблюдение исторической точности – совсем не главное в постановке. Главной целью была передача чувств и эмоций композитора.
«Это фантазия нашего хореографа, он обратился, мне кажется, к самому главному – к его сознанию. Получилось что-то вроде исследования, новый жанр, когда хореограф исследует внутренний мир композитора, пытаясь понять, что его вдохновило на тот или иной шедевр», – добавил артист.
Партия жены Чайковского досталась Любови Андреевой. Это трагическая роль, как, впрочем, и все роли в этом спектакле.
«Моя героиня – наивная девушка, которая жаждала любви, но нашла ее, к сожалению, в человеке, который не мог любить женщин. Чайковский был вынужден жениться на ней. Когда они поженились, началось самое страшное для него, потому что она все время требовала от него любви, объятий, поцелуев, а ему это было очень противно. Он всегда говорил, что самое страшное – это ее поцелуи», – сказала балерина.
Влюбленная Милюкова все время преследует своего мужа, пишет ему письма, но, так и не получив взаимности, сходит с ума.
Театр Эйфмана уже не первый раз на казанской сцене, артисты уже привозили в столицу Татарстана такие постановки, как «Онегин» и «Братья Карамазовы». Это происходило не только в рамках Нуриевского фестиваля, но и в ходе проведения Культурной универсиады. С обновленным спектаклем «Чайковский. PRO et CONTRA» театр уже побывал в Латвии, Италии и США.
Завтра гости Нуриевского фестиваля снова смогут увидеть балет «Чайковский. PRO et CONTRA», но с новыми солистами того же знаменитого театра Эйфмана. Солирующие партии исполнят Олег Марков, Игорь Субботин и Яна Гордиенко.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»