Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Татарстан отправил триллион рублей в Москву: выгодно ли быть регионом-донором?
Накануне в Госсовете РТ были вновь озвучены рекордные цифры поступления налогов в федеральный бюджет из Татарстана. Более 1 трлн рублей Казань перечислила в Москву. Это произошло впервые в истории. При этом собственные доходы республики составили 330 млрд рублей.
Корреспонденты «Татар-информа» изучили, как обстоят межбюджетные отношения в других регионах страны, опросили экспертов, какой может быть идеальная пропорция распределения доходов.
«Сейчас быть дотационным даже выгодно»
Накануне рекордные цифры озвучил один из старожилов татарстанской политики и депутат парламента Татарстана Марат Галеев.
«Татарстан играет очень существенную роль в наполнении бюджета. Есть регионы, которые платят в федеральный бюджет больше, чем в собственный бюджет. В стране из 85 субъектов 13 доноров. Татарстан в их числе. Что касается распределения бюджетных средства, то мировая практика достаточна инертная. В мире федеративных государств около трех десятков. Они все разные по распределению налогов между субъектами и федеральными органами власти. В принципе, лояльный федерализм – 50 на 50», – пояснил он «Татар-информу».
По мнению Марата Гадыевича, понятие справедливости здесь зависит от многих факторов. Когда ситуация кризисная, то централизация нарастает. В данный момент 3/4 собранных средств уходит в федеральный бюджет. И примерно 1/4 остается. Может быть небольшая разница.
«Понятие “справедливости” всегда разное, но для реального федерализма субъектам всегда надо отдавать больше – для того, чтобы деньги в виде налогов стимулировали развитие субъектов. Стимулирующая роль налоговой системы в России всегда была слабой, считает Галеев. В основном бюджет перераспределяется между субъектами без стимулирующих факторов. Но некоторые стимулы все же есть – например, когда финансируются те или иные программы, и федеральная власть говорит: «Если вы найдете 50% на ту или иную программу, то мы готовы профинансировать оставшиеся 50%», – говорит депутат.
Нужно создать такую систему, чтобы дотационных субъектов было как можно меньше, убежден парламентарий. «Но у нас количество дотационных субъектов за последние десятилетия увеличилось. В 90-е годы было 18 доноров, а сейчас, как я говорил, всего 13. Сейчас быть дотационным даже выгодно. Как бы ты ни работал, гарантированный минимум ты всегда получишь», – считает Галеев.
Шестой донор России
Отметим, что впервые данные о сборах в триллион рублей были озвучены еще в декабре 2021 года республиканским управлением ФНС на совещании с участием министра финансов России Антона Силуанова и Президента РТ Рустама Минниханова.
Тогда стало понятно, что Татарстан начал восстанавливаться после пандемии, и налогов собрали на 444,4 млрд рублей больше по сравнению с 2020 годом. К слову, это на 278,4 млрд рублей больше, чем в допандемийном 2019 году.
В итоге, по оценкам аналитиков, Татарстан по итогам 2021 года входит в топ-10 регионов-доноров, находясь на 6-й строчке рейтинга. Впереди идут Москва (16,8%, или 4,78 трлн руб.), Ханты-Мансийский автономный округ (14,4%, или 4,1 трлн руб.), Ямало-Ненецкий автономный округ (6,7%, или 1,91 трлн руб.), Санкт-Петербург (5%, или 1,42 трлн руб.) и Московской областью (4,8%, или 1,36 трлн руб.).
Доктор географических наук Наталья Зубаревич отмечает, что Татарстан отдавал в федеральный бюджет почти 70% налогов. «В основном он отдавал налог на добычу полезных ископаемых. Все нефтедобывающие регионы – крупные плательщики в федеральный бюджет. Потому что главный их налог – НДПИ (Налог на добычу полезных ископаемых) полностью идет в федеральный бюджет. Если брать налоговые доходы федерального бюджета за 100%, то доля Республики Татарстан во всех налоговых доходах федерального бюджета – 4%. Это данные 2020 года», – заявила «Татар-информу» экономист.
Название субъекта |
Перечисление в федеральный бюджет |
Остаются в региональном бюджете |
---|---|---|
Москва (16,8%, или 4,78 трлн руб.) |
1,87 трлн руб. |
2,91 трлн руб. |
Ханты-Мансийский автономный округ (14,4%, или 4,1 трлн руб.) |
3,75 трлн руб. |
349 млрд руб. |
Ямало-Ненецкий автономный округ (6,7%, или 1,91 трлн руб.) |
1,62 трлн руб. |
295 млрд руб. |
Санкт-Петербург (5%, или 1,42 трлн руб.) |
684 млрд руб. |
733 млрд руб. |
Московская область (4,8%, или 1,36 трлн руб.) |
585 млрд руб. |
779 млрд руб. |
Татарстан (3,9% от общероссийских налоговых сборов, или 1,12 трлн руб.) |
790 млрд руб. |
330 млрд руб. |
Источник: finexpertiza.ru
«На сегодняшний день в России существуют только 13 регионов-доноров»
«Татар-информ» опросил экспертов о межбюджетных отношениях между регионами и федеральным центром.
Айрат Фаррахов, депутат Госдумы РФ от Татарстана:
«Справедливыми были бы пропорции трансферов 50 на 50. Важно учитывать, что это невозможно сделать в один миг, потому что так устроена бюджетная система и налоговое законодательство. То, что Татарстан перечисляет очень серьезные суммы в федеральный бюджет и при этом остается регионом с высокой бюджетной обеспеченностью, позволяет обеспечивать более высокое качество жизни жителей республики.
На сегодняшний день в России существуют только 13 регионов-доноров, то есть субъектов с высокой бюджетной обеспеченностью, среди них Татарстан, что очень мало для нашей страны. Остальные субъекты являются реципиентами. Проблемой межбюджетных отношений в настоящее время является отсутствие стимулов для регионов, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, для развития собственной налоговой базы и привлечения инвестиций.
Исправление этой ситуации, доработка бюджетного законодательства не в перераспределении доходов регионов-доноров, а в создании стимулов для развития регионов-реципиентов».
Илья Гращенков, политолог:
«Почти 70% собранных налогов Татарстан направил в федеральный бюджет. Москва оставляет себе около 60%. В целом это нормальная ситуация для РТ, поскольку большая часть сборов все же пришлась на НДПИ и прибыль организаций – именно эти статьи доходов бюджета не полностью направляются в бюджет субъекта. Так что в целом ситуация справедливая».
Леонид Якунин, председатель Комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам:
«Бывают периоды, когда мы отчисляем и 75% от всех доходов, но в среднем – 70%. Это, например, средства от НДС, налога на добычу полезных ископаемых, части прибыли, некоторых акцизов. Они растут быстрее в зависимости от конъюнктуры рынка, цен и так далее. Налоги, которые остаются в региональном бюджете, растут только с учетом развития экономики республики. Допустим, инвестиционные проекты позволяют поднять экономику, увеличить ВРП и получить налоговые платежи.
В пандемийный 2020-й год в доходной части бюджета мы недополучили около 45 млрд рублей. Но от федерального центра поступило, если рассматривать в целом, не разделяя по направлениям, 88 млрд рублей. Раньше таких поступлений не было».
«Отсюда действует критерий не локальной, а федеральной справедливости»
Экономист Альберт Бикбов считает, что 1 трлн рублей – это выдающаяся цифра. «Такому резкому росту отчислений способствовало оживление экономики после пандемии. Кроме того, не следует забывать, что весьма весомой частью отчислений в федеральный бюджет и Фонд национального благосостояния являлись отчисления от работы татарстанского топливно-энергетического комплекса. А львиная часть налогов этой отрасли зависит от мировых цен на нефть. Средняя цена нефти Urals в 2021 году выросла в полтора раза по сравнению с 2020 годом. Да и постпандемийное наращивание добычи нефти, нефтепереработки и производства нефтехимических продуктов – все это внесло свою лепту в резкое увеличение перечислений в федеральный бюджет и Фонд национального благосостояния. Повторюсь, величина пропорций зависит от уровня мировых цен на нефть, бывают времена низких цен, когда пропорция может измениться до 60/40 или 65/35», – объясняет эксперт.
Что касается справедливости распределения бюджетных средств, то, по мнению Альберта Бикбова, хотелось, чтобы доля, остающаяся в Татарстане, была как можно больше, чтобы у республики было как можно больше бюджетных полномочий и финансирования, чтобы соблюдались принципы бюджетного федерализма. «Оптимальной в ближайшие годы я бы считал пропорцию 50/50. Почему все не должно оставаться в Татарстане? Да потому что не каждому российскому региону достался такой подарок – нефть. Есть разные условия существования, разная эффективность и изначально заданные данные для развития у регионов. Россия – страна огромная, с разными регионами в экономическом плане. Отсюда и критерий не локальной, а федеральной справедливости – минимизировать перекосы в развитии регионов, чтобы не было так называемых ржавых поясов и жирующих столиц… Это долгий путь, но в нем залог целостности страны, гарантия социальной стабильности и лучшая защита от распада», – резюмирует экономист.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»