news_header_top_970_100
16+

^Сыграны последние спектакли международного фестиваля «Науруз-2005»

(Казань, 5 июня, «Татар-информ», Диляра Рахимова). На сцене Татарского государственного академического театра им. Камала, Татарского государственного театра драмы и комедии им. Тинчурина и Казанского государственного театра юного зрителя сыграны последние спектакли конкурсной программы VIII Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз». Сегодня вечером на церемонии закрытия «Науруза» жюри объявит, какая же из представленных на сей раз 15 работ «самая-самая». По мнению зрителей, самыми сильными спектаклями фестиваля являются «Черная бурка» камаловцев, чебоксарский «Дом Бернарды Альбы», «Долгое-долгое детство» из Уфы и «Без луны звезда нам светит» Тинчуринского театра. Мнение это измеряется силой оваций, которыми публика одарила именно эти постановки.

«Черная бурка» по пьесе Геора Хугаева, поставленная главным режиссером камаловского театра Фаридом Бикчантаевым в прошлом сезоне, – это великолепный актерский ансамбль, целое соцветие разноплановых, неповторяющихся образов плюс тонкая работа режиссера. Интересен новаторский подход к художественному оформлению спектакля – в него включены элементы мюзикла, и хотя это не всегда идет пользу постановке, однако выделяет ее на фоне многих других музыкальных спектаклей. Высокой оценки критиков были удостоены актерские работы, костюмы, но главной его изюминкой является музыкальное оформление – произведение известного татарского композитора-симфониста Масгуды Шамсутдиновой «Магди».

Пьесу испанского классика Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы» привез на фестиваль Чувашский государственный академический драматический театр им. К. Иванова. Несомненный успех постановщика спектакля - главного режиссера театра Валерия Яковлева, в том, что шесть женщин, одновременно находящихся на сцене, ни на одно мгновение не становятся толпой: пять дочерей деспотичной матери хотя и раздираемы одинаковыми страстями, каждая имеет свой характер, более того, у каждой своя характерная пластика, интонация, мимика. Самая точная и глубокая сценография, какую только можно было увидеть на нынешнем фестивале, также присуща «Дому Бернарды Альбы»: образы спектакля понятны и близки публике.

Ту лирику, которой не хватило зрителям в чебоксарском спектакле, они с лихвой почувствовали на следующий день в дипломной работе новоиспеченного главного режиссера Башкирского государственного академического театра драмы им. М. Гафури Айрата Абушахманова «Долгое-долгое детство». Одноименная повесть башкирско-татарского классика была инсценирована Рифкатом Исрафиловым. Высокий уровень актерского мастерства башкирской труппы для казанских театралов не новость, а молодой режиссер сделал в этой работе очень серьезную заявку если не на главный приз «Науруза», то на зрительскую любовь - точно. Спектакль из тех, на которые можно ходить в выходные всей семьей, водить школьников, и который можно смотреть много-много раз. Постановка весьма романтична, а порой и сентиментальна. Оформление сцены и условные хореографические композиции говорят о том, что Айрат Абушахманов хорошо знаком с приемами современной режиссуры. «Приз зрительских симпатий», если бы такой существовал, достался бы юной актрисе Радифе Динмухаметовой, исполнившей роль мечтательного, непосредственного мальчишки Асгата, а за лучший романтический дуэт - актерам, исполнявшим роли влюбленной пары, которой не суждено быть вместе.

В создании самых впечатляющих и по-настоящему красивых женского и мужского образов с башкирским спектаклем может посоревноваться разве что только «Без луны звезда нам светит» тинчуринцев. Главный режиссер Рашит Загидуллин вновь зарекомендовал себя как выдающийся мастер с безупречным художественным вкусом. Несомненно, что такой точной, пронзительной и удивительно душевной постановки не было бы без исполнительницы главной роли Мадины - Джамили Асфандияровой. На татарской сцене сегодня, в сущности, некого поставить с ней в один ряд в создании идеальных молодых женских образов. «Без луны звезда нам светит» не поражает воображение необычным светом, музыкальным оформлением или сценографией, не удивляет новаторством, но надолго запечатлевается в памяти как удивительно одухотворенный, теплый спектакль, в котором все составляющие сочетаются абсолютно органично.

След в истории «Науруза» оставят и «Три сестры. Годы спустя» Уфимского государственного татарского театра «Нур», которых поставил литовский режиссер Линас Зайкаускас, автор инсценировки по мотивам чеховского произведения. Постановка, безусловно, из категории «на любителя», однако сверх-аншлаг в зрительном зале доказал, что такого любителя уфимского театра в Казани предостаточно. Выступать на следующий день после блистательного «Дома Бернарды Альбы» женскому трио, конечно же, было нелегко. Однако яркая, страстная игра трех сестер с первых же минут представления заставила забыть зрителей о том, что они сидят на лестницах или стоят в проходах, а тем более о том, что было вчера. Постановка литовского режиссера - это не семейное зрелище для просмотра субботним вечером, его зритель не умиляется и не развлекает глаз, он думает и сопереживает.

Спектакль «Любовь» Азербайджанского государственного театра пантомимы из Баку выделялся из общего зрительного ряда нынешнего «Науруза». По большому счету спектакль не претендует на значимые награды фестиваля хотя бы потому, что он не игровой, а из совершенно другого театрального измерения – пантомимы. Однако сей факт никак не влияет на удовольствие, которое получили видевшие представление азербайджанских артистов в постановке художественного руководителя и основателя труппы Бахтияра Ханы-Заде. Искусство балета воспринимается не всеми, у классической драмы есть проблема языковых барьеров, а вот язык пантомимы ни в переводе, ни в адаптациях не нуждается.

В театре, как и в кино, бывают проекты кассовые, очень любимые аудиторией, но не замечаемые серьезной критикой, и наоборот, нетривиальные, которые не собирают залов, а ценителей опосредованного искусства приводят в восторг. По этому принципу разделилась и основная масса спектаклей-участников фестиваля. К первым следует отнести оренбургский («Банкрот»), хакасский («Одураченный хорхло»), гагаузский («Женитьба»), казахский («Буча»), туркменский («Неджеп оглан»), алтайский («Байлыгым») аналоги наших «Голубой шали» и «Казанских парней» театра им. Камала. Для объективности отметим, что не всегда комедийный жанр и классическая национальная драматургия дают в сумме высокохудожественный театральный результат, равно как и выбор мировой классики, как в случае с шекспировским «Королем Лиром», еще не означает глубокой актерской и режиссерской работы.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100