news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Султан Сафин: «Сегодня на одну нашу “тюбетейку” приходится 20-30 заведений, продающих шаурму»

Основатель первой татарской сети быстрого питания «Түбәтәй» рассказал, когда в Татарстане появятся свои аналоги Макдоналдса, с очпочмаками.

Султан Сафин: «Сегодня на одну нашу “тюбетейку” приходится 20-30 заведений, продающих шаурму»

 (Казань, 2 января, «Татар-информ», Айнур Мингазова). Что нужно сделать, чтобы на рынке место гамбургеров заняла национальная кухня, как развивать бизнес быстрого питания, чего не хватает Болгару и насколько трудно развивать бизнес за рубежом, рассказал корреспонденту ИА «Татар-информ» основатель «Түбәтәй» Султан Сафин. К слову, встреча прошла в одном из заведений «Түбәтәй».

— Добрый день, Султан, спасибо, что нашли время встретиться, первый вопрос — о том, как все начиналось. Идеи для бизнеса посещают людей в самые неожиданные моменты: когда моешься в душе или едешь в автобусе. Кто-то уезжает за границу поработать и, наблюдая за тем, как там развивается малый бизнес, привозит в родную страну идеи для собственного предприятия. Султан, расскажите, пожалуйста, как это было у вас?

— Идея создания проекта возникла с проблемы, то есть в самом начале не было какого-то желания построить бизнес. Я по образованию нефтяник, в прошлом окончил геологический факультет Казанского федерального университета. Мои партнеры также не были предпринимателями: один занимался спортивной деятельностью, другой получил специальность, связанную с нефтегазовой отраслью. Проблема была такова: мы живем в столице Татарстана, но если обратить внимание на улицы Казани, то татарская кухня представлена очень скудно. Если рассматривать татарскую кухню в сравнении с узбекской, европейской или японской, то процентное соотношение весьма малое. Другая проблема — татарская кухня практически не представлена по стандарту халяль. Даже если мы возьмем такие именитые заведения, как «Дом чая», то там нет халяльной продукции с соответствующим сертификатом. В Казани есть лишь пара заведений с сертификатом халяль, которые принадлежат не к татарской, а восточной кухне. Кроме того, все мы — учредители «Түбәтәй» — были приезжими студентами, которые вдохновились идеей создать домашнюю кухню, вкус которой напоминал бы блюда, приготовленные нашими бабушками. Поэтому мы решили, что Татарстану не хватает своего «вкусного» бренда.  

— Сложно ли выстраивать бизнес-процессы, учитывая как много тонкостей необходимо соблюдать при организации бизнеса в отрасли общественного питания? Уже есть какие-то отработанные бизнес-процессы, возьмем, к примеру, как у McDonald’s? 

— Я думаю, что если сравнивать нас с McDonald’s, то эта компания живет уже почти целый век, а мы еще только в начале пути. За полтора года работы «Түбәтәй» в павильонах города мы уже отработали некоторые процессы и планируем стандартизировать все в будущем. В любом случае, мы изучили лишь 1 процент из всего, что нам еще предстоит узнать. У нас есть светлая миссия — возродить татарскую кухню, учитывая, в каком состоянии она сейчас находится. К сожалению, ассоциация у людей на улицах Татарстана, даже с тем же традиционным треугольником или любой другой выпечкой, очень плачевная. Люди перестали любить нашу кухню, потому что тот же треугольник стоит 35 рублей, напичкан толстым дрожжевым тестом и не вызывает больше доверия у населения. 

— Как вы думаете, почему так происходит? 

— Возможно, сам рынок общественного питания, сами предприниматели в погоне за прибылью снизили качество предоставляемой продукции. 

— Прошел год с момента запуска первой «тюбетейки»  и сегодня вас номинировали на звание предпринимателя года Республики Татарстан в рамках проекта «Золотая сотня». С какими трудностями пришлось столкнуться при привлечении инвестиций и запуске бизнеса?

— Сначала скажу общую фразу: «Любое большое дело требует больших жертв». Большинство людей думают, что любимое дело должно быть легким, приятным и комфортным. Я с этим не согласен. Любимое дело должно быть сложным, которое испытывает тебя изо дня в день: утром у тебя что-то получается, вечером возникает новая проблема. Однако это помогает нам расти. Поэтому, несомненно, при запуске бизнеса трудности были на каждом шагу. Ни для кого не секрет, что на одну открывшуюся нашу «тюбетейку» приходится, грубо говоря, 20-30 новых заведений, продающих шаурму. К сожалению, даже на законодательном уровне еще не все процессы выстроены идеально, чтобы бизнес шел легко.

— О каких именно законодательных вопросах идет речь? 

— Например, бывают сложности с расстановкой предпринимательских объектов или подключением электроэнергии. Стоит отметить, что коммуникации между бизнесом и Правительством республики налажены наилучшим образом в сравнении с другими российскими регионами и любые сложности решаются в формате открытого диалога. Хотелось бы поблагодарить за это Минтимера Шариповича и Рустема Нургалиевича. Однако пока система не выстроена как единый стандарт взаимодействия, и есть пережитки времен Советского Союза, процессы предпринимательской деятельности замедляются. Например, в США регистрация юридического лица онлайн занимает 15 минут. 

— Хорошо. Недавно в СМИ появилась новость, что вы закрываете торговую точку в г. Болгар? 

— Только на зимний период. В Булгаре не так легко работать: это отдаленная от Казани точка, наблюдается нехватка персонала и проблемы с логистикой, что в совокупности увеличивает расходную часть проекта. Да, мы отработали там два летних сезона, где-то вышли в прибыль, где-то выручка была по нулям. Вложения составили в среднем около 1 млн рублей. Мы проводили маркетинговое исследование и планируем изменить формат заведения к следующему году. Поэтому Болгар как инвестиционная площадка по-прежнему для нас интересен. Были такие комментарии от туристов: «Тюбетейка  очень красивый формат заведения, как здорово, но мы уже поели...». Иными словами, мы поставили точку в неудобном для туристов месте. 

— Как запускался бизнес в г. Болгар, и каковы были первоначальные инвестиции? 

— При содействии Минтимера Шариповича, одну «тюбетейку» мы открыли в Болгаре, чтобы туристы могли познакомиться с нашей национальной кухней в новом формате. Это больше имиджевый проект. Для открытия одной стандартной «тюбетейки» необходимо примерно 1 млн рублей, для формата кафе — около 3-3,5 млн рублей. 

— Раз уж мы заговорили об инвестициях, каковы обороты одной точки «Түбәтәй»? 

— Для одного павильона — от 4 до 6 млн в год. Для кафе пока только тестируем. 

— Как выбираете места для размещения будущих кафе? 

— Как известно, в бизнесе общепита самое главное — это трафик людей. Также мы акцентируем свое внимание в местах скопления молодежи, рядом с университетами и центром города. Но пока мы еще не размещались в «спальных» районах Казани и в торговых центрах, хотя в Самаре в декабре «тюбетейка» открывается внутри торгового центра. 

— Вы заговорили про Самару, получается, Вы работаете по франшизе или являетесь собственником некоторых точек? 

— Мы являемся собственниками всех «тюбетеек», находящихся на территории Казани. В свою очередь, проекты за пределами республики открываются по франшизе. Хотя кафе, где мы сейчас с вами находимся, открыл один из наших учредителей по франшизе, чтобы самостоятельно заняться изучением формата организации бизнеса. 

— Как выстраиваются отношения с франчайзи? 

— Франчайзинговый пакет предполагает отсрочку для франчайзи сроком на полгода от выплаты роялти. Паушальный взнос — около 200 000 рублей, роялти в размере 3 процентов. 

— Одно из заведений открыто в Москве. Расскажите, как развивается сейчас бизнес в столице?

— В Москве дела идут неплохо, кафе открылось на Деребеневской набережной, в бизнес-центре города. Но у ребят, Зарины и Жени, собственников московского бизнеса, немного другая модель: они сделали акцент на услугу доставки. Там есть небольшой склад, барная стойка с несколькими посадочными местами, и большой популярностью пользуется доставка продуктов в ближайшие бизнес-центры. Также они очень активно участвуют в разных ярмарках и фуд-маркетах. 

— Есть желающие открыть «Түбәтәй» за рубежом? 

— Да, звонили ребята из Алма-Аты в Казахстане, представители татарского конгресса из Литвы. Есть заинтересованные лица в Германии и в США. Но пока мы сами тормозим все, потому что нужно отработать процессы. Мы представляем Татарстан и за каждый наш промах будут судить и о республике. Поэтому это гигантская ответственность для нас и, возможно, нам нужно даже медленнее развиваться, чтобы доводить до «ума» многие вещи. Кроме того, к сожалению, у нас пока нет тесной связи с соотечественниками за рубежом. Мы знаем, что в Казани проводятся различные форумы и съезды, организуемые Всемирным Конгрессом татар, но нас почему-то к этому пока не привлекают. 

— Напоследок сформулируйте, пожалуйста, правило успешного предпринимателя. 

— Вся наша суть, нашего проекта и команды написана на упаковке: «Дела, совершаемые для народа, на пользу и тебе самому» (автор — Хусни Карим, прим. «Т-и»).

 

Султан Сафин родился в 1990 году

Окончил геологический факультет Казанского (Приволжского) федерального университета, Технологический университет имени короля Абдуллы в Саудовской Аравии. 

В 2015 году основал сеть «Тюбетей». 

 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100