news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Стратегия развития образования РТ «Килэчэк» вызвала много вопросов на общественных слушаниях

Стратегия развития образования в РТ на 2010-2015 годы «Килэчэк» неоднозначно была воспринята научным и педагогическим сообществом Татарстана.

(Казань, 18 августа, «Татар-информ», Сергей Семеркин). Сегодня в актовом зале Аппарата Президента РТ состоялись общественные слушания по обсуждению Стратегии развития образования в РТ на 2010-2015 годы «Килэчэк».

Принять участие в обсуждении стратегии были приглашены представители органов государственной и муниципальной власти, представители дошкольного, школьного и профессионального образования, научного сообщества, общественных организаций, работодатели.

С основным докладом на сегодняшних общественных слушаниях выступила заместитель министра образования и науки - руководитель Департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки РТ Людмила Нугуманова.

По ее словам, над разработкой стратегии работало 150 экспертов. Структурно проект стратегии состоит из трех программ, включающих в себя программу развития дошкольного образования, программу развития общего (школьного) образования и программу развития профессионального образования. 3 программы подразделяются на 31 проект-направление.

Замминистра обозначила один из главных приоритетов стратегии – финансирование результата, а не процесса образования. Роль хорошего учителя больше, чем сумма всех остальных слагаемых в системе образования. Поэтому для лучших учителей разработана система грантов. Также лучшим 15 процентам учителей предлагается ввести президентские надбавки (в размере двойного оклада).

Стратегия предусматривает расширение «Электронного образования», создание интерактивного музея науки и техники «Дворца знаний», лицея Президента РФ, круглогодичного центра для одаренных детей. С полным текстом стратегии можно ознакомиться на сайте Общественной палаты РТ.

На общественных слушаниях проект стратегии вызвал много вопросов. В частности, по мнению участников обсуждения, в стратегии мало внимания уделено национальному компоненту образования.

По мнению члена Общественной палаты РТ, директора Института педагогики и психологии профессионального образования российской Академии образования, академика Гузел Мухаметзяновой, в стратегии есть положительные моменты, но мало кардинально нового (кроме изменения системы финансирования учителей). По ее словам, очень важно определить какие специалисты будут востребованы в будущем и готовить их на опережение.

Председатель Совета директоров средних специальных учебных заведений РТ, директор Казанского базового авиационного техникума Валерий Сохабеев также остановился на проблеме дисбаланса подготовки специалистов (система образования готовит не тех специалистов, которые нужны предприятиям). По его мнению, в стратегии не обозначен механизм решения проблемы. Нужно прогнозировать потребность не только существующих предприятий, но и оценивать потребность создаваемых новых мощностей на территории Татарстана.

Председатель Совета директоров учреждений начального профессионального образования РТ, директор профессионального лицея №41 Люция Гусева метко подметила, что за последние годы со сменой министров образования РТ сменилось 4 стратегии реформы системы образования, но они не доводятся до реализации.

По ее словам, 80 процентов вакансий на рынке труда – это рабочие специальности. А в стратегии «не видно рабочего, который так востребован». Перевод НПО в колледжи опрометчив, считает она.
Это мнение поддержала и представитель работодателей – заместитель генерального директора по персоналу ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» Юлия Лиманская. По ее словам, модернизируемой экономике нужны кадры, способные работать на современном роботизированном оборудовании. Выпускники вузов зачастую не имеют должной подготовки. Кроме этого выпускники вузов, на обучение которых потрачены бюджетные деньги, не идут работать по специальности.

Председатель Общественной палаты РТ Ильгиз Хайруллин рассказал историю, ярко иллюстрирующую, что и самим предприятиям нужно больше вкладывать в систему образования. По его словам, в Японии директор одной фирмы все свободные средства направлял на поддержку уроков рисования в школах. Когда его спросили, зачем он занимается такими непрофильными инвестициями, директор пояснил, что обычный человек различает 50-60 оттенков цвета. А те, кто занимался рисованием – в 2 раза больше, до 120 оттенков цвета. И такие люди лучше различают цвета проводов, использующихся при монтаже на его предприятии, и становятся самыми лучшими специалистами.

Напомним, концепция развития системы образования была одобрена более года назад. Затем, в мае 2009 года, была образована республиканская комиссия – для работы над проектом. За это время был изучен международный опыт реформирования системы образования, привлечены консультанты Высшей школы экономики (Москва), Всемирного банка реконструкции и развития, проделана огромная работа. Ее результатом стал документ - проект Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы.

В республике было проведено комплексное социологическое исследование. 5300 респондентами его стали учащиеся, педагоги, родители учеников и потенциальные работодатели – руководители предприятий. Итоги исследования легли в основу формирования стратегии.

 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100