news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Спецвыпуск о наших соотечественниках//СЕМИПАЛАТИНСКИЕ ТАТАРЫ//26 октября, №43

45,11 Kb“Семипалатинск насчитывает 6000 жителей. Русских из них не более трети, остальные татары и киргизы (казахи). За последнее время татарское население Семипалатинска намного увеличилось”. “Лица по большой части у них (татар) красивы. Татары и татарки большей частью живого и веселого характера” – Н.Абрамов, статья “Областной город Семипалатинск”, написанная для Русского географического общества.

“Восточная часть города была занята татарами и представляла собой замкнутый мир. Высокие постройки шатрового характера, с окнами, обращенными в ограду, ревниво охраняли татарскую семейную жизнь от посторонних взглядов, здесь резко чувствовался восточный уклад жизни, который регулировался своим особым кодексом” - Б.Герасимов.

15 марта 1882 года в Семипалатинске была проведена первая перепись населения. 22,8% горожан составили татары. Почти все они жили в правобережье. Подавляющее большинство семипалатинских татар занимались торговлей, были купцами, промышленниками и жили в большом достатке. Самой зажиточной частью Семипалатинска был Татарский край, сохранивший свое название до наших дней. Украшением Татарской слободы являлись мечети, существенно отличающиеся от мечетей Средней Азии в силу активного воздействия татарских традиций культовой архитектуры. До наших дней сохранились несколько мечетей, в том числе единственная на территории Казахстана двухминаретная мечеть, построенная в 1858-62 годах на средства местных купцов Сулейменова, Абдышева, Рафикова, Халитова. Одноминаретной мечети, жемчужине татарского края, построенной в 1910 году на средства купца Латифа Мусина, в нынешнем году присвоено его имя. С именами купеческих семей Мусиных, Халитовых, Рафиковых связано развитие научно-технического прогресса и промышленности в городе. Садык Мусин, основатель династии купцов Мусиных, “семипалатинских Елисеевых”, как называли их на самой крупной в России макарьевской ярмарке, построил первую в округе паровую мельницу. Они же, Мусины, стояли у истоков пароходства на Иртыше, жертвовали немалые средства на народное образование. Первая футбольная команда в Семипалатинске, да и во всем Казахстане,“Ярыш”, имеющая дату рождения – 1913 год, была создана силами татар. Существовали татарский театр и библиотеки, устраивались народные чтения, праздники.

Очень интересна культура татарского народа. Корнями она восходит к тюркам, от них осталось большинство названий, традиций. Одежда и обувь татар всегда несли на себе отпечаток утонченности: “татары в одежде щеголеваты” (Н.Абрамов). Казанский шов “втачку”, которым шились знаменитые ичиги, был фирменным элементом татарской национальной обуви. Миллионы пар закупали в дореволюционной России европейский страны, настолько удобна, красива и качественная была ручная работа. Вышивка одежды и головных уборов, изящество и легкость узоров, продуманность линий.

Семипалатинску без татар – никуда

Представители славного татарского народа, которые живут и трудятся в Семипалатинске сегодня, высоко держат марку. Доказательств тому предостаточно. Начать надо с упоминания об активистах Татарского общественного центра (ТОЦ), средоточия общественной и культурной жизни татар Семипалатинска. Созданный в 1990 году по инициативе Махмута Хамитовича Абдулкаримова, принявшего пост председателя, стал первым в Казахстане Татарским общественным центром, на результаты деятельности которого смогли равняться остальные общественные объединения татар Казахстана и другие национальные общества республики. С первых дней своего существования ТОЦ Семипалатинска, а ныне – ТОЦ ВКО, главными своими задачами определил возрождение и развитие татарских языка и культуры, пропаганду традиций татар, упрочение добрососедских отношений со всеми народами, населяющими Казахстан. Направления деятельности активистов и рядовых членов центра обширны и разнообразны. Так, план работы ТОЦ ВКО на 2006 год насчитывает 36 основных пунктов, в числе которых: участие в проведении праздников Курбан гаит, Наурыз, Сабантуй, других государственных и народных праздников; организация и проведение дня памяти Мусы Джалиля, тукаевских чтений, посвященных 120-летию со дня рождения поэта Габдуллы Тукая, концерты народных ансамблей “Иртыш моћнары”, “Исталек”, “Ильгам”, проведение вечеров литературно-музыкального клуба “Туган тел”, женского клуба “Ак калфак”, оказание помощи в организации работы творческого объединения учителей татарского языка, школы Ислама “Ярдам”, подготовка, организация и проведение VII международного фестиваля “Кљзге Иртыш моћнары”. Замечательно, что против всех мероприятий, запланированных на прошедшие месяцы текущего года, можно поставить отметку – “выполнено”. Говоря о работе общественного объединения семипалатинских татар, нельзя не назвать фамилии самых активных из них, ядро центра, его основу и опору. Все они люди заслуженные, в городе Семипалатинске известные, пользующиеся заслуженным уважением и любовью. Вот имена этих замечательных татар: Габдулхак Габдуллович Ахунжанов, Рашит Анварбекович Атногулов, Габдулгазиз Гайнутдинович Ахмеров, Зульфия Рашитовна Бехтольд, Гульфия Аубакировна Бадамбаева, Мадина Абдрахмановна Зарифова, Камилия Рашитовна Исмаилова, Рашида Ашрафовна Хасанова, Гаухария Гафуровна Хамитова, Мавлетян Саитмагруфович Хазипов, Гаяз Галяутдинович Халитов, Гульзинет Габдульбаровна Бекова. В апреле 2006 года в ВКО среди национально-культурных центров был проведен конкурс на премии акима области, в котором приняли участие 46 общественных объединений. Самыми-самыми были признаны 10 из них, в том числе – Татарский общественный центр ВКО под председательством Габдулхака Ахунжанова, что было подтверждено соответствующим дипломом и денежной премией в 200 000 тенге.

Большой вклад в возрождение национальных традиций татар, в объединение всех горожан, принадлежащих к этой нации, вносит музей Татарской культуры, существующий при ТОЦ ВКО. Подготовка тематико-экспозиционных планов, организация экскурсий, проведение Дня открытых дверей для всех желающих лучше узнать менталитет татар, оказание помощи учителям в процессе учебно-воспитательной работы, расширение фондов и их подготовка к демонстрации посетителям – вот малая часть деятельности музея, значение которого для татар Семипалатинска, да и для всех, интересующихся бытом, традициями и культурой этого древнего народа, трудно переоценить. Руководитель музея, Шаукат Файзуллин, Гульзинет Бекова, вдохновитель и реализатор творческих идей музея, достойны благодарности и упоминания на самом высоком уровне.

“Тесны связи семипалатинских татар и татар сибирских. На все семипалатинские сабантуи, фестивали “Кљзге Иртыш моћнары” представители татарских центров из Омска и Новосибирска приезжают обязательно, да не поодиночке, а целыми делегациями, привозят концертные программы. Семипалатинцы тоже ездят к ним в гости, себя показать и Сибирь посмотреть. За долгие годы сотрудничества сложились тесные взаимоотношения, плодотворные для обеих сторон. Особые отношения связывают ТОЦ ВКО и Республику Татарстан. Семипалатинская татарская диаспора считается одной из самых сильных за пределами Татарстана, многие свои проблемы семипалатинцы успешно решают напрямую с Казанью”.

Продолжатели традиций благотворительности и меценатства

У всех, кто хоть немного знает татар, складывается впечатление, что народ этот с великой готовностью помогает другим народам и словом, и делом. Учит, лечит, созидает! Не умеет останавливаться, достигая все новых и новых высот. Татары, как правило, люди активные, не ленивые и, как уже говорилось выше, предприимчивые. Современные руководители-татары, возглавляющие многие предприятия и фирмы Семипалатинска, ставят своей целью продолжить добрые традиции дореволюционных купцов и промышленников, татар-меценатов. Действуют они во благо не только своим соплеменникам, но и городу в целом. Казалось бы, человек, добившийся материального благополучия, может жить спокойно, зная, что завтрашний день его обеспечен. Но не могут потомки халитовых, рафиковых, мусиных не замечать, что кто-то нуждается в их помощи. Ильдар Маруатжанович Байканов, ныне живущий в Алматы, продолжает помогать Семипалатинску, откликаясь на просьбы о содействии. Марат Турсынович Курмашев, Камиль Зиянович, Мавлетдин Зиянович и Рамиль Шагвалиевич Фаткуллины, Фарида Кадыровна Рахматуллина, Раиф Габдуллович Джагуфаров, Харис Гаязович и Ринат Рауилович Сайфутдиновы, Владимир Рауфович Хайбуллин, Якуб Файзукович Булатов, Рифхат Хасанович Садыков, Рафат Хасанович Салихов, Карим Загидович Измайлов – все они поднимают экономику своего города и страны, способствуют выходу Казахстана на новый, более высокий уровень. Нельзя не сказать о братьях Хазиповых – Мавлетяне Саитмагруфовиче и Рафаэле Саитмагруфовиче. Оба они достойны отдельного повествования, оба бескорыстны, добросердечны и милосердны. По распоряжению Рафаэля Хазипова, каждый ветеран войны, ушедший на заслуженный отдых из его предприятия, ежемесячно получает в дополнение к пенсии тысячу тенге. Ко всем праздникам и Дню пожилого человека они также получают материальную помощь. Ни одно масштабное событие, инициаторами и вдохновителями которого являются татары Семипалатинска, не проходит без участия меценатов. Все праздники, торжества стоят немалых денег. Состоятельные семипалатинские татары не жалеют средств для проведения на достойном уровне празднующихся из года в год Сабантуев, ставших любимыми народными гуляниями горожан. Место для проведения этого национального татарского Праздника Плуга выбрано давно, больше века назад. Остров Полковничий, украшение города, в день Сабантуя заполняется массой отдыхающих, и совсем не факт, что даже половина из них – татары. Всем рады на Сабантуе, все на нем – желанные гости. Призы, подарки, угощение – во всем есть вклад современных благотворителей. Возрождение татарской культуры в Семипалатинске стало возможным не в последнюю очередь благодаря усилиям этих людей. На встрече в дни празднования 1000-летия Казани Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев выразил им огромную благодарность и признательность. Дальнейшее развитие татарского языка, культуры, обычаев, традиций – все это требует материальной поддержки, которую оказывают современные меценаты-татары. Их усилия не напрасны: татары Семипалатинска известны своими делами и достижениями далеко за пределами Казахстана, о них наслышаны в Татарстане и дальнем зарубежье. Молодое поколение, следуя славным путем родителей и дедов, старается не забывать, какого они роду-племени.

Величие культуры народа или Что есть душа татар?

29,25 Kb

Семипалатинск знает ответ на этот вопрос. Есть в нашем городе народные коллективы, в которых душа татар жива, непобедима и предстает во всей своей красоте. Ни один национально-культурный центр не может похвастаться тем, что имеет целых три народных ансамбля. ТОЦ ВКО, возглавляемый Габдулхаком Ахунжановым, может! Но не хвастается, а законно гордится и продолжает совершенствовать мастерство своих самодеятельных артистов. Фольклорно-этнографический ансамбль “Исталек”, ансамбль баянистов “Ильгам”, ансамбль песни и пляски “Иртыш моћнары” - все они носят звание “народный”. “Иртыш моћнары”, созданный в 1987 году, стал “первой ласточкой”, с которой началось исполнение татарских народных песен и танцев. Репертуар ансамбля расширялся с каждым годом, состав участников пополнялся талантливой молодежью. “Исталек” - “Воспоминание”, коллектив совершенно уникальный. Его участницам подвластно не только пение, которое берет за душу своей искренностью и мелодизмом. Бабушки, входящие в состав ансамбля, активно пропагандируют народную кухню, традиции, обряды татар. Когда они поднимаются на сцену, одетые в нарядные национальные костюмы, внимание зала приковано к ним с первых до последних минут выступления. 15 лет Габдулхак Ахунжанов, бессменный наставник и организатор “Исталек”, руководил ансамблем на общественных началах, поэтому звание “народный”, присвоенное коллективу, явилось для него неоценимой и заслуженной наградой. “Исталек” участвует во всех городских мероприятиях, выезжает с концертами за пределы города и Республики, артисток знает и любит публика. Возможность показать свое мастерство, спеть не только татарские, но и казахские, русские народные и современные песни – вот достойный вклад татарских певиц в возрождение культуры своего народа. Тот, кто хоть раз слышал их пение, понимает, почему татарские песни “берут в плен” раз и навсегда.

Баянисты ансамбля “Ильгам”, руководителем которого также является Габдулхак Ахунжанов, записали в свой репертуар самые разные инструментальные произведения. Бытует мнение, что исполнять на баяне классику сложно, да и звучать классические произведения будут непривычно. Но мастерство исполнителей опровергает это представление. “Аве Мария” Каччини, которую “Ильгам” исполняет во время своих выступлений, звучит торжественно, строго и очень проникновенно. Слово “народный” как нельзя более точно отражает положение дел в коллективе. Семипалатинцы по праву гордятся своими земляками-музыкантами, умеющими играть так, что перед мысленным взором слушателей встают века, овеянные памятью татар, в душе звучат древние и вечно современные татарские мелодии; слова песен, нередко забытых, возрождаются в новом качестве.

Живет в Семипалатинске композитор, Олег Саиндыльдинович Джанияров, гордость и украшение казахстанского музыкального сообщества. Его вклад в возрождение национальных традиций велик и оценен по заслугам. Он является председателем правления Прииртышского отделения Союза композиторов Казахстана, преподает в музыкальном училище имени Тулебаева.

Нельзя не сказать о Камилии Рашитовне Исмаиловой, создательнице семипалатинской балетной школы для одаренных детей. Школа была открыта в 1994 году, за годы своего существования преодолела множество трудностей. Но уж таков характер ее влюбленной в хореографию руководительницы – только вперед. Отчетные концерты школы – праздник для горожан, любящих и ценящих искусство настоящего танца.

Осенью, в октябре 1992 года, четырнадцать лет назад, в Семипалатинске открылась Татарская детская хоровая школа, до сих пор первая и единственная не только в Казахстане, но и за пределами Татарстана вообще. Инициатором, создателем, отцом-основателем ее стал председатель ТОЦ ВКО Габдулхак Ахунжанов, бессменный ее директор. В 1998 году школа была преобразована в Татарскую школу искусств (ТШИ) при непосредственном участии двух президентов, Казахстана и Татарстана, Нурсултана Назарбаева и Минтимера Шаймиева. Сказать, что школа искусств известна в городе - ничего не сказать. Успехи ее воспитанников давно стали притчей во языцех, остальные музыкальные школы города внимательно следят за успехами своих коллег, отдают должное мастерству педагогов и таланту учеников. Татары, русские, казахи учатся в ТШИ игре на музыкальных инструментах, пению, постигают традиции народной музыки, чувствуют себя гражданами многонационального, культурно богатого государства. Имена Диаза Мусалимова, Руслана Марышева-Тураева, Дании Хайбуллиной, Альбины Галиевой, Варвары Семеновой известны далеко за пределами Республики Казахстан. Диаз Мусалимов, обладатель Гран-при конкурса “Ќырлыйсым килђ”, прошедшего в Казани, покорил зрителей ближнего зарубежья, побывал с концертами в Италии, Испании, Франции, Китае, США и Швеции, где талант юного семипалатинца произвел фурор. Одаренный вокалист продолжает шлифовать свой дар, его преподаватель Габдулхак Ахунжанов прилагает к этому все усилия. Руслан Марышев-Тураев, ныне студент Казахской национальной академии музыки, выпускник Татарской школы искусств, ученик Рашита Атногулова, в 2003 году стал обладателем Гран-при 37 городского, областного и Республиканского конкурсов “Юный музыкант”. Он прославил Семипалатинск и Казахстан, завоевав множество призов, став лауреатом международных конкурсов. На прошедших в июле 2006 года всеказахстанских Дельфийских играх в Усть-Каменогорске он завоевал Гран-при.

Ученики Рашита Атногулова, Ринат Сайфутдинов и Вадим Зарипов, лауреаты VI Международного фестиваля “Кљзге Иртыш моћнары”, также окончившие ТШИ в 2006 году, поступили в семипалатинское музыкальное училище имени Тулебаева. У Вари Семеновой, в роду которой со стороны отца тоже присутствует татарская кровь, главные успехи еще впереди. Девочка успела побывать в Казани, ряде городов Казахстана, запомнившись слушателям своим неповторимым голосом, искренностью исполнения и умением “держать зал”.

Татарская школа искусств, как надеется ее директор Габдулхак Ахунжанов, станет, возможно, десятилетней. По документам она и сейчас является таковой, а реально дает детям семилетнее музыкальное образование. Все документы давно готовы, осталось дождаться разрешения властей и соответствующего финансирования.

Виктория Купцова

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100