news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

«На нашей микроэлектронике подняли в космос “Буран”»: бизнес Татарстана поспорил с ВШЭ

Включение Татарстана в топ-5 самых импортозависимых регионов России, сделанное Высшей школой экономики, удивило экспертов из республики. Они напоминают, что, несмотря на санкции, промышленность республики по итогам прошлого года показала существенный рост. А машиностроители смотрят на все эти ограничения как на манну небесную.

В пятерке импортозависимости

Татарстан вошел в пятерку самых импортозависимых регионов страны, сообщил Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ, «Вышка»). Республика заняла в этом рейтинге четвертое место, расположившись между Самарской и Владимирской областями. На первом и втором местах в списке – Калужская и Ульяновская области. В своей работе ученые оценивали, какие субъекты РФ могут больше всего пострадать от введенных в 2022 году антироссийских санкций. А заодно и дали ответ на вечный русский вопрос «что делать?».

В своих расчетах специалисты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ использовали данные Банка России о доле импорта из стран, которые в прошлом году ввели в отношении нашей страны санкции, в конечной продукции по отраслям. И оценки доли занятых в региональных «отраслях специализации» – в этом случае они опирались на свой же Атлас экономической специализации регионов России, подготовленный в 2021 году. Вышло, что наибольшая доля импорта из «недружественных» стран в конечной продукции сложилась в автомобилестроении – 25%, производстве резиновых и пластмассовых изделий – 18%, производстве прочих транспортных средств – 16%, машин и оборудования – 15%, а также в сфере фармацевтики – 15%.

Поэтому главный вывод исследования поражает своей очевидностью: «Специализация региона на подобных видах деятельности повышает риски возникновения в нем экономических и социальных проблем в 2023-м и ближайшие годы». Так как все эти отрасли развиты и в Татарстане, неудивительно, что республика оказалась в «передовиках импортозависимости». Тем более что доля занятых в автомобилестроении составляет в регионе 15%. Впереди, по понятным причинам, только Самарская область. В производстве резинотехнических изделий – 11%, больше только в Московской области. Не критична доля занятости в Татарстане только в тяжелом машиностроении и фармацевтике.

Развитие будет связано со скоростью импортозамещения

Эксперты ВШЭ констатировали то, что было давно понятно: в зоне максимального риска из-за санкционного давления оказались субъекты РФ, в которых высока доля обрабатывающей промышленности в валовом региональном продукте и уровень инновационного развития. «Чем активнее регионы привлекали зарубежных инвесторов, строили новые заводы и формировали новые отрасли специализации за предыдущие 20 лет, тем сложнее оказалась их экономическая ситуация в 2022 году», – объяснил директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко.

Евгений Куценко: «Чем активнее регионы привлекали зарубежных инвесторов, формировали новые отрасли специализации за предыдущие 20 лет, тем сложнее оказалась их экономическая ситуация в 2022 году»

Фото: issek.hse.ru

Из топ-30 наиболее импортозависимых регионов 24 оказались сосредоточены в Центральном и Приволжском федеральных округах. В их число попал и Татарстан. А вот среди 30 наименее восприимчивых к возможному сокращению импорта регионов две трети расположены в Дальневосточном, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Посередине, как и на карте страны, оказалась Сибирь.

Меньше всего воздействие санкций ощущается в регионах, экономика которых «ориентирована на местные рынки и относительно слабо вовлечена в международное разделение труда». То есть это самые дотационные территории, такие как Чечня, Ингушетия, Алтай и Тува, а также Еврейская автономная область.

Советы на будущее, данные экспертами из ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, не блещут оригинальностью. Наиболее импортозависимым регионам, считают они, нужно активнее реализовывать политику импортозамещения, искать новых контрагентов «для бесперебойной работы сформированных цепочек создания продукции» или даже корректировать стратегические приоритеты своего отраслевого развития.

«Дальнейшее стратегическое развитие регионов будет связано с их успехами в привлечении замещающих инвестиций из дружественных стран (например, в автомобилестроении китайских партнеров взамен европейских, японских и американских), а также конкуренции за новые федеральные ресурсы “обеспечения технологического суверенитета”», – констатирует Куценко.

При этом в «Вышке» выделяют существенный риск: совсем не обязательно, что новые производства появятся именно в импортозависимых регионах:

«Это могут быть и соседние субъекты РФ, или же те, которые просто окажутся более активными и удачливыми в новой ситуации». Связано это с тем, что, несмотря на наличие Стратегии пространственного развития России, «де-факто у нас нет формализованных требований о соответствии поддерживаемых государством проектов текущим или перспективным региональным специализациям, как нет и единых правил, по которым должна выстраиваться конкуренция между регионами», – констатируют авторы исследования.

«Поэтому возможны любые сценарии: не исключено, что ряд регионов потеряют свое лидерство, появятся новые точки роста, а экономическая карта России в очередной раз будет обновлена», – уточняется в исследовании. Впрочем, в подобное верится слабо – те, кто и раньше не проявлял особой активности в промышленной политике, вряд ли в нынешнее время вдруг окажутся передовиками производства.

Татарстан как нефтедобывающий и нефтеперерабатывающий регион находится в зоне риска, но в большей степени из-за санкций в отношении ключевых отраслей региональной экономики

Фото: © Абдул Фархан / «Татар-информ»

Вес наиболее импортозависимых отраслей в экономике Татарстана не так уж и грандиозен

В упомянутом «Атласе» ВШЭ ранее относила Татарстан к полиотраслевым регионам. Однако ключевыми в экономике являются три отрасли.

По итогам 2022 года объем отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами превысил 4,6 трлн рублей, сообщал Татарстанстат. Из них почти 3,3 трлн пришлось на обрабатывающие производства, а в этой сумме около трети – на одно только производство кокса и нефтепродуктов, еще 550 млрд рублей – на производство химических веществ и химических продуктов. Порядка 1 трлн рублей приходится и на отгрузку в добыче полезных ископаемых.

То есть Татарстан как нефтедобывающий и нефтеперерабатывающий регион находится в зоне риска, но в большей степени из-за санкций в отношении ключевых отраслей региональной экономики. И, кстати, власти это прекрасно понимают – Раис Татарстана Рустам Минниханов заявлял об этом на итоговых коллегиях и Минэкономики, и Минпрома РТ.

Выделяется только производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов. По итогам 2022 года в отрасли этих товаров было отгружено на 376 млрд рублей

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

В обработке вес наиболее импортозависимых – по оценкам ВШЭ – отраслей в экономике Татарстана, если смотреть на отгрузку, не так уж и грандиозен. Выделяется только производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов. По итогам 2022 года в отрасли этих товаров было отгружено на 376 млрд рублей, по этому показателю автопроизводство находится на третьем месте. Выпуск резиновых и технических изделий достиг «в отгрузке» 235 млрд рублей, производство прочих транспортных средств и оборудования – 73 млрд рублей, машин и оборудования, не включенных в другие группировки, – 65 млрд рублей, а лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, и вовсе чуть более 6 млрд рублей. Для сравнения: около 300 млрд рублей составила отгрузка в пищепроме.

Все это, конечно, не умаляет проблем в отраслях, по которым сильно ударила зависимость от импорта. Но и переоценивать влияние этого фактора на их состояние не стоит. Тем более что по итогам прошлого года рост в обрабатывающих производствах в Татарстане составил 8,2%, тогда как по РФ в этой сфере было зафиксировано падение на 1,3%. Даже автомобилестроение в РТ сократилось всего лишь на 10% (по РФ – на 44,7%!), а производство машин и оборудования – на 4,1% (по стране выросло на 1,9%). Практически стагнировало и в стране, и в Татарстане производство резиновых и технических изделий. А вот выпуск прочих транспортных средств в республике скакнул на 12,1%, тогда как по России просел на 4,2%. А фармацевтика показала рост на 27,8% (по РФ – на 8,6%).

Олег Коробченко: «В большинстве сфер были приняты ответные меры, но мы остались слишком зависимы от импортных технологий»

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

Позиция Минпрома

Как отмечал на итоговой коллегии Минпрома РТ глава ведомства Олег Коробченко, «весь прошлый год промышленность и торговля находились в жестких условиях, против нашей страны было введено более 10 тысяч санкций, ряд крупных международных компаний сократили или остановили деятельность на территории России». «Острая ситуация складывалась в химии, автомобилестроении, производстве машин и оборудования, а также резинотехнических изделий. В большинстве сфер были приняты ответные меры, но мы остались слишком зависимы от импортных технологий», – сообщал министр.

В пресс-службе Минпрома РТ «Татар-информу» заявили: «Беспрецедентное санкционное давление не могло не сказаться на развитии как всей экономики страны, так и отдельных компаний. Но предприятия Татарстана справляются с испытанием. По итогам прошлого года индекс промышленного производства составил 106,6%, в республике было переработано порядка 22,5 млн тонн углеводородного сырья, выпущено более 12 млн шин, произведено свыше 44,8 тыс. автомобилей, продолжена реализация инвестиционных проектов предприятий».

«Если следовать логике специалистов НИУ ВШЭ, получается, чем меньше вкладываешь в развитие, тем меньше будет потрясений. Это крайне спорно. Именно курс на развитие собственных производств, привлечение инвестиций и передовых технологий в реальный сектор экономики позволяют Республике Татарстан на протяжении ряда лет быть одним из лидеров среди субъектов РФ», – заявили в ведомстве.

В Минпроме РТ напомнили, что еще в начале двухтысячных в Татарстане действовала Программа развития экспортно ориентированных и импортозамещающих производств. «Нами давно признана необходимость увеличения доли обрабатывающих производств в общем объеме промышленного производства Татарстана и приняты конкретные шаги в этом направлении. Тем более что у нас есть и сырьевая, и производственная, и научная база для увеличения добавленной стоимости, производимой в республике. Сложившаяся внешнеэкономическая ситуация стимулирует отечественные предприятия к поиску партнеров внутри страны, внедрению отечественных научно-практических разработок», – сообщили в ведомстве.

В качестве показательного примера в министерстве назвали запуск производства импортонезависимой версии «КАМАЗа» – К5, которая не будет зависеть от поставок комплектующих из недружественных стран

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

В качестве показательного примера в министерстве назвали запуск производства импортонезависимой версии «КАМАЗа» – К5, которая не будет зависеть от поставок комплектующих из недружественных стран. Для этого совместно с партнерами автогигант освоил производство ряда компонентов, которые ранее были импортными. Теперь же значимая часть локализуемых компонентов производится на территории Татарстана. «На 2023 год запланировано расширение модельного ряда автомобилей К5 на санкционно устойчивой компонентной базе с улучшенными потребительскими характеристиками», – отметили в Минпроме РТ.

Уже в марте прошлого года на базе Республиканского маркетингового центра был запущен сервис «Инвестиционных ниш», позволяющий наладить кооперацию татарстанских компаний с местными производителями. Действует и «Каталог предложений», где собрана информация о производимой в республике продукции. Она может быть использована заказчиками, испытывающими сложности в связи с импортными ограничениями. Кроме этого, создан «Каталог ранее применяемой импортной продукции». Правительство Татарстана в прошлом году утвердило и консолидированный перечень продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств (Распоряжение КМ РТ от 22.08.2022 №1765-р). При организации продукции из данного перечня предприятие может рассчитывать на преференции.

«Дальнейшее развитие будет связано с тесным сотрудничеством с дружественными странами, а также с межрегиональной кооперацией», – отметили «Татар-информу» в Минпромторге. Большие надежды Татарстан возлагает и на форум «Россия – Исламский мир», который в этом году впервые пройдет в Казани как мероприятие с федеральным статусом – оргкомитет возглавляет Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. «Мы будем продолжать курс на развитие собственных производств, кооперацию крупного и малого бизнеса и, конечно, отраслевой науки», – заявили в Минпроме РТ.

Тимур Шагивалеев: «Наша страна способна все локализовать. В 1988 году мы на нашей микроэлектронике подняли в космос “Буран” и успешно посадили его с орбиты»

Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

«Наша страна способна все локализовать»

«Могу сказать, что ВШЭ всегда оказывала большое влияние на государственную политику в сфере импортозамещения в нашей стране. И то, что у нас, оказывается, остались регионы, в которых импортозамещение недостаточно хорошо развито, как раз может быть связано с советами, которые дают такие организации», – отметил «Татар-информу» генеральный директор ОЭЗ «Алабуга» Тимур Шагивалеев.

Ученым из ВШЭ он порекомендовал внимательно изучить закон об инвестициях в чипы, который принял Байден, и китайскую программу по микроэлектронике. «Нужно сделать 15-летнюю стратегическую программу, которая необходима для развития нашей страны и нашей промышленности. С финансированием не на уровне 2 млрд рублей в год на всю страну, а 1 трлн в год на микроэлектронику. Тогда будут настоящие результаты, после тяжелой работы», – уверен глава ОЭЗ «Алабуга».

Шагивалеев напомнил, что еще 15 лет назад в Татарстане, где добывается нефть, была не развита ее переработка. «Сейчас почти 60% добываемой нефти перерабатывается в различную продукцию. КАМАЗ – прекрасное локализованное производство с литьем, с мехобработкой, со всем самым необходимым. В ОЭЗ "Алабуга" производятся панпрекурсоры, углеволокно, и еще очень многое будет производится. "Нижнекамскнефтехим", "Казаньоргсинтез" заместили поликарбонаты, полистиролы, полипропилены, полиэтилены. Те, кто развивает промышленность, наиболее активно взаимодействуют и активно локализуют те продукты, которые необходимы», – подчеркнул он.

Шагивалеев уверен: «Наша страна способна все локализовать. В 1988 году мы на нашей микроэлектронике подняли в космос “Буран” и успешно посадили его с орбиты. Поэтому мы все сможем сделать, но необходима долгосрочная государственная воля. А также понимание, что стратегические отрасли не могут развиваться без внимания и финансирования государства, как это делается в США, Японии, Германии, на Тайване. А иначе импортозамещение будет происходить только в низкобюджетных областях».

Сергей Майоров: «У нас промышленное производство за прошедший год выросло на 6,6%, а в РФ снизилось на 0,6%. Поэтому несколько несправедливо говорить, что мы сильно пострадавший регион от санкционной политики»

Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

«Мы бы хотели, чтобы санкции хотя бы лет пять продержались»

Учитывая, что промышленность в Татарстане занимает 50% в структуре валового регионального продукта, а львиная доля приходится на нефтепереработку и нефтехимию, то из-за санкций проблемы есть», – признался в беседе с корреспондентом «Татар-информа» председатель правления Машиностроительного кластера РТ Сергей Майоров. «Но в машиностроении ситуация обратная. Мы бы все хотели, чтобы такие санкции продержались минимум лет пять. И тогда мы получим мощнейшее машиностроение в мире!» – уверен он.

По словам Майорова, «если раньше нам приходилось конкурировать с серьезными компаниями, то сейчас они все ушли, а потребности – остались». «По оценке многих экспертов, столько станков, сколько закупили наши производства в 2022 году, не покупали уже 10 лет. При этом они покупают станки под четкие производственные потребности. Появились средства, на что их купить, потому что предприятия начали реально зарабатывать», – заметил глава Машиностроительного кластера РТ.

Майоров признает, что в разных отраслях промышленности ситуация неоднородна. Есть компании, у которых возникли проблемы. Например, деревообработка до сих пор не может возместить объемы, которые были раньше, хотя есть позитивные примеры в Зеленодольске.

«Поэтому оценка очень неоднозначна. Четвертое место в рейтинге, то есть оценку Татарстана как одного из наиболее пострадавших регионов в России, я бы не назвал объективной. У нас промышленное производство за прошедший год выросло на 6,6%, а в РФ снизилось на 0,6%. Поэтому несколько несправедливо говорить, что мы сильно пострадавший регион от санкционной политики», – обратил внимание он.

В то же время Майоров уверен, что нужно добиваться технологического суверенитета. «Потому что те же машиностроители производят продукцию, которую интересно осваивать с коммерческой точки зрения – там большие объемы производства и большие заказы». А у нас есть много номенклатуры, объем которой небольшой и с коммерческой стороны ее не выгодно выпускать. Поэтому нужны государственные программы по освоению этих видов продукции. Ведь из-за одного изделия может и самолет не полететь, и автомобиль не поехать. Технологического суверенитета мы за коммерческие деньги не добьемся», – считает глава Промкластера РТ.

Читайте также:

«Больше бензина и компьютеров: какие отрасли вывели экономику Татарстана в плюс»

«Минус в энергетике, плюс в нефтедобыче: промышленность Татарстана выдала 100% в январе»

news_bot_970_100