news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Сказка-сон, претендующая на «Золотую маску»: в чем феномен альметьевского «Королевства кривых»

Спектакль «Королевство кривых» Альметьевского татарского драмтеатра номинирован на Всероссийскую театральную премию «Золотая маска» сразу в шести номинациях. В чем секрет успеха московского режиссера Антона Федорова и татарского композитора Софии Губайдулиной – в материале ИА «Татар-информ».

Сказка-сон, претендующая на «Золотую маску»: в чем феномен альметьевского «Королевства кривых»

На первый взгляд, у спектакля нет стройной сюжетной линии. Он основан на событиях, которые произошли с главной героиней  пожилой женщиной Ольгой Веденяпиной в 1929 году. В то время страна переживала коллективизацию, культурную революцию и разрушение традиционного уклада жизни большинства граждан. В этот же год в ссылку отправляют писателя Варлама Шаламова.

По сюжету Ольга поступила в университет и начала поиски своего друга детства по имени Дима Варламов. Дима является прототипом писателя Варлама Шаламова, который побывал в ссылке и известен циклом очерков «Колымские рассказы».

Друг главной героини пропадает в университете при загадочных обстоятельствах, и в один миг вуз превращается в мрачное королевство, полное тайн и кошмаров. Постепенно Ольга больше узнает о новом мире и начинает задавать всё больше вопросов. Люди начинают показывать ей «звериный оскал», проявлять темные качества. Несмотря ни на что, Ольга пытается найти правду и реабилитировать своего друга Диму в глазах окружающих.

Спектакль ценен прежде всего тем, что автору пьесы  драматургу Арсению Фарятьеву удалось создать пьесу для взрослых на основе произведения ярого сталиниста Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал» про девочку Олю и ее отражение Яло. То есть детское произведение, хорошо известное молодежи советского периода, получило новое прочтение и нашло отклик в современном взрослом зрителе. Несмотря на рефлексию по советскому периоду, произведение показывает и отражение современной реальности. С приходом века цифровых технологий приходят и новые вызовы, и новые ограничения для каждого человека. Сегодня случайно сделанный репост может вызвать катастрофические последствия, как когда-то накликать бурю мог самиздат небольшого рассказа.

В спектакле звучат композиции «Семь слов Христа» («Sieben Worte») композитора Софии Губайдулиной. Исполняют произведение музыканты Альметьевска: баянист Андрей Спиридонов, виолончелистка Юлия Страхова, а также скрипачи Андроник Мелконян, Наталья Пентегова и Рината Ехаева. Режиссер специально выбрал композицию Губайдулиной, которой близка тема борьбы добра со злом. Музыку вживую исполняют во время каждого спектакля «Королевство кривых».

«Спектакль мы сыграли 5 апреля на сцене Московского театра юного зрителя, где его оценило жюри театральной премии «Золотая маска». Церемония награждения пройдет в Москве 22 апреля, где станут известны лауреаты премии», сказала завлит Альметьевского драмтеатра Ляйлягуль Минаева.

Режиссер и художник спектакля Антон Федоров окончил режиссерский факультет Щукинского училища. Он успел поработать над спектаклями в театре документальной пьесы «Театр.doc» и «Гоголь-центре» Кирилла Серебренникова. Напомним, что за последние несколько лет самые экспериментальные и необычные спектакли появились именно благодаря работе «Гоголь-центра». В театр вдохнули новую жизнь.

«Это сказка. Пусть с некими документальными подробностями, но все-таки сказка. В сказке обязательно кто-то боится кого-то или чего-то большого и ужасного. В сказке очень часто кто-то пропадает, и его всегда кто-то ищет», – отметил режиссер Антон Федоров.

Хореограф спектакля – Алина Мустаева из Уфы. Она ставила хореографию в знаменитой постановке драмтеатра под названием «Кибет» («Магазин»), которая также является лауреатом премии «Золотая маска».

Несмотря на то что режиссер позиционирует спектакль как сказку, возрастное ограничение у постановки 16+.

В этом году спектакль «Королевство кривых» приглашен на Фестиваль театров малых городов России, который в этом году пройдет в Набережных Челнах со 2 по 10 июня. Также спектакль является участник театрального фестиваля «Науруз», который начнется в Казани 7 июня.

news_bot_970_100