news_header_bot_970_100
Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Сегодня 160 лет со дня рождения Василия Сурикова
Скопировать ссылку
Исторические события дня и памятные даты
(Казань, 24 января, «Татар-информ», Нина Нарыкова). В этот день в 1848 году родился Василий Суриков – великий русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.
Василий Суриков родился в Красноярске, в казачьей семье. Его дед – Александр Суриков (умер в 1854 году) был атаманом Енисейского Казачьего полка. В его честь назван остров Атаманский на Енисее.
С 1869 по 1875 гг. учился в петербургской Академии художеств у П.П.Чистякова. С 1877 года художник жил в Москве, участвовал в росписи хоров храма Христа Спасителя. В 1878 году Суриков женился на Е.А.Шарэ – внучке декабриста П.П.Свистунова. В 1881 году он становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. С 1893 года Суриков – действительный член петербургской Академии художеств.
Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от склероза сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Его имя присвоено Московскому художественному институту и улице в московском поселке Сокол (с 1928 г.). На родине художника, в Красноярске, в 1954 году был поставлен памятник, там же в 1948 году открылся дом-музей Сурикова, ныне музей-усадьба. Собрание живописи и различных предметов краеведческого музея составило основу коллекции при открытии дома-музея.
***
В этот день в 1931 году в Москве был основан театр «Ромэн» – самый старый из ныне действующих цыганских театров мира. Ключевой объект культуры российских цыган, поскольку с момента основания является центром притяжения деятелей цыганского искусства в России.
В XVIII и XIX веках в Москве и Санкт-Петербурге действовали цыганские хоры, состоящие из русских цыган. В конце XIX века руководителем цыганского хора Николаем Ивановичем Шишкиным была создана цыганская театральная труппа. Впервые труппа появилась на сцене в оперетте «Цыганские песни в лицах» в 1886 году, вместе с основной труппой театра «Аркадия». Оперетта продержалась в репертуаре театра несколько лет. 13 апреля 1887 года в Малом театре состоялась первая постановка оперетты Штрауса «Цыганский барон» с участием цыган (труппы Шишкина). 20 марта 1888 года, снова в Малом театре, состоялась премьера оперетты на цыганском языке «Дети лесов» в трех действиях. Оперетта была поставлена исключительно силами цыганской труппы и оставалась на сцене в течение 18 лет. В 1892 году Шишкин поставил новую оперетту «Цыганская жизнь».
В 1920-е годы по СССР гастролировали цыганские ансамбли песни и пляски. 24 января 1931 года состоялось открытие цыганской театральной студии «Индо-Ромэн». Через месяц она показала свою первую работу – представление в двух частях. Первая – обозрение «Вчера и сегодня» Э.Шолоха, в переводе на цыганский язык М.Бузлюдского, вторая – инсценированные песни и пляски под общим названием «Этнографический показ». Режиссером-постановщиком первой работы студии был Мойше Гольдблат, композитором – Семен Бугачевский.
16 декабря студия показала свой первый музыкально-драматический спектакль по пьесе цыганского писателя Александра Германо «Жизнь на колсах». После премьеры студию переименовали в цыганский театр «Ромэн», первым директором которого стал Георгий Лебедев. С 1940 года спектакли стали идти на русском языке.
***
В 1920 году в этот день скончался Амедео Клементе Модильяни – один из известнейших художников конца XIX – начала XX века, яркий представитель экспрессионизма.
Амедео Модильяни родился в еврейской семье Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен в Ливорно (Тоскана, Италия). Он был самым младшим (четвертым) из детей. Ко времени появления на свет Амедео дела семьи пришли в упадок; матери, в свое время приехавшей из Франции, приходилось зарабатывать на жизнь преподаванием французского языка и переводами. Считается, что именно ее романтическая натура оказала огромное влияние на мировоззрение юного Модильяни.
В 1898 году Модильяни заболел тифом, и это стало поворотной точкой в его жизни. После выздоровления Амедео бросил школу и начал брать уроки рисования и живописи в ливорнской Академии искусств. К 1900 году здоровье юного Модильяни ухудшилось, вдобавок он заболел туберкулезом и вынужден был провести зиму 1900–1901 гг. в Неаполе, Риме и на Капри. В 1902 году во Флоренции Амедео поступил в Свободную школу живописи обнаженной натуры. Именно в тот период он начал посещать флорентийские музеи и церкви, изучать восхищавшее его искусство Возрождения. Через год, приехав в Венецию, Модильяни поступил в венецианский Институт изящных искусств, продолжая при этом изучение работ старых мастеров. Считается, что именно в Венеции он пристрастился к гашишу.
Зимой 1906 года Амедео Модильяни приехал в Париж. Там он посещал занятия в Академии Коларосси. Несмотря на свое неважное здоровье, Модильяни принимал активное участие в шумной жизни Монмартра.
Немецкий художник Людвиг Майднер так описывал Амедео: «Наш Модильяни, или Моди, как его называют, был типичным и, вместе с тем, очень талантливым представителем богемного Монмартра; скорее даже он был последним истинным представителем богемы».
В 1907 году у Модильяни появился первый покровитель – доктор Поль Александер, покупавший картины Амедео и предоставлявший ему заказы на портреты. Через Поля Модильяни познакомился с румынским скульптором Константином Брынкуши, который в последствии оказал на Амедео огромное влияние (Модильяни даже некоторое время отдавал предпочтение занятиям скульптурой). Говорили даже, что для своих скульптур Модильяни крал каменные блоки и деревянные шпалы со строительных площадок возводимого в то время метро. Сам художник никогда не озадачивался отрицанием слухов и измышлений на свой счет.
Весной 1910 года Модильяни познакомился с молодой русской поэтессой Анной Ахматовой. Их страстное романтическое увлечение друг другом продлилось до августа 1911 года, когда они расстались, чтобы никогда больше не увидеться.
Скульптуры Амедео Модильяни были выставлены на парижском Салоне 1912 года, некоторые из них были даже куплены, но к 1914 году взгляд художника вновь обратился к рисованию. В июне 1914 он встретил талантливую и эксцентричную англичанку Беатрис Гастингс, которая уже успела попробовать себя на поприще цирковой артистки, журналиста, поэтессы, путешественника, искусствоведа и т. д. Беатрис стала спутницей Амедео, его музой и излюбленной моделью.
В 1914 году началась Первая мировая война. Модильяни, вопреки его желанию, не взяли на военную службу ввиду плохого здоровья. Призванный в армию Поль Александр расторгает контракт с художником, который затем получает покровительство Поля Жильома. Последний знакомит Амедео с польским поэтом Леопольдом Зборовски («Збо»), ставшим впоследствии преданнейшим агентом Модильяни, и его женой Анной (Ханкой). Зборовски стали верными друзьями живописца, часто поддерживали и помогали ему.
В апреле 1917 года Модильяни повстречал девятнадцатилетнюю Жанну Эбютерн, студентку Академии Коларосс. Впоследствии они начали жить вместе, и Жанна стала основной моделью Амедео – он изобразил ее на своих полотнах не менее 25 раз.
Первая персональная выставка Модильяни состоялась в галерее Берты Вейль. К несчастью, галерея располагалась как раз напротив полицейского участка, и стражи закона, возмущенные видом выставленных «ню» Модильяни, заставили последнего закрыть экспозицию всего через несколько часов после открытия.
Весной 1918 Модильяни и Жанна покидают Париж, находившийся под угрозой немецкой оккупации, и направляются на южное побережье Франции. В Ницце и ее пригородах Модильяни создает большую часть своих картин, ставших впоследствии наиболее известными и дорогостоящими. 29 ноября 1918 года Жанна Эбютерн родила дочь, которую назвали в честь матери.
К концу мая 1919 года Модильяни возвращается в Париж. После нескольких удачных выставок в Англии английские коллекционеры начинают покупать его работы. Но к концу года у Модильяни происходит обострение туберкулеза и 24 января 1920 года он умирает. На следующий день беременная Жанна Эбютерн совершает самоубийство. Амедео был похоронен в скромной могиле без памятника на еврейском участке кладбища Пер-Лашез; в 1930 году, через 10 лет после гибели Жанны, ее останки были захоронены в соседней могиле. Их ребенка удочерила сестра Модильяни.
Направление, в котором работал Модильяни, традиционно относят к экспрессионизму. Однако в этом вопросе не все так однозначно. Не зря Амедео называют художником парижской школы – за время проживания в Париже он испытал влияние различных мэтров изобразительного искусства: Тулуз-Лотрека, Сезанна, Пикассо, Ренуара. В его творчестве присутствуют отголоски примитивизма и абстракции. Скульптурные штудии Модильяни явно показывают влияние модной в то время африканской пластики на его творчество. Собственно экспрессионизм в творчестве Модильяни проявляется в выразительной чувственности его картин, в большой их эмоциональности.
Амедео Модильяни по праву считается певцом красоты обнаженного женского тела. Он одним из первых начал изображать «ню» более реалистично и эмоционально. Именно это обстоятельство в свое время привело к молниеносному закрытию его первой персональной выставки в Париже. Обнаженная натура в творчестве Модильяни – это не абстрактные, рафинированные образы, а реальные портретные изображения. Техника и теплая световая гамма в картинах Модильяни «оживляет» его полотна. Картины Амедео, выполненные в жанре «ню», считаются жемчужиной его творческого наследия.
Василий Суриков родился в Красноярске, в казачьей семье. Его дед – Александр Суриков (умер в 1854 году) был атаманом Енисейского Казачьего полка. В его честь назван остров Атаманский на Енисее.
С 1869 по 1875 гг. учился в петербургской Академии художеств у П.П.Чистякова. С 1877 года художник жил в Москве, участвовал в росписи хоров храма Христа Спасителя. В 1878 году Суриков женился на Е.А.Шарэ – внучке декабриста П.П.Свистунова. В 1881 году он становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. С 1893 года Суриков – действительный член петербургской Академии художеств.
Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от склероза сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Его имя присвоено Московскому художественному институту и улице в московском поселке Сокол (с 1928 г.). На родине художника, в Красноярске, в 1954 году был поставлен памятник, там же в 1948 году открылся дом-музей Сурикова, ныне музей-усадьба. Собрание живописи и различных предметов краеведческого музея составило основу коллекции при открытии дома-музея.
***
В этот день в 1931 году в Москве был основан театр «Ромэн» – самый старый из ныне действующих цыганских театров мира. Ключевой объект культуры российских цыган, поскольку с момента основания является центром притяжения деятелей цыганского искусства в России.
В XVIII и XIX веках в Москве и Санкт-Петербурге действовали цыганские хоры, состоящие из русских цыган. В конце XIX века руководителем цыганского хора Николаем Ивановичем Шишкиным была создана цыганская театральная труппа. Впервые труппа появилась на сцене в оперетте «Цыганские песни в лицах» в 1886 году, вместе с основной труппой театра «Аркадия». Оперетта продержалась в репертуаре театра несколько лет. 13 апреля 1887 года в Малом театре состоялась первая постановка оперетты Штрауса «Цыганский барон» с участием цыган (труппы Шишкина). 20 марта 1888 года, снова в Малом театре, состоялась премьера оперетты на цыганском языке «Дети лесов» в трех действиях. Оперетта была поставлена исключительно силами цыганской труппы и оставалась на сцене в течение 18 лет. В 1892 году Шишкин поставил новую оперетту «Цыганская жизнь».
В 1920-е годы по СССР гастролировали цыганские ансамбли песни и пляски. 24 января 1931 года состоялось открытие цыганской театральной студии «Индо-Ромэн». Через месяц она показала свою первую работу – представление в двух частях. Первая – обозрение «Вчера и сегодня» Э.Шолоха, в переводе на цыганский язык М.Бузлюдского, вторая – инсценированные песни и пляски под общим названием «Этнографический показ». Режиссером-постановщиком первой работы студии был Мойше Гольдблат, композитором – Семен Бугачевский.
16 декабря студия показала свой первый музыкально-драматический спектакль по пьесе цыганского писателя Александра Германо «Жизнь на колсах». После премьеры студию переименовали в цыганский театр «Ромэн», первым директором которого стал Георгий Лебедев. С 1940 года спектакли стали идти на русском языке.
***
В 1920 году в этот день скончался Амедео Клементе Модильяни – один из известнейших художников конца XIX – начала XX века, яркий представитель экспрессионизма.
Амедео Модильяни родился в еврейской семье Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен в Ливорно (Тоскана, Италия). Он был самым младшим (четвертым) из детей. Ко времени появления на свет Амедео дела семьи пришли в упадок; матери, в свое время приехавшей из Франции, приходилось зарабатывать на жизнь преподаванием французского языка и переводами. Считается, что именно ее романтическая натура оказала огромное влияние на мировоззрение юного Модильяни.
В 1898 году Модильяни заболел тифом, и это стало поворотной точкой в его жизни. После выздоровления Амедео бросил школу и начал брать уроки рисования и живописи в ливорнской Академии искусств. К 1900 году здоровье юного Модильяни ухудшилось, вдобавок он заболел туберкулезом и вынужден был провести зиму 1900–1901 гг. в Неаполе, Риме и на Капри. В 1902 году во Флоренции Амедео поступил в Свободную школу живописи обнаженной натуры. Именно в тот период он начал посещать флорентийские музеи и церкви, изучать восхищавшее его искусство Возрождения. Через год, приехав в Венецию, Модильяни поступил в венецианский Институт изящных искусств, продолжая при этом изучение работ старых мастеров. Считается, что именно в Венеции он пристрастился к гашишу.
Зимой 1906 года Амедео Модильяни приехал в Париж. Там он посещал занятия в Академии Коларосси. Несмотря на свое неважное здоровье, Модильяни принимал активное участие в шумной жизни Монмартра.
Немецкий художник Людвиг Майднер так описывал Амедео: «Наш Модильяни, или Моди, как его называют, был типичным и, вместе с тем, очень талантливым представителем богемного Монмартра; скорее даже он был последним истинным представителем богемы».
В 1907 году у Модильяни появился первый покровитель – доктор Поль Александер, покупавший картины Амедео и предоставлявший ему заказы на портреты. Через Поля Модильяни познакомился с румынским скульптором Константином Брынкуши, который в последствии оказал на Амедео огромное влияние (Модильяни даже некоторое время отдавал предпочтение занятиям скульптурой). Говорили даже, что для своих скульптур Модильяни крал каменные блоки и деревянные шпалы со строительных площадок возводимого в то время метро. Сам художник никогда не озадачивался отрицанием слухов и измышлений на свой счет.
Весной 1910 года Модильяни познакомился с молодой русской поэтессой Анной Ахматовой. Их страстное романтическое увлечение друг другом продлилось до августа 1911 года, когда они расстались, чтобы никогда больше не увидеться.
Скульптуры Амедео Модильяни были выставлены на парижском Салоне 1912 года, некоторые из них были даже куплены, но к 1914 году взгляд художника вновь обратился к рисованию. В июне 1914 он встретил талантливую и эксцентричную англичанку Беатрис Гастингс, которая уже успела попробовать себя на поприще цирковой артистки, журналиста, поэтессы, путешественника, искусствоведа и т. д. Беатрис стала спутницей Амедео, его музой и излюбленной моделью.
В 1914 году началась Первая мировая война. Модильяни, вопреки его желанию, не взяли на военную службу ввиду плохого здоровья. Призванный в армию Поль Александр расторгает контракт с художником, который затем получает покровительство Поля Жильома. Последний знакомит Амедео с польским поэтом Леопольдом Зборовски («Збо»), ставшим впоследствии преданнейшим агентом Модильяни, и его женой Анной (Ханкой). Зборовски стали верными друзьями живописца, часто поддерживали и помогали ему.
В апреле 1917 года Модильяни повстречал девятнадцатилетнюю Жанну Эбютерн, студентку Академии Коларосс. Впоследствии они начали жить вместе, и Жанна стала основной моделью Амедео – он изобразил ее на своих полотнах не менее 25 раз.
Первая персональная выставка Модильяни состоялась в галерее Берты Вейль. К несчастью, галерея располагалась как раз напротив полицейского участка, и стражи закона, возмущенные видом выставленных «ню» Модильяни, заставили последнего закрыть экспозицию всего через несколько часов после открытия.
Весной 1918 Модильяни и Жанна покидают Париж, находившийся под угрозой немецкой оккупации, и направляются на южное побережье Франции. В Ницце и ее пригородах Модильяни создает большую часть своих картин, ставших впоследствии наиболее известными и дорогостоящими. 29 ноября 1918 года Жанна Эбютерн родила дочь, которую назвали в честь матери.
К концу мая 1919 года Модильяни возвращается в Париж. После нескольких удачных выставок в Англии английские коллекционеры начинают покупать его работы. Но к концу года у Модильяни происходит обострение туберкулеза и 24 января 1920 года он умирает. На следующий день беременная Жанна Эбютерн совершает самоубийство. Амедео был похоронен в скромной могиле без памятника на еврейском участке кладбища Пер-Лашез; в 1930 году, через 10 лет после гибели Жанны, ее останки были захоронены в соседней могиле. Их ребенка удочерила сестра Модильяни.
Направление, в котором работал Модильяни, традиционно относят к экспрессионизму. Однако в этом вопросе не все так однозначно. Не зря Амедео называют художником парижской школы – за время проживания в Париже он испытал влияние различных мэтров изобразительного искусства: Тулуз-Лотрека, Сезанна, Пикассо, Ренуара. В его творчестве присутствуют отголоски примитивизма и абстракции. Скульптурные штудии Модильяни явно показывают влияние модной в то время африканской пластики на его творчество. Собственно экспрессионизм в творчестве Модильяни проявляется в выразительной чувственности его картин, в большой их эмоциональности.
Амедео Модильяни по праву считается певцом красоты обнаженного женского тела. Он одним из первых начал изображать «ню» более реалистично и эмоционально. Именно это обстоятельство в свое время привело к молниеносному закрытию его первой персональной выставки в Париже. Обнаженная натура в творчестве Модильяни – это не абстрактные, рафинированные образы, а реальные портретные изображения. Техника и теплая световая гамма в картинах Модильяни «оживляет» его полотна. Картины Амедео, выполненные в жанре «ню», считаются жемчужиной его творческого наследия.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»
news_right_column_2_240_400