news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Ученые Татарстана создали новый катализатор для облагораживания нефти под землей

Испытать новое вещество планируют на Ашальчинском месторождении сверхвязкой нефти.

(Казань, 18 мая, «Татар-информ»). Ученые Казанского федерального университета совместно с представителями «Татнефти» создали новый катализатор на основе магнетита — оксида железа, который можно использовать для снижения вязкости нефти и улучшения ее состава. Катализатор планируется испытать на Ашальчинском месторождении нефти в Татарстане. Об этом сообщил ИА «Татар-информ» старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории КФУ «Внутрипластовое горение» Ирек Мухаматдинов.

«Работа нацелена на уменьшение содержания смолисто-асфальтеновых веществ и их молекулярной массы, а также на значительное повышение содержания насыщенных и ароматических углеводородов», — сказал Мухаматдинов. По его словам, в процессе лабораторных исследований выяснилось, что магнетит разрушает смолисто-асфальтеновые вещества, входящие в состав сверхвязкой нефти.

В своей работе ученые использовали образцы нефти, добытой на Ашальчинском месторождении в Татарстане, и получили подтверждение, что катализатор на основе магнетита достаточно эффективен. Разработчики получили патент на свое изобретение, одним из авторов стал руководитель Управления по добыче сверхвязкой нефти компании «Татнефть» Марат Амерханов.

Ирек Мухаматдинов рассказал, что катализатор получается путем создания водной суспензии магнетита, поэтому он будет выгодно отличаться по цене от нефтерастворимых катализаторов, которые разрабатываются на основе углеводородных фракций. Расчеты показывают, что новый катализатор можно использовать на участках, где «Татнефть» ведет добычу сверхвязкой нефти паротепловым способом. Для этого достаточно ввести суспензию в разогретый паром нефтяной пласт, после чего появится возможность добывать облагороженную нефть. Пока новая разработка не проходила опытно-промысловых испытаний, однако они вошли в программу последующих этапов научной работы.

«Были планы начать испытание нового катализатора на скважине в конце лета 2020 года, но из-за ситуации с распространением коронавируса график испытаний возможно сдвинется», — отметил ученый. 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100