Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Салават САДРЕТДИНОВ:
«Наша задача – ввести в цивилизованные рамки рекламу «досуговых» услуг»
«Наша задача – ввести в цивилизованные рамки рекламу «досуговых» услуг»
Сегодня в агентстве «Татар-информ» состоялся «круглый стол», посвященный проблемам допустимости и правомерности публикации в СМИ рекламных объявлений «досугового» характера. В заседании приняли участие заместитель руководителя Управления Россвязьохранкультуры по РТ Салават Садретдинов, главный государственный инспектор УФАС по РТ Люция Аблеева, начальник отдела надзора СМИ ОКН КЦ Рима Мурзакова, начальник юридического отдела ГУ «Татмедиа» Ильшат Назмутдинов, руководители рекламных служб СМИ республики. Вел «круглый стол» первый заместитель генерального директора ОАО «Татмедиа» - генеральный директор ИА «Татар-информ» Леонид Толчинский.
Хотелось бы обсудить сегодня, как СМИ могут использовать свои ресурсы, чтобы оказать содействие в решении проблемы очистки улиц города от многочисленных телефонов «досуга». Как регламентирует закон возможность переноса этого вида рекламы в той или иной форме на страницы СМИ?
И.Н.: Нам пришлось столкнуться с этой проблемой после обращения депутата Городской думы Николая Рыбушкина. Мы подготовили запросы в Министерство юстиции, МВД, в прокуратуру республики и получили ответы, которые звучат практически одинаково и акцентируются на положениях закона о средствах массовой информации: СМИ, которые могут рекламировать эротические услуги, должны распространяться запакованными в целлофановой упаковке и в определенных местах. Проработав эти вопросы дополнительно в юридической службе, мы выяснили для себя следующее: «досуг», «отдых» и другие объявления не являются объявлениями эротического характера. Публикация подобных коротких сообщений без подробных расшифровок вполне возможна, таково заключение юридического отдела агентства «Татмедиа».
С.С.: Спасибо, что подняли эту тему. Этим вопросам нам уже приходилось заниматься, когда были предприняты попытки к 1000-летию Казани убрать надписи с заборов. Действовали командно-административными методами, отключали телефоны, была попытка издавать отдельную газету с досуговыми объявлениями. Но эта попытка с треском провалилась. Уничтожить такое явление, как так называемый «досуг», нельзя. Во-первых, оно востребовано, во-вторых, приносит деньги.
Статья 37 Закона о СМИ прописывает ограничения: такого рода издания нельзя распространять в школьных, дошкольных, культурных, лечебных, спортивных учреждениях ближе, чем в 100 м от них, они должны распространяться в запечатанном виде. Мы направляли во все муниципальные образования письма главам администраций с просьбой сообщить, распространяется ли у них полиграфическая продукция эротического характера. Только из двух администраций пришла информация, где у них распространяется подобная продукция. В остальных районах, судя по ответам, «секса нет». Мы намерены в ближайшее время провести рейды по районам с привлечением представителей прокуратуры, правоохранительных органов и посмотреть, как дела обстоят на самом деле.
Что касается рекламных объявлений, можно встать на позицию отрицания такого явления, но мы прекрасно понимаем – пусть лучше это будет в газете, чем на стенах домов. Мы против того, чтобы в подобных объявлениях явно прописывались сексуальные услуги, пусть это будет завуалировано, в некой неявной форме, без фотографий и каких-либо образов. И мы будем принимать решительные меры против того, чтобы в этих объявлениях появлялись тексты, касающиеся вербовки девушек на данный вид услуг. Бороться с сутенерами, с теми, кто принуждает к проституции – задача правоохранительных органов. Наша задача – ввести в цивилизованные рамки рекламу этого вида услуг.
В какой форме может быть представлена данная информация на телевидении, и окажет ли влияние более либеральный взгляд на публикацию такого рода рекламы в СМИ на состояние наших улиц?
Л.А.: Поскольку антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, то наша позиция в этой области определяется рамками закона о рекламе. Общие требования к рекламе регулирует статья 5, а непосредственно порядку размещения рекламы в прессе, периодических печатных изданиях посвящена статья 16 ФЗ «О рекламе». Я поговорила на эту тему с центральным аппаратом антимонопольной службы в Москве, и они мне ответили, что наработанной практики нет, но мы будем работать в этом направлении.
Часть 6 ст.5 регламентирует, что в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов. Такие объявления, как «досуг» или «отдых», сопровождающиеся номером телефона, допустимы. Но если в рекламе появляются какие-то образы, ФАС России всегда обращает на это внимание: либо возбуждаются дела, либо направляются рекомендации в адрес рекламодателя, скажем, с указанием о необходимости изменения рекламы с учетом соблюдения принятых правил поведения в общественном месте. Пример: реклама ночного клуба - номер телефона, адрес, изображение пожилого человека на фоне полуобнаженной женщины с текстом: «Девчонок хватит всем». Антимонопольный орган признал эту рекламу ненадлежащей и нарушающей требования законодательства о рекламе, вышеуказанная реклама признана безнравственной, так как приведенное на рекламном щите изображение содержит зрительную информацию, нарушающую общепринятые нормы морали.
С.С.: Если мы говорим о правовой грани, у нас нет четкого разделения, что есть эротика, что – порнография. Есть только указание, что такого рода информация допускается к показу по телевидению с 23 часов до 4 часов утра. Если в «бегущей строке» появится такая информация, то на суде ответчик дело выиграет по формальному принципу, если нет явного указания на характер услуг. Но следует учитывать, какой это вызовет общественный резонанс. Мы будем вынуждены на волне жалоб передать это в экспертно-консультационный совет и рекомендовать прекратить. Мы склоняемся к созданию отдельного зарегистрированного печатного издания, которое будет распространяться в ресторанах, гостиницах в запечатанном виде – если присутствуют изображения. Но ни в коем случае не разбрасывать по почтовым ящикам. Размещение такого рода рекламы в бегущей строке в принципе допустимо, но не в форме «Девушек хватит всем»: через 2 минуты после появления такой рекламы пойдут звонки с жалобами. Формулировать надо корректнее.
Так СМИ включаться в эту работу?
С.С.: Надо включаться, чтобы бороться с тем безобразием, которое творится в городе. В других городах нет надписей ни на домах, ни на заборах. Но чтобы искоренить «досуговые» телефоны с заборов, рекламы на телевидении недостаточно. Реклама на телевидении стоит достаточно дорого, даже «бегущая строка», печатное издание тоже денег стоит. Надо действовать совместно с органами МВД, с городскими властями. Только если давление будет со стороны властей, МВД, возникнут проблемы с операторами связи – тогда они пойдут к вам. Иначе в СМИ пойдут 1-2 рекламодателя «досуга», а количество телефонов на стенах не уменьшится.
Почему в Санкт-Петербурге и Москве нет телефонов на стенах домов?
С.С.: В России официально зарегистрировано 102 эротических издания, из них большая часть в Петербурге и Москве. В Москве даже «Комсомолка» печатает досуговые объявления и, к сожалению, даже с фотографиями. В других городах либо это отдельные печатные издания, либо рекламные вкладыши в СМИ.
Могут ли СМИ согласовывать в УФАС такого рода рекламу перед размещением?
Л.А.: ФАС предварительно не консультирует, у нас нет таких полномочий. Далее мы по признакам изучаем вопрос, наработанной практики нет, но в этом направлении будет вестись работа. ФАС не будет бороться с проституцией, мы работаем в соответствии с законом о рекламе. Управление не разъясняет применение законодательства о рекламе и антимонопольного законодательства. Но ФАС России – разъясняет применение законодательства.
И.Н.: Действительно, бороться должно государство, федеральные службы в рамках своих полномочий. Нам нужно искоренить это явление – объявления на фасадах, стенах зданий, необходимо ввести его в цивилизованное русло. Как юрист я скажу, что для СМИ важно консультироваться у юриста, прежде чем размещать на экране или печатных страницах такую рекламу, и нарабатывать практику.
С.С.: СМИ свои действия должны четко соотносить с законом. В принципе, к нам – в Управление Россвязьохранкультуры можно обращаться по телефону 224-21-21 (приемная), 228-73-93 – телефон отдела. Ваши мнения и ответы мы можем разместить на сайте.
Фото Екатерины КРАСУЦКОЙ
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»