Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
«С турками не соскучишься»: зачем «Татнефть» покупает автозаправки в Турции
Турецкий Doğan Holding раскрыл планы по покупке «Татнефтью» половины доли в рознично-сбытовой компании Aytemiz Akaryakıt. Зачем татарстанской нефтяной компании потребовалось расширять сеть АЗС за рубежом – в обзоре «Татар-информа».
«Татнефть» купит активы у одной из бизнес-империй Турции
Турецкий Doğan Holding сообщил, что намерен продать «Татнефти» 50% акций в компании Aytemiz Akaryakıt. Информация появилась на сервере раскрытия информации.
Сделку одобрил совет директоров турецкой компании 4 апреля. Ее сумма составит 160 млн долларов. Ожидается, что закрытие сделки состоится после получения необходимых разрешений регулирующих органов.
На сайте Aytemiz говорится, что она располагает 10 нефтебазами в различных регионах Турции, а также складскими и заправочными терминалами емкостью 250 тыс. кубометров в Мерсине, Измите, Кырыккале, Трабзоне и Алании.
Под брендом работают более 570 заправочных станций в 77 провинциях, которые обслуживают более 5,5 миллиона водителей в месяц. Компания занимает 56-ю строчку в списке наиболее крупных компаний Турции – Fortune 500 Türkiye.
Doğan Holding – один из крупнейших холдингов в Турции, которым владеет семья Айдына Догана. В портфеле группы активы в различных секторах экономики — от промпредприятий, генерации электроэнергии, розничной торговли нефтепродуктами до финансов, автомобилестроения и недвижимости.
«Татнефть» 20 лет назад пыталась выйти на турецкий рынок
В «Татнефти» не стали комментировать сообщение.
Интересно, что так же на сервере раскрытия информации в России «Татнефть» извещала, что в феврале совет директоров должен был рассмотреть вопрос о создании представительства компании в Турецкой Республике. Однако решение по этому вопросу опубликовано не было.
«Татнефть» уже пыталась зайти на рынок Турции, правда, купив нефтеперерабатывающие активы. В 2004 году аффилированная с ней компания Efremov Kautschuk GmbH в альянсе с турецкой финансово-промышленной группой Zorlu предложила $1,3 млрд за 65,76% акций в компании Tüpraş.
На тот момент компания обеспечивала около 90% всей нефтепереработки Турции. Она управляла четырьмя нефтеперерабатывающими заводами общей мощностью более 27 млн тонн нефти в год, а также одним нефтехимическим комплексом. В то время у «Татнефти» не было собственной переработки, но она поставляла нефть в Турцию. Планировалось, что сделка позволит увеличить ей экспорт.
Госструктуры республики одобрили покупку. Однако последовали суды по иску профсоюзов, которые требовали ее отменить. В 2005 году бывший в то время гендиректором «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов сообщил «Интерфаксу», что компания отказалась от идеи приобретения акций турецкого концерна.
«Татнефть» наращивает выпуск бензина и дизельного топлива
Сеть АЗС «Татнефти» на начало 2022 года составляла 850 заправок. В том числе в России действовала 751 АЗС, в Белоруссии – 18, еще 2 – в Узбекистане.
Последнюю крупную сделку в этом сегменте «Татнефть» заключила в 2019 году, когда приобрела топливно-розничный бизнес у финской Neste в России. Сеть выросла на 75 АЗС, расположенных в Северо-Западном регионе страны. Покупка обошлась в 10,8 млрд рублей.
В 2021 году «Татнефть» реализовала через свою сеть АЗС 5,7 млн тонн нефтепродуктов. Данных за 2022 год нет. Однако, судя по открытым данным, компания существенно увеличила показатели в переработке. Татарстанстат сообщал, что в целом в республике объем выпуска дизельного топлива вырос на 26% – до более 11 млн тонн и на 40% – автомобильного бензина. Очевидно, что рост произошел за счет «Татнефти», которая продолжает вкладываться в развитие нефтекомплекса «ТАНЕКО».
В отчете по МСФО говорится, что группа добыла в прошлом году 29,1 млн тонн нефти – на 4,6% больше, чем годом ранее, произвела 15,99 млн тонн нефтепродуктов (больше на 28,8%). Выручка от реализации нефти сократилась на 4,2% – до 533 млрд рублей, от продажи нефтепродуктов выросла на 39,6% – до 792,2 млрд рублей.
«Денежные средства как раз копились под серию M&A»
Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман считает, что сделка поможет «Татнефти» найти клиентов на свои нефтепродукты в Турции.
«Фактически наличие собственной дочерней компании в Турции позволит “Татнефти” повысить уровень вертикальной интеграции своего бизнеса. Напомним, что ранее для “Татнефти” ключевым экспортным рынком сбыта нефтепродуктов был Евросоюз, однако эмбарго вынуждает российских нефтяников искать альтернативные рынки сбыта в странах, не накладывающих санкции», – считает он.
По его словам, на конец 2022 года у «Татнефти» был отрицательный чистый долг. Согласно отчету по МСФО, за год он вырос почти в 5 раз – до 153,4 млрд рублей. То есть денег на счетах «Татнефти» на начало этого года было довольно много.
«Вероятно, денежные средства как раз копились под серию M&A (сделки по слиянию и поглощению, – прим. Т-и), и мы не исключаем, что она еще не закончена», – сказал Кауфман.
Напомним, что в марте «Татнефть» купила шинный бизнес в России у финской Nokian Tyres за 285 млн евро.
«”Татнефть” совершенствуется в искусстве ведения международного бизнеса»
Экономический обозреватель Альберт Бикбов отметил, что сфера реализации топлива на высококонкурентном внутреннем российском рынке давно уперлась в потолок и не растет.
«На международном рынке у ”Татнефти” произошла существенная потеря украинского рынка после 2007 года, когда в результате рейдерского захвата “Татнефть” потеряла свою долю в "Укртатнафте", обладавшей Кременчугским НПЗ и крупнейшей на Украине сетью АЗС. После этого “Татнефть” все равно продавала свои нефтепродукты на Украине. Все кончилось после начала СВО – в начале июня 2002 года киевский режим конфисковал 115 объектов недвижимого имущества “Татнефти" на Украине, в том числе нефтебазы, заправочные станции, нежилые здания, земельные участки и 118 бензовозов и автомобилей. Также были украдены корпоративные права и счета предприятия на сумму около 400 млн гривен», – сообщил эксперт.
По его словам, потерю украинского рынка «Татнефть» была вынуждена как-то компенсировать – отсюда экспансия на турецкий рынок сбыта.
«С другой стороны, коммерция с Турцией – это довольно специфическое занятие, сравнимое с ходьбой по минному полю. Не буду перечислять примеры раскачивания российско-турецких отношений в разные стороны: то дружба, то противоположное. В общем, с турками не соскучишься. Отсюда большие риски для работы “Татнефти” на турецком рынке», – считает Бикбов.
В то же время он обратил внимание на то, что «Татнефть» «подстраховалась и от этого риска» и купила лишь 50% в компании, остальное осталось у Doğan Holding, принадлежащего влиятельной турецкой семье Айдына Догана.
«Получается такое совместное российско-турецкое предприятие, которое можно рассматривать и как российский бизнес, а когда надо – и как турецкий. На языке бизнеса это называется страхование страновых рисков. “Татнефть”, определенно, здорово совершенствуется в искусстве ведения международного бизнеса. Молодцы, что уж говорить», – заключил эксперт.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»