Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
^Рубин АБДУЛЛИН: «Главной несущей идеей Казанской консерватории является любовь к музыке»
Рубин АБДУЛЛИН: «Главной несущей идеей Казанской консерватории является любовь к музыке»
О сегодняшних буднях и перспективах на будущее крупнейшего вуза шел разговор с ректором Казанской консерватории имени Н.Жиганова, народным артистом РТ, лауреатом Государственной премии РФ Рубином Абдуллиным.на пресс-конференции, состоявшейся в агентстве «Татар-информ» 13 января. Вела беседу корреспондент агентства Диляра Рахимова.
Рубин Кабирович, 2005 год в республике прошел под знаком 1000-летия Казани. Чем был знаменателен год для консерватории?
Р.А.: Помимо празднования юбилея столицы, консерватория отметила 13 апреля 60-летие со дня основания. Великая Отечественная война к этому времени еще не закончилась, но нашлись умные головы, которые подумали о том, что же будет, когда наступит мир. Решение о создании Казанской консерватории - одно из самых светлых решений того времени. Авторов этой идеи волновали вопросы духовности, культуры, воспитания людей. Открытие подобного вуза как нельзя кстати отвечало возросшим потребностям в музыкальной культуре и музыкальном образовании.
Вначале консерватория занимала здание по улице Пушкина, 1. Сейчас здесь располагается музыкальный факультет Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, здание сегодня имеет номер 31 по этой же улице. Первый ректор консерватории Назиб Гаязович Жиганов вместе с назначением на должность получил и целый ворох проблем – предстояло привести помещение в надлежащее состояние, застеклить окна, что составляло в те времена большую трудность.
В тот момент, когда открылась Казанская консерватория, были уже татарский балет и опера, но не было еще симфонического оркестра. Высшее учебное заведение, крупный центр, способный продолжать традиции классического наследия и поднять уровень национальной музыкальной культуры до уровня классики был нужен в республике. За 60 лет, которые существует консерватория, эта задача была выполнена многократно.
Сегодня мы имеем замечательные результаты тех трудов в виде широкой инфраструктуры: у нас широкая сеть музыкальных школ и музыкальных училищ не только в Казани, но и в городах Набережные Челны. Нижнекамск, Альметьевск.
Я с гордостью могу сказать, что рейтинг нашей консерватории оценивается очень высоко наряду со столичными. Для того, чтобы приблизиться к уровню московской или петербургской консерваторий, история которых более 100 лет, 60 лет – это небольшой срок.
15 января исполнилось 95 лет со дня рождения первого ректора консерватории Назиба Жиганова. Как отметил вуз эту дату?
Р.А.: Наша консерватория носит его имя. Назиб Гаязович Жиганов – человек трудной судьбы. Он имел отношение к созданию всех основополагающих музыкальных учреждений в Татарстане, заложил фундамент музыкальной культуры республики. Трудно переоценить его вклад, и вряд ли кто сможет соперничать с Назибом Жигановым в вопросе вклада в культуру Татарстана. Он возглавлял Казанскую консерваторию 43 года, лично я не знаю аналогов этому в истории музыкальных вузов. Вокруг Назиба Жиганова образовался неповторимый по составу творческий и педагогический коллектив, который, по сути, обеспечил нормальное развитие и последовательное осуществление всех этапов становления профессиональной музыки в Татарстане.
Надо сказать, что традиции в формировании коллектива, во взглядах на музыкальное искусство и его пропаганду, которые заложил Назиб Жиганов, являются путеводными для нашего вуза в то время, когда в коммерческих целях очень часто используются не лучшие образцы музыки. Я считаю, что многие социальные беды, с которыми сталкивается общество, например, такими как наркомания, не приходилось бы бороться, если бы обществу полноценно была представлена нормальная духовная пища, в частности, в виде классической музыки и идей, которые в ней заложены.
Хочу вам представить двухтомник о Назибе Жиганове, выпущенный издательством Казанской государственной консерватории. Книги изданы при поддержке Министерства культуры РТ совместно музеем-квартирой Назиба Жиганова. В первом томе содержится множество воспоминаний современников композитора - Натана Рахлина, Генриха Литинского – его учителя, Альберта Лемана, Фуата Мансурова и других. Целый ряд материалов и документов не только раскрывают биографию Назиба Жиганова в статьях, письмах и очерках, но дают представление о целой эпохе в музыкальной культуре. Во втором томе собран блок чрезвычайно интересных фотографий. Книга привлечет не только музыковедов, но и самый широкий круг читателей, тех, кто интересуется историей Казани.
Что отличает консерваторию от других вузов?
Р.А.: У нас строгая система отбора, мы выбираем лучшего претендента из семи. Стремимся к тому, чтобы в консерваторию попадали те абитуриенты, которые ценят традиции в искусстве и наделены особыми талантами. Бывает, что ошибаемся.
Ведь музыкант изначально одарен совершенно особым видением мира. Он углублен в себя. Это качество обитателей консерватории – студентов и преподавателей делает вуз совершенно неповторимым. Люди, которые к нам приходят, удивленно спрашивают «Как вы тут работаете? Отовсюду звучит музыка!», а у каждого студента, когда он идет по коридору, в душе звучит своя музыка. Это процесс обучения, при котором все случайные, наносные моменты в воспитании человека отходят на второй план. Человек, прислушиваясь к себе и руководствуясь наставлениями опытного педагога, может найти тот самый уникальный мир, который присущ только ему. Тот мир, который вберет в себя особенности его личности, его взгляда на природу, на проблемы общества и поможет выразить это в какой-то короткой пьесе или вокальной поэме или симфонии. Процесс этот очень сложный и, как везде, построен от низшего к высшему, от простого к сложному.
Каждый студент имеет право выбрать себе творческую мастерскую, или определенного руководителя, взгляды которого совпадают с его творческими взглядами. Система музыкального образования ориентирована на личность студента. Наша задача - не человека вписать в таблицу получения знаний, а, исходя из индивидуальных данных, построить его учебную программу, реализовать потенциал личности в полной мере.
Как сказал поэт, «одной любви музыка уступает». Человеколюбие – единственное поле, в котором музыка может существовать. Такие качества как ненависть, жестокость, с музыкой не сосуществуют. Студентам консерватории присущ особый облик. Их легко отличить на улице не только по инструментам, которые они несут. Музыканта видно по походке: он шагает в такт той музыки, которая сейчас звучит в нем.
Какие еще составляющие того высокого уровня, который сейчас присущ Казанской консерватории?
Р.А.: Спасибо вам за вопрос. Я думаю, что прочту его правильно, если скажу, что для нормального функционирования необходимы и достойные бытовые условия. Творческий потенциал и та интенсивность, с которой продолжает работать консерватория вопреки всем условиям, не соответствует нынешней материальной базе. Но я думаю, что это временные сложности. Те шаги, которые уже предприняты, и достигнутые договоренности дают мне право надеяться, что эти проблемы будут решены в ближайшее время.
Наше здание – памятник истории и архитектуры, построенное в 1912 году и служившее домом дворянства – здесь предоставлялись съемные квартиры для членов Дворянского собрания, которое находилось, как известно, неподалеку. В годы войны здесь располагался военный госпиталь. Тяжелые времена оставили свой отпечаток на состоянии здания - оно пришло в ветхое состояние. Это выяснилось летом, когда обвалилась часть потолка, который до этого выглядел внешне вполне благополучно.
Сейчас нам предстоит реконструкция. Причем без ущерба учебному процессу. Часть учебных аудиторий переместилось в соседнее здание, которое было предоставлено Правительством республики. Чтобы осуществить реконструкцию полностью, возможно, придется переехать в здание музфака ТГГПУ, которое освобождается. Этот факультет имеет уже новое помещение.
Размышляя над этими проблемами, я удивляюсь, с какой преданностью люди продолжают служение консерватории, вести свой курс. Понимаю, что консерватория - это не стены, а это люди, которые любят свое дело. Эта любовь определяет многое в облике консерватории, в ее целях и задачах, и является главной несущей идеей, стержнем нашего вуза.
Если вести разговор о труде музыканта…
Р.А.: Говорят, что дружба - понятие круглосуточное. То же самое относится и к музыке. Нет момента, в который музыкант выключался бы из процесса музицирования. Это интенсивный по проявлениям и глубокий в психологическом плане процесс, он требует полного отключения от окружающего мира.
Во времена Назиба Жиганова был случай, когда у студента пропали библиотечные ноты. Было известно, что в комнате, из которой пропали ноты, целый день находился один скрипач - готовился к экзамену, играл. Когда его спросили, что происходило целый день в комнате, он смог ответить лишь, что кто-то заходил и что-то спрашивал. А кто и что конкретно, он не запомнил. Этот демонстрирует, что увлеченный музыкой человек все проблемы внешнего мира отодвигает на второй план, потому что в тот момент весь его мир заключается в пьесе, которую он играет. До сих пор ни один из студентов нашего вуза не был замечен в употреблении наркотиков или чем-либо подобном. Нам просто не до этого, мы заняты делом.
Скажите, каким образом может музыкальный вуз вписаться в Болонский процесс и соответствует ли Болонское соглашение специфике высшего музыкального образования?
Р.А.: Это чрезвычайно острая для всех консерваторий России проблема. Она отчасти получила решение на международной конференции по этой теме, состоявшейся в октябре 2005 года в Санкт-Петербурге. В ней приняли участие ректоры многих российских консерваторий, а также ректоры музыкальных учебных заведений многих европейских городов. Выступавшие в первый день конференции российские ректоры как один начали отстаивать существующую систему, как сложившийся механизм, который столько раз уже доказал свою состоятельность. Ведь в Европе нет такого оркестра, в котором не играли бы российские музыканты, нет такого музыкального вуза, чтобы в нем не преподавали россияне.
На конференции прозвучала мысль о том, что Болонский процесс может стать мостом из дешевого российского музыкального образования в дорогую Европу с хорошими условиями. Молодой человек получил в России степень магистра и уехал работать в Европу. Таким образом, за счет дешевизны российского образования страна сама может остаться без кадров. Родион Щедрин, принявший участие в конференции, считает, что реформа может погубить сложившуюся систему, которая и без реформы дает блестящие результаты.
На следующий день конференции европейские специалисты заявили, что Болонский процесс ни в коем случае не преследует цели разрушить российскую систему музыкального образования, напротив, Европе интересен опыт России. Они заверили в том, что можно найти формы приведения нашей системы в соответствие Болонскому соглашению, не разрушая ее основ.
В Казанской консерватории действует диссертационный совет по специальности «Музыкальное искусство». Какие исследования ведутся в стенах Казанской консерватории?
Р.А.: Много лет назад мы задумались о роли вузовской науки и поняли, что есть в нашей работе слабое звено: свои научные труды сотрудники консерватории писали «в стол». Было очевидно, что консерватории необходимо свое издательство. В те годы пришлось собрать 113 подписей в различных инстанциях для того, чтобы получить разрешение на издательскую деятельность. Мы прошли этот тернистый путь. Когда издательство начало выпускать книги, пошло такое оживление в исследовательской деятельности сотрудников, которое неизбежно привело к открытию диссертационного совета. Это произошло три года назад. К тому времени был накоплен такой научный потенциал, что за три года у нас было защищено 13 диссертаций кандидатов наук.
Совсем недавно в консерватории не было ни одного доктора, а теперь у нас шесть докторов искусствоведения и один доктор исторических наук. В диссертационном совете работают не только наши доктора, но и ученые из Москвы, Нижнего Новгорода и других городов.
В стенах консерватории изучается не только классическое музыкальное наследие. Очень активно изучается тематика, связанная с национальными музыкальными культурами. Например, совсем недавно, одна из наших сотрудниц защитила кандидатскую диссертацию по песенному творчеству астраханских татар. Этому последовало открытие кафедры этномузыкологии. Таким образом, в консерватории сейчас работает 7 факультетов и 18 кафедр. В нашем вузе учатся студенты из городов России, а также из США, Японии, Китая и других стран.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»