news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Росимущество отдаст Успенский собор Свияжска в совместное пользование РПЦ и музея острова

Стороны разделят полномочия по обеспечению сохранности объекта ЮНЕСКО.

Росимущество отдаст Успенский собор Свияжска в совместное пользование РПЦ и музея острова

(Казань, 26 марта, «Татар-информ», Оксана Романова). Успенский собор Свияжска, внесенный летом прошлого года в список объектов ЮНЕСКО, готовится Росимуществом к передаче в совместное пользование Русской Православной церковью и историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Остров-град Свияжск». Об этом в эксклюзивном интервью ИА «Татар-информ» сообщил бригадир реставрационных работ в Свияжске, художник-реставратор I категории Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ, Москва – прим. Т-и) Валерий Косушкин.

Реставрация Свияжского Успенского монастыря

«Сейчас собор принадлежит Росимуществу и, по сути, за него пока никто не несет ответственности. Но когда он будет передан, пользователь просто обязан будет следить за его сохранностью, в том числе за состоянием уникальных отреставрированных фресок. Как в любом музее есть хранители, так и в церкви должен быть человек, как это было здесь в 90-е годы, который следит за порядком. У нас в последнее время есть понятие о совместном использовании – Русская Православная церковь и музей договариваются, у кого какие функции. Это сейчас самая распространенная практика. Как, например, у вас же, в Казанском Кремле в Благовещенском соборе, где тоже работали наши реставраторы : там служат и при этом за храмом серьезно следят, чтобы никто за стенки не хватался. Но этот собор огромный и к тому же расписан маслом, которое так просто не стирается пальцем», – рассказал реставратор.

Реставрация Свияжского Успенского монастыря

Собеседник напомнил, что живопись Успенского собора настолько уникальна, что может считаться чудом, дошедшим до современников с XVI века. Аналогов не обнаружено до сих пор, как нет и документов о том, кто был ее автором. Специалисты МНРХУ предполагают, что примерами аналогичной живописи и, соответственно, работой мастеров той же художественной школы могли бы быть росписи Собора Благовещения Пресвятой Богородицы в Сольвычегодске (Архангельская область) и Собора Рождества Христова в Александрове (Владимирская область). В прошлом году специалисты МНРХУ искали параллели между живописью Успенского собора Свияжска и храма Василия Блаженного в Москве. Эта гипотеза не нашла подтверждения.

Реставрация Свияжского Успенского монастыря

«Художники были очень хорошие, очень крепкая была артель. У них уверенный рисунок, у них уверенная расколеровка – они просто экстракласса мастера. Но при этом неизвестно, откуда они появляются и неизвестно куда уходят – исчезают, поэтому нет аналогов этих свияжских фресок. Но тут еще нужно говорить, что до нас из XVI века и дошло очень мало –многое погибло», – пояснил Валерий Косушкин, подчеркнув, что в связи с этим группой ученых сейчас разрабатывается режим посещения объекта ЮНЕСКО и в частности реставраторами даны рекомендации о запрете самостоятельного осмотра достопримечательности.

 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100