news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Ринат ХАЙРОВ: «Мы стремимся к тому, чтобы число законопослушных налогоплательщиков росло»

Управление Федеральной налоговой службы РФ по РТ устойчиво занимает первое место в Приволжском федеральном округе по обеспечению сбора налоговых платежей, третье место - по контрольной работе. Итоги деятельности налоговых служб за полугодие, какие виды налогов являются бюджетообразующими, за счет чего обеспечивается рост налоговых поступлений – на эти и другие вопросы корреспондента агентства «Татар-информ» отвечает руководитель УФНС Ринат Хайров.

Ринат Шамильевич! Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях деятельности территориальных налоговых органов республики.
Р.Х.: В качестве основной цели Федеральной налоговой службы определен контроль исполнения законодательства о налогах и сборах, обеспечивающий стабильное повышение налоговых поступлений в бюджетную систему РФ. Мы должны работать так, чтобы число налогоплательщиков, добровольно исполняющих налоговые обязательства, увеличилось, а количество налогоплательщиков, стремящихся уйти от налогообложения, сократилось. Особый акцент сделан на улучшение качества контрольной работы и установление партнерских взаимоотношений с налогоплательщиками. У нас операционные залы для обслуживания налогоплательщиков оборудованы информационными стендами, компьютерами свободного доступа к справочно-правовым системам, прием ведется ежедневно в течение всего рабочего дня. Мы обеспечиваем налогоплательщика программными продуктами для формирования налоговой отчетности в электронном виде. Внедрение и развитие механизма досудебного урегулирования налоговых споров, позволяющего тщательно рассматривать возражения налогоплательщиков и сокращать судебные издержки, - это тоже входит в наши задачи.

Надо признать, значительно повысилась и эффективность налогового контроля - в ходе мероприятий в текущем году доначислено 1,6 млрд. рублей, в том числе только выездных налоговых проверок в I квартале текущего года проведено в 390 организаций и у 528 физических лиц. По их результатам дополнительно начислено около 500 млн. руб. во все уровни бюджетов.

Сегодня уже можно говорить об итогах за полугодие. Сколько поступило в бюджет республики налогов и сборов?
Р.Х.: Естественно, что улучшение качества контрольной работы способствует собираемости налогов. За шесть месяцев текущего года поступление налоговых платежей и сборов в бюджетную систему республики составило 77232 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 47572 млн. рублей, республиканский бюджет – 23307,5 млн. рублей, местные бюджеты – 5043 млн. рублей и Дорожный фонд РТ – 1309,6 млн. рублей. Платежи по ЕСН составили за I полугодие 13676,2 млн. рублей, что на 18,6 процента больше, чем за аналогичный период 2005 года.

Темп роста поступлений налоговых платежей относительно аналогичного периода прошлого года составил 132,7 процента. При этом, поступления в федеральный бюджет возросли на 45,5 процента, в консолидированный бюджет РТ – на 16,3 процента.

Удельный вес налоговых платежей по уровням бюджетов складывается в пользу федерального бюджета, за отчетный период он составил 61,6 процента от общих поступлений, это при том, что ряд крупнейших компаний республики («Татнефть», Таттрансгаз», «Татэнерго») переведены для налогового администрирования в Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и в отчетном периоде производилось возмещение НДС по ставке 0 процентов и налоговым вычетам по капстроительству.

Доля налоговых платежей, поступающих в республиканский бюджет РТ, составила 30,2 процента, местные бюджеты – 6,5 процента, в Дорожный фонд РТ – 1,7 процента.

Какой вид налога приносит больше средств в федеральный и республиканский бюджеты? За счет чего обеспечивается рост налоговых поступлений?
Р.Х.: Структура налоговых поступлений складывается следующим образом: 45 процентов от общей суммы налоговых доходов приходится на налог на добычу полезных ископаемых, 21 процент - налог на прибыль, 14,8 процента - налог на доходы физических лиц, 10,7 процента - НДС. Бюджетообразующими для федерального бюджета являются налог на добычу полезных ископаемых и НДС, для республиканского бюджета РТ – налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество, акцизы, земельный налог.

Отношения между налогоплательщиком и налоговыми органами начинаются с представления отчетности. Сдача налоговой отчетности в электронном виде удобна как для налогоплательщиков, так и для инспекторов. Как обстоит дело с этим у нас в республике. Какое количество налогоплательщиков сдает электронную отчетность?
Р.Х.: Преимущества здесь неоспоримы: это удобство сдачи отчетности – не покидая своего рабочего места, снижение риска технических ошибок – вся отчетность проходит входной контроль, информация, поступающая по каналам связи с применением специальных сертифицированных средств защиты, полностью защищена.

Предоставление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций по каналам связи выгодно всем: и налогоплательщикам, и налоговым органам. Дело в том, что обработка деклараций и другой отчетности, представленной в электронном виде, в налоговых органах полностью автоматизирована. Данные деклараций своевременно вводятся в базу и отражают реальное состояние расчетов налогоплательщика с бюджетом, в чем они сами заинтересованы. У инспекторов появляется больше времени для непосредственной работы с налогоплательщиками, на проведение информационно-разъяснительной работы.

По состоянию на 1 апреля 2006 года количество налогоплательщиков-организаций, отчитывающихся в электронном виде, составило 35731 или 73,6 процента от общего числа. Это выше чем в среднем по России. По Приволжскому федеральному округу мы занимаем второе место.

В настоящее время в Татарстане успешно работают два специализированных оператора связи – ЗАО «Такснет», АНО «УНЦИБ». Со II квартала нынешнего года на рынке этих услуг появился новый оператор – ЗАО «Поволжский удостоверяющий центр». Все операторы проводят гибкую тарифную систему. Рынок данных услуг расширяется, следовательно, ведет к снижению стоимости услуг для налогоплательщика. Планируется предоставлять организациям, перешедшим на электронный документооборот, дополнительные услуги: оперативный доступ к сведениям о состоянии расчетов в режиме «онлайн» и возможность получать по запросам налогоплательщика справки и иные документы.

Налоговые органы развернули активную компанию против несуществующих фирм, опубликовав «черные списки» в СМИ. Как происходит на деле борьба с фирмами-однодневками? Не страдают ли от этого добросовестные налогоплательщики?
Р.Х.: На основании Федерального закона №129-ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с 1 января 2006 года налоговые органы приступили к работе по исключению из реестра юридических лиц «недействующих» юрлиц (т.е. зарегистрированных, но либо не отчитывающихся, либо не имеющих движения по счетам). На 1 апреля нынешнего года в республике под критерии «недействующих» попали 4653 юридических лица. По состоянию на 26 июня 2006 года по данным ЕГРЮЛ регионального уровня, исключено 1072 юрлица. Как показывают результаты контрольной работы за соблюдением налогового законодательства, такие фирмы (так называемые фирмы-однодневки) используются для проведения сомнительных операций, направленных на сокрытие налоговой базы.

Сегодня уже на этапе регистрации фирм проводится сверка паспортных данных учредителей с базой данных недействительных (утерянных, украденных) паспортов, так же запрашивается информация о достоверности предполагаемого юридического адреса регистрирующейся фирмы. Проводится комплекс контрольных мероприятий по проведению операций через счета этих фирм. Для добросовестных налогоплательщиков эти меры не создадут сложностей, лишь повысят их защищенность.

В настоящее время в главном финансовом ведомстве страны рассматриваются поправки в законы, регулирующие вопросы регистрации организаций, в частности в Федеральный закон №129. Свои предложения представила и Федеральная налоговая служба. В первую очередь они направлены на борьбу с фирмами-однодневками. Предлагается увеличить срок регистрации до 10-14 дней, ввести юридическую экспертизу документов заявителей. Предполагается, что контролеры будут сличать паспорта учредителей с базой данных, где зафиксированы данные о недействительных документах (потерянных, украденных и т.п.). Планируется также «заставить» фирмы регистрироваться по месту фактического нахождения. Налоговыми органами республики проводится работа по пресечению случаев неправомерного передела собственности, в целях препятствования «захвату» фирм путем реорганизации в форме слияния. Так, на практике уже была предотвращена неправомерная регистрация создания юридического лица путем реорганизации в форме слияния 19 юридических лиц (7 из них из других регионов).

Госдума рассматривает законопроект об очередной перерегистрации фирм? Чем это вызвано? Какие возможные последствия для налоговых органов и налогоплательщиков можно прогнозировать?
Р.Х.: Ни о какой перерегистрации речи не идет, но существует законопроект, в случае принятия которого будут внесены изменения в федеральный закон об ОАО и ООО, а также в №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических и физических лиц», что повлечет за собой необходимость приведения в соответствие с законодательством уставов юридических лиц.

В связи с проводимой налоговой реформой какие изменения произошли в этом году?
Р.Х.: В прошлом году был принят ряд законов, направленных на совершенствование законодательства практически по всем налогам. В части контроля за соблюдением законодательства сегодня Управление обеспокоено налогооблагаемой базой по налогу на прибыль. Несмотря на увеличение в текущем году поступлений по налогу на прибыль, сумма убытков, принимаемых в уменьшение налоговой базы, не сокращается (в 2005 году она составила более 2 млрд. рублей). Так как сумма убытка – это потенциальная возможность снизить налоговую базу по налогу на прибыль в 2006 году на 50 процентов, а с 2007 года – на всю сумму убытка, контрольная работа направлена на выявление причин и недопущения снижения налоговой базы по налогу.

В ходе камеральных проверок по итогам работы за прошлый год налоговыми органами республики уменьшено убытков на 561 млн. рублей и доначислено налога на прибыль 53 млн. рублей.

Несколько слов хотелось бы сказать о налоге на добавленную стоимость, с 1 января текущего года вступили в силу принципиальные изменения. Момент определения налоговой базы для всех налогоплательщиков, как указано в измененной статье 167 НК РФ, наступает в наиболее раннюю дату: в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав или в день поступления оплаты (частичной оплаты) в счет их поставок (передачи). Налогоплательщики, осуществляющие капитальное строительство объектов, получили возможность возмещения налога, не дожидаясь срока ввода объекта в эксплуатацию, а также возмещения НДС с кредиторской задолженности по работам, выполняемым в рамках капитального строительства в 2005 году. Доля налоговых вычетов по капстроительству в общем объеме вычетов возросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года почти в 2 раза.

Как показывают данные деклараций, удельный вес налоговых вычетов в общей сумме НДС, начисленной по налогооблагаемой базе, в I квартале 2006 года составил в республике почти 90 процентов. В связи с чем, налоговыми органами особое внимание уделяется правильности примененных вычетов по капитальному строительству и по приобретенным без оплаты товарам, работам, услугам.

Отдельный острый вопрос – это вопрос обеспечения сбора земельного налога в соответствии с главой 31 Налогового Кодекса РФ и связанный с ним переход на новые межбюджетные отношения. Татарстан – один из немногих регионов, который уже перешел на них. Проведенные налоговыми органами республики совместно с Министерством финансов России и органами Роснедвижимости, Росрегистрациии, Минземимущества совещания показали, что до настоящего времени не закончен процесс межевания и постановки на кадастровый учет земельных участков. Поэтому затягивается процесс регистрации правообладателей земельных участков и внесения их в налоговую базу.

Проблемой является также определение правообладателей участков по землям, оформленным и зарегистрированным до 2000 года, реквизиты плательщика по которым не соответствуют действительности. Их удельный вес в общем количестве участков составляет на сегодняшний день в республике более 80 процентов.

В республике реализуются пилотные проекты по электронному обмену данных с органами Роснедвижимости и Росрегистрации. Основной проблемой, с которой мы столкнулись в ходе их осуществления, была неготовность баз данных по земельным участкам и их правообладателям, а также несоответствие структуры и состава адресной информации (КЛАДРа) органов Роснедвижимости и Росрегистрации. Невозможность автоматически идентифицировать правообладателей из-за отсутствия необходимых реквизитов (адрес, ИНН, дата создания – для юридических лиц и паспортные данные – для физических лиц) по причине нестыковки сведений о земельных участках, представленных органами Росрегистрации, со сведениями, поступающими из органов Роснедвижимости, несовпадения кадастровых номеров участков означает, что земельный налог может быть предъявлен налогоплательщикам некорректно. Тем не менее, налоговые органы обеспечат все возможное для выполнения прогнозных показателей по сбору налога на 2006 год.

Руководитель ФНС России Анатолий Эдуардович Сердюков в своих выступлениях неоднократно затрагивал тему сокращения количества показателей в декларациях, в частности, в декларации по налогу на добавленную стоимость. Уточните, пожалуйста, изменится ли она?
Р.Х.: Утвержденные в конце 2005 года и действующие сегодня формы налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость по внутрироссийским операциям и операциям, облагаемым по ставке 0 процентов, а также декларация по косвенным налогам, взимаемым при ввозе товаров в Россию из Белоруссии, уже содержат меньше страниц и показателей по сравнению с прежними формами. Но с 1 января 2007 года вступают в силу положения Федерального закона №119-ФЗ, согласно которым операции, облагаемые по ставке 0 процентов, должны отражаться не в отдельной декларации, а в единой. Поэтому в 2007 году нам предстоит работать с новой декларацией.

Способствует ли «отбеливанию» зарплат снижение процентной ставки ЕСН с 35,6 до 26 процентов с начала 2006 года? Может быть, прошло недостаточно времени, чтобы ответить на этот вопрос? Какая сложилась динамика поступления средств в бюджет по этому виду налога?
Р.Х: Когда шла дискуссия о снижении ЕСН, специалисты налоговой службы предупреждали, что реформа не даст быстрого ожидаемого эффекта – выхода зарплат из тени. Так и произошло, хотя поступления ЕСН растут (за I полугодие 2006 года поступило 13676,2 млн. рублей, что на 18,6 процента больше аналогичного периода 2005 года), но по прогнозным оценкам еще имеют место выплаты зарплаты в конвертах, в результате чего бюджет недополучает значительные суммы. Пока рано делать окончательные выводы. Для налогоплательщиков снижение ЕСН принесло лишь положительные эмоции – снижена совокупная налоговая нагрузка на заработную плату, что автоматически повлекло за собой высвобождение значительных денежных средств, которые можно направить на повышение зарплаты работникам, расширение производства.

Как складывается ситуация с акцизными марками для подакцизных товаров? Какую функцию выполняет налоговый орган в процессе обложения акцизами данных видов продукции?
Р.Х.: В прошлом году были внесены существенные изменения в Закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Производством и оборотом этилового спирта, а также алкогольной продукции вправе заниматься казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал в размере не менее 10 млн. руб., чтобы производить водку указанные организации должны иметь оплаченный уставный капитал не менее 50 млн. руб.

После 1 июля 2006 года на рынке розничной продажи алкогольной продукции вправе осуществлять деятельность только организации, т.е. индивидуальные предприниматели прекращают свою деятельность в этой сфере.

Оборот импортной алкогольной и спиртосодержащей продукции теперь осуществляется на основании лицензий, выдаваемых на закупку, хранение и поставку этих видов продукции.

С 1 июля 2006 года вступили в законную силу изменения к Федеральному закону №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» о внедрении на территории РФ Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). После указанной даты не допускается оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции (в т.ч. непищевой) без отражения движения в этой системе.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 года №785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» с 1 января 2006 года алкоголь можно маркировать только федеральной специальной маркой нового образца. В начале года имели место задержки в обеспечении марками предприятий ликероводочной промышленности из-за отсутствия нормативной базы для выдачи марок. Уже к концу января этот вопрос был полностью решен. С 1 июля закончился срок оборота алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 года марками старого образца. Срок перемаркировки остатков алкогольной продукции марками нового образца продлен до 1 сентября 2006 года.

Как обстоят дела с налогом на игорный бизнес в РТ? Есть ли будущее у данного вида деятельности на улицах нашего города?
Р.Х.: 19 апреля на территории Татарстана вступил в силу Закон от 5 апреля 2006 г. №25-ЗРТ «О размещении игорных заведений на территории Республики Татарстан» (далее – Закон №25-ЗРТ).

Теперь все игорные заведения РТ будут размещаться только в специально отведенных местах, и только в городе Казани и поселке Камские Поляны. Согласно статье 5 этого закона , залы игровых автоматов должны будут разместиться по «новому адресу» не позднее 19 октября 2006 года, иные игорные заведения – до 1 января 2007 года.

Разрешение на открытие игорных заведений будет выдаваться Кабинетом Министров республики или уполномоченным им органом исполнительной власти РТ. При этом, порядок регистрации объектов игорного бизнеса в налоговых органах, а также порядок исчисления и уплаты налога на игорный бизнес, установленный Главой 29 Налогового кодекса РФ, не меняется. В соответствии с пунктом 2 статьи 366 НК РФ, каждый объект игорного бизнеса подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты его установки. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого из них. В связи с предстоящим изменением места нахождения объектов игорного бизнеса, игорные заведения обязаны будут подать в вышеуказанные сроки в налоговый орган по старому месту нахождения объектов заявление о регистрации уменьшений количества объектов налогообложения, а в налоговый орган по новому месту нахождения объектов игорного бизнеса – заявление о регистрации объектов налогообложения.

В Госдуме обсуждаются новые поправки в Налоговый кодекс РФ. Какие нововведения ожидают налогоплательщиков?
Р.Х.: До конца года ожидается принятие Государственной Думой ряда поправок в Налоговый Кодекс РФ. Поправки в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» направлены на упрощение механизма исчисления и уплаты налога. Так, в следующем году россияне смогут больше экономить на налоге. Размер социальных вычетов на лечение и образование увеличится с 38 тысяч рублей до 50 тысяч. Большой популярностью пользуются имущественные вычеты. Теперь в перечень объектов, при строительстве и приобретении которых предоставляется вычет, включены комнаты.

Ожидается увеличение ставки акцизов на алкогольную продукцию на 8,5 процента, на сигареты – на 30 процентов. Законопроектом предусматривается снижение ставки налога на добычу полезных ископаемых для месторождений со степенью выработки более 80 процентов. Рассматривается принятие поправок и в другие главы кодекса.

В связи с предстоящей налоговой амнистией найдутся ли налогоплательщики, добровольно желающие заявить о скрытых доходах?
Р.Х.: Согласно законопроекту «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» гражданам предлагается заплатить 13 процентов налога от укрытой от налогообложения суммы и подать декларацию упрощенной формы. При этом не надо будет указывать источник доходов, неважно, пойдет ли речь просто о деньгах или бумагах и недвижимости. Цель амнистии является не возвращение денег в Россию, а введение упрощенного порядка декларирования. Законопроект предоставляет освобождение от налоговой ответственности. Если такие доходы были получены путем нарушения законодательства, то ответственности избежать не удастся. Думаю, что желающих добровольно объявить о сокрытых доходах у нас будет немного.

Как налогоплательщикам уследить за постоянными нововведениями?
Р.Х.: Об изменениях в налоговом законодательстве, формах отчетности и вопросах применения налогового законодательства налогоплательщики могут узнать на нашем официальном сайте www.r16.nalog.ru , а также на страницах журнала и газеты «Налоговые известия», выпускаемых с информационной поддержкой Управления ФНС России по Республике Татарстан.

Ринат Шамильевич, ваши пожелания налогоплательщикам.
Р.Х.: Всем налогоплательщикам я хотел бы напомнить, что «обязанность каждого платить законно установленные налоги» - заповедь, прописанная в Конституции нашей страны. Наказание за нарушение неизбежно.

Пусть отношения с налоговыми органами у вас будут цивилизованными, партнерскими, основанными на взаимном уважении. Успехов в вашем бизнесе!

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100