Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Реставраторы Москвы ищут аналоги для замены утерянных икон Успенского собора Свияжска
Специалисты проверяют гипотезу о «родстве» живописи с образцами соборов в Архангельской и Владимирской областях.
(Казань, 27 марта, «Татар-информ», Оксана Романова). Специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ, Москва – прим. Т-и) разыскивают аналоги для замены трех подлинных, не сохранившихся до наших дней икон из иконостаса Успенского собора Свияжска. Об этом в эксклюзивном интервью ИА «Татар-информ» сообщил бригадир реставрационных работ в Свияжске, художник-реставратор I категории МНРХУ Валерий Косушкин.
Перед московскими реставраторами, как сообщал ранее «Татар-информ», стоит задача для объекта ЮНЕСКО написать иконостас-дублер из 59 изображений. Сами уникальные для всей России подлинники находятся в коллекции Государственного музея изобразительных искусств РТ.
«Мы должны сделать копии сохранившихся икон. Но, скажем, трех праздников (иконы с изображением православных праздников – прим. Т-и) не сохранилось – не дошли они до нас. Начался подбор аналогов. Перерыли весь XVI век: ярославские, псковские, новгородские, ростовские владимирские – все основные школы. Аналогов нет, поэтому даже для того, чтобы написать эти иконы в той же традиции, возникла очень серьезная проблема. Свияжская живопись – это чудо. Художники были очень хорошие, очень крепкая была артель. У них уверенный рисунок, у них уверенная расколеровка – они просто экстракласса мастера. Но при этом неизвестно, откуда они появляются и неизвестно куда уходят – исчезают, поэтому нет аналогов этих свияжских фресок. Кроме того, эта живопись уникальна еще и тем, что в ней половина используемых красок была не местного происхождения – привозных», – пояснил реставратор, работавший в Свияжске еще в 70-е годы ХХ века и с 2010 года, участвующий в подготовке храма к номинации в список объектов ЮНЕСКО.
Он также напомнил, что в настоящее время в Москве, в Третьяковской галерее, открыта выставка выставка «Сказание о граде Свияжске», В ней наряду с экспонатами восьми российских музеев и двух крупных библиотек выставлены 63 подлинных иконы из иконостасов Троицкой церкви и Успенского собора острова-града, находящихся в коллекции Государственного музея изобразительных искусств РТ.
«Иконы очень высокого качества. Там есть влияние и ростовской школы, и Пскова… Но кто же писал – непонятно, потому что нет аналогов», – подчеркнул Валерий Косушкин.
Реставраторы предполагают, что примерами аналогичной живописи и, соответственно, работой мастеров той же художественной школы могут быть росписи Собора Благовещения Пресвятой Богородицы в Сольвычегодске (Архангельская область) и Собор Рождества Христова в Александрове (Владимирская область).
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»