Прототип памятника «Алеша» на Алтае получит к юбилею автомобиль
(Барнаул, 2 апреля, «Татар-информ», Лариса Никитина). Распоряжение о выделении из резервного фонда администрации края 155 тысяч рублей для приобретения автомобиля ветерану-фронтовику Алексею Скурлатову подписал губернатор Александр Карлин. В ближайшие дни машина будет передана 85-летнему ветерану.
Алексей Иванович Скурлатов прошел всю Великую Отечественную войну и вернулся на Алтай, в родное село Налобиха, работал трактористом-механизатором. Слушая по радио песню «Стоит над горою Алеша...», он и не догадывался, насколько судьба каменного Алеши тесно связана с его собственной. Лишь спустя 25 лет после Победы он узнал, что является прототипом знаменитому памятнику Алеше в Пловдиве.
В сентябре 1944 года 22-летний связист Скурлатов тянул кабельную связь до Софии. Алексей был рослым, плечистым, с русым чубом и чистыми синими глазами. Его и выбрал скульптор прототипом памятника. «Я тогда не придал значения, что с меня делают наброски в альбом, а когда строительство памятника только начиналось, нам нужно было уезжать...», - вспоминает Алексей Иванович. Зато к строящемуся памятнику на холме Бунарджика в Пловдиве пришел его болгарский друг Методи Витанов и написал на его основании: «Алеша».
Если Алеша в годы войны спас Пловдив, то спустя десятилетия уже Пловдив спас памятник освободителю: в конце 80-х годов местные националисты требовали снести каменного Алешу. Вандалы обливали монумент черной краской. Мэр города Пловдива объявил Алешу своим личным врагом и поклялся разобрать этот «символ коммунизма». Когда стало ясно, что снести мраморный памятник будет трудно, мэр и его сподвижники решили переделать его в гигантскую бутылку кока-колы.
Около памятника русскому воину-освободителю были организованы круглосуточные дежурства, на площади города проходили демонстрации в его защиту. Русские ветераны, проживающие в Болгарии, пригрозили публично сжечь себя, если памятник Алеше будет уничтожен. Был даже организован сбор пожертвований, чтобы выкупить у мэрии землю, где расположен холм Бунарджика с памятником.
Пожилые болгарки сплели Алеше гигантскую «мартиницу», традиционный символ здоровья и долголетия, которую по обычаю подносят родственникам и друзьям 1 марта, и повесили ее на груди 17-метрового каменного исполина. А местная пенсионерка Ани Минчева всерьез надумала «усыновить» знаменитого Алешу.
У Алексея Ивановича двое внуков и четыре правнука. А в его стареньком шкафчике хранится медаль почетного гражданина Пловдива и письма, которые приходили со всего света.