news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

«Полжизни как художник, полжизни как архитектор»: открылась выставка Петра Сперанского

«Полжизни как художник, полжизни как архитектор»: открылась выставка Петра Сперанского
Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

В галерее «Хазинэ», филиале Музея ИЗО РТ на территории Казанского Кремля, состоялся вернисаж проекта «Петр Сперанский. “Архитектор” татарского театра». В двух залах галереи представлены красочные, душевные и притягательные эскизы декораций к операм «Евгений Онегин», «Семья Тараса», «Тихий Дон», «Джалиль», «В бурю», «Богема», «Качкын» (в переводе с татарского «Беглец»), «Майская ночь», «Иван Сусанин», к балетам «Дон Кихот», «Спящая красавица», к спектаклям «Гроза», «Король Лир» и другим постановкам, несколько костюмов, сшитых по эскизам Сперанского, и эскизы к сценическим образам, а также документальные материалы, в том числе фотографии и, конечно, рисунки – акварелью, маслом, темперой, карандашом… Есть и портрет самого Петра Сперанского, его написал в 1959 году Семен Ротницкий.

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

«Петр Тихонович Сперанский был главным художником наших двух самых крупных театров – татарского театра имени Камала и театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Выставка настолько позитивная, красочная, яркая, она нас возвращает в ту прекрасную, любимую нами сценографию. Сейчас в наших театрах сценография не такая, как была в середине ХХ века, она ушла. Мы с такой любовью и преданностью смотрим эти детализированные великолепные произведения, в которых предстают самые разные эпохи. Для того чтобы создать такую сценографию, конечно, Петр Тихонович обладал неиссякаемой энергией и эрудицией, свободно умея ориентироваться в различных эпохах. И западноевропейская, и русская, и татарская классика – все, что проходило в театрах в ХХ веке, ко всему прикоснулась творческая личность Петра Тихоновича. Поздравляю всех с выставкой!» – сказала заместитель директора по научному обеспечению и издательской деятельности Музея ИЗО Татарстана, искусствовед Дина Хисамова.

Архитектурное образование первое в профессиональной карьере Петра Сперанского, подчеркнул на вернисаже известный казанский архитектор Сергей Саначин. Второе – КХТИ. Сначала Сперанский подрабатывал художником, отметил Саначин, потому что надо было на что-то жить.

Сергей Саначин

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

«Первые заработки Петра Сперанского художником были в Народном театре Общества трезвости имени Гоголя в Суконной слободе. Потом он поступил помощником на Пороховой завод к нашему выдающемуся Константину Савиновичу Олешкевичу, архитектору завода в те времена. Сперанский был ужасно работоспособный человек. И дальше половина его жизни шла как художника, половина – как архитектора», – подчеркнул Сергей Саначин.

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

Сперанский, подчеркнул Саначин, был первопроходцем во многих областях архитектуры. Например, он первым стал строить в Казани многоэтажные дома, такими тогда считались пятиэтажки. Он же первым работал по государственной программе о надстройках имеющихся зданий, которая была принята для того, чтобы город не разрастался в ширь, что позволяло экономить на прокладке дорогих коммуникаций. В этом направлении главное творение Петра Сперанского – Дом специалистов, прозванный Бегемотом, то есть историческое здание Гостиного двора, где в наше время размещается Национальный музей РТ. Сперанский также первым выполнял проекты спортивных сооружений, например гигантской водной станции, затопленной позже после запуска Куйбышевского водохранилища, или стадиона «Динамо», известного нам как «Трудовые резервы». Фонтан «Владыкой мира будет труд» в сквере у Сенного базара (на улице Московской), памятник рыбаку в сквере на улице Клары Цеткин – тоже работы Петра Сперанского.

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

«И он же был первопроходцем в изучении татарского народного искусства и проводником его в архитектуру. Первый его опыт на практике в этом направлении состоялся в 1921 году. Он работал над интерьерами Театра имени Октябрьской революции – того, что сейчас называем ТЮЗом. Там до сих пор сохранены мавританские мотивы в верхнем фойе и белое фойе внизу. Также Петр Тихонович был одним из организаторов Союза архитекторов в ТАССР. Есть у меня пригласительный билет на яналифе, там о нем написано “раис Петр Сперанский”», – акцентировал Сергей Саначин.

Гостями вернисажа «Петр Сперанский. “Архитектор” татарского театра» стали руководитель музея театра имени Камала Луара Шакирзянова, главный художник театра оперы и балета, заслуженный художник России и народный художник Татарстана Сергей Скоморохов, а также внучка Петра Сперанского Наталья Сперанская и правнучка Анастасия Абрамова. Обе они живут в Казани, обе закончили детскую художественную школу №1, которая когда-то была организована при поддержке Петра Сперанского.

Наталья Сперанская и Анастасия Абрамова

Фото: © Владимир Васильев/ «Татар-информ»

«В этом году будет 130 лет со дня рождения Петра Тихоновича и 60 лет со дня его смерти. Это очень важно, что его наследие живо. Тема татарского орнамента очень актуальна сейчас, а здесь представлены такие красивые работы. Дедушка сделал очень многое для развития Татарской АССР. Я сама с художественно-архитектурной деятельностью никак не связана, я являюсь руководителем бюро “Русфонда” в Татарстане – это фонд, который помогает тяжело больным детям. А моя дочь в некоторой степени пошла по стопам прадедушки – она дизайнер интерьера объектов туристической сферы и просто реинкарнация дедушки», – рассказала «Татар-информу» Наталья Сперанская.

Анастасия Абрамова отметила, что их семья с удовольствием ходит в театр и смотрит постановки, над которыми в свое время работал Петр Сперанский. А кроме того, для себя Анастасия иногда занимается дизайном одежды – создает модные образы, как некогда прадедушка работал над эскизами костюмов для театра.

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

О Петре Сперанском, отметим, Музей ИЗО РТ планирует издать большой альбом, в котором об архитекторе, художнике и «архитекторе» татарского театра расскажет его многогранное творчество. Архивные изыскания к изданию уже начали архитектор Сергей Саначин, искусствовед Дина Хисамова, директор Казанского художественного училища Ольга Гильмутдинова, Гузель Валеева-Сулейманова и другие.

Выставку «Петр Сперанский. “Архитектор” татарского театра» можно будет посетить в галерее «Хазинэ» до 21 мая

Фоторепортаж: Владимир Васильев
news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100