Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Первым виолончельным концертом Шнитке завершилась программа фестиваля Concordia
Александр Сладковский выразил надежду на то, что концерты VII фестиваля современной музыки стали хорошим примером для композиторской школы Татарстана.
(Казань, 15 ноября, «Татар-информ», Ольга Голыжбина). Сегодня в Казани при аншлаге был дан последний концерт VII Международного фестиваля современной музыки имени Софии Губайдулиной Concordia. Вместе с Государственным симфоническим оркестром Татарстана на сцене ГБКЗ им. С. Сайдашева выступил один из самых харизматичных музыкантов своего поколения, эмоциональный и экспрессивный виолончелист-виртуоз Александр Князев.
На Concordia солист привез необыкновенно сложный, а потому редко исполняемый Первый концерт для виолончели с оркестром Альфреда Шнитке.
«Шнитке – автор непростой, автор сложнейших концертов, написанных для виолончели. Премьера его (Первого виолончельного концерта А. Шнитке – прим. Т-и) состоялась практически ровно 30 лет назад – 25 июля 1987 года. Играла его, блистательно играла, Наталья Гутман. Я был на этом концерте и был потрясен этой феноменальной музыкой. Концерт сложный во всех отношениях, и технически в том числе, поэтому он крайне редко звучит. Я очень рад, что сегодня его играю», – объяснил Александр Князев.
Во втором отделении прозвучала Двенадцатая симфония Дмитрия Шостаковича «1917 год», посвященная Октябрьской революции. Зал разразился аплодисментами, сполна отблагодарив музыкантов и главного организатора и инициатора создания фестиваля, художественного руководителя и главного дирижера ГСО РТ Александра Сладковского за череду концертов современной музыки в Казани.
«Фестиваль заканчивается очень громко и в прямом и в переносном смысле, – подчеркнул Александр Сладковский. – Я уверен, что публика, которую мы все эти годы фактически собирали по крупицам, ходит не только на академические концерты классической музыки, но и на концерты фестиваля Concordia – совершенно авангардной, совершенно незнакомой, неизвестной музыки. Мне очень важно, что в зале огромное количество молодежи, тишина, не звонят телефоны, важно, что люди приходят сюда, уже понимая, для чего. Для меня лично и для нашего оркестра это очень большой результат».
Маэстро выразил надежду на то, что концерты VII фестиваля современной музыки, которые с успехом показали московскую и петербургскую современные композиторские школы в Казани, стали хорошим примером для композиторской школы Татарстана.
«Итоги фестиваля говорят сами за себя: Пендерецкий приехал к нам, Башмет был и представил сочинение очень молодого и очень одаренного московского композитора. Мы показали московскую и петербургскую современные композиторские школы, и это было очень необычно в формате этого фестиваля, потому что обычно здесь звучит зарубежная классика и совсем не известная музыка. Мне кажется, это был хороший пример для композиторской школы Татарстана», – заключил Александр Сладковский.
Напомним, в программе седьмого по счету фестиваля было четыре концерта: 3, 8, 11 и 15 ноября. 3 ноября первый фестивальный вечер был ознаменован премьерным исполнением в Казани Второго скрипичного концерта «Метаморфозы» и Четвертой «Парижской» симфонии одного из самых часто исполняемых композиторов современности – Кшиштофа Пендерецкого. Снискавший всемирную славу мастер, чей портрет наряду с Брамсом и Шубертом украшает зал венского Musikverein, почтил фестиваль своим личным присутствием, выступив в качестве дирижера Государственного симфонического оркестра РТ. Солисткой вечера стала корейская скрипачка Е-Юн Чой, известная как самый молодой участник престижнейшего Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского.
8 ноября, во время второго концерта фестиваля, известный баянист, гость многих европейских площадок, композитор и обладатель премии «Ника», Национальной премии кинопрессы и кинокритики «Белый слон» Айдар Гайнуллин привел в восторг гостей Concordia, исполнив собственное сочинение, ставшее саундтреком к киноленте режиссера Ивана Вырыпаева «Эйфория». А Симфонический оркестр Татарстана, за пульт которого встал дирижер Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского Сергей Поляничко, открыл фестивальный вечер беспокойным и возвышающим исполнением адажио для струнного оркестра Сэмюэля Барбера.
На третьем концерте фестиваля, 11 ноября, прославленный российский музыкант и дирижер Юрий Башмет в сопровождении Симфонического оркестра Татарстана представил мировую премьеру концерта для альта с оркестром современного композитора Кузьмы Бодрова. Концерт был посвящен и написан специально для маэстро, а сам Юрий Башмет признался, что новое сочинение Бодрова входит в его личный топ-5 произведений современных композиторов.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»