Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Олег САКМАРОВ: "Разговоры о том, что рок-н-ролл мертв, для меня не имеют смысла"
28 сентября гостем "Книжного двора" стал известный рок-музыкант Олег Сакмаров, в Казани он презентовал свою книгу «Разговор с золотой рыбкой». Более 10 лет Олег Сакмаров сотрудничал с Борисом Гребенщиковым и играл в легендарной группе "Аквариум", где очень быстро стал ведущим солистом-мультиинструменталистом. В свое время Олег участвовал в концертах и студийной деятельности группы "Наутилус Помпилиус", а также в сольных проектах Вячеслава Бутусова (в том числе в группе «Ю-Питер»). В дальнейшем Сакмаров полностью посвятил себя сольной карьере и создал группу «Sak-mar». В настоящее время музыкант живет в Санкт-Петербурге и часто выступает в Москве, как шутит он сам: "Живу между Питером и Москвой, но не в Бологом".
Как вы воспринимаете современную Казань?
О.С.: Я родился в Казани и до 16 лет жил в этом городе, учился в спецшколе при консерватории, был скрипачом, флейтистом, музыковедом, потом поступил в ленинградскую консерваторию. Сейчас испытываю радостные ощущения от того, что мой родной город так прекрасен сегодня - с ним произошли чудесные превращения. Когда я жил в Казани в 60-70-е годы всего этого и представить было нельзя. Казань была прекрасным городом с красивым прошлым и большими внутренними амбициями, но внешне никак не реализованными, за исключением нефти, самолетов и оборонного комплекса, может быть. Сейчас меня поражает красота и размах того, что здесь происходит.
Расскажите, пожалуйста, о вашей совместной работе с Борисом Гребенщиковым.
О.С.: Я много лет играл в группе "Аквариум", был солистом-инструменталистом и учился у человека, которого крайне уважал и любил и продолжаю любить сейчас - у Бориса Гребенщикова. Общение с его поэтическим и музыкальным творчеством, видимо, накапливалось во мне, как радиация, и выплеснулось в извечной болезни человечества: сочинять самостоятельно и потом публиковать свои записи. Я написал много стихов и много песен, правда, эта жажда творчества привела к тому, что мне пришлось поступить честно: уйти из всех больших групп, в которых я работал - из "Наутилуса", из "Аквариума" - и заняться своими песнями самому. Собрать свой коллектив.
Это было осознанное решение?
О.С.: Мне часто задают вопрос: зачем ты это сделал? Ведь жил безбедно в хорошем предприятии, как так можно было поступить в зрелом возрасте и здравом рассудке, в результате попав в пучину превратностей артистической жизни? Ответ таков: когда ты думаешь о своей музыке, о своих песнях, честнее уйти со сцены и заниматься самому этим и отвечать за каждое свое слово, нежели играть чужие песни и думать, какую я бы сделал рифму в этих стихах.
Не знаете, состоится ли концерт "Аквариума" в Казани, в связи с проблемами со здоровьем у Бориса Гребенщикова?
О.С.: Дай Бог ему здоровья! Очень хочется, чтобы у него все было хорошо. Ему действительно врачи запретили концерты, но от него я слышал, что он решил дать в ноябре концерт в Казани. Советую обязательно на него сходить.
Есть расхожее выражение: "Рок-н-ролл мертв". Как вы к таким штампам относитесь?
О.С.: Разговоры о том, что рок-н-ролл мертв или жив, для меня не имеют смысла, потому что в России люди всегда пели и сочиняли стихи, иногда стихи сочетались с музыкой и получалось нечто синкретическое, и этим синкретическим в нашей стране я очень дорожу. Причем не обязательно петь под гитару, это может быть рояль, когда-то в прошлом это был клавесин, в будущем, может быть, будут петь под новый инструмент. Но люди всегда будут сочинять песни, и никто их не может остановить.
Почему вы отошли от классики и выбрали рок-музыку?
О.С.: Для российского общества 70-80-х годов рок - это наиболее легкая форма контакта. Классическая музыка требует глубокой культурной подготовки, образования, а здесь можно было прийти и, почти как у дзенских монахов, получить "лопатой по голове", вот рок-н-ролл и был своего рода таким ударом по голове, выводящим человека из обыденного состояния сознания. Рок-музыка имеет очень мощные выразительные средства, накопленные ею в 60- 70-е годы, которыми грех было бы не воспользоваться. К тому же, классика имеет дело прежде всего с музыкальными формами: звуками, созвучьями, а рок - это более вербальная форма и мне это интереснее - как вы уже, наверное, заметили, я люблю поговорить. А когда человек долго говорит - слушать его скучно, другое дело, когда он это же самое поет.
Что за книгу вы презентуете сегодня в Казани?
О.С.: Книга «Разговор с золотой рыбкой» - для меня знаковая работа, она состоит из нескольких разделов. Первый раздел называется "50 шагов до неба" - это рок-сюита в стихах и прозе. Здесь произошла интересная штука: стихотворные тексты перемежаются прозаическими эссе и комментариями по поводу стихов и всего, что вокруг них происходит. Книга вышла небольшим тиражом - 1000 экземпляров, но уже готовится второй дополнительный тираж.
Вы религиозный человек?
О.С.: Я был в монастырях в Непале, был в Катманду, в Индии. Но у меня настолько сложная эзотерическая внутренняя закваска, что я не могу строго отнести себя ни к какой конфессии. Я себя считаю атеистом-мистиком. Но атеизм - не в смысле отрицания других миров или Бога, а атеизм - как отрицание конкретной фигуры, которая догматически описана и размножена на миллионе плакатов. Мне было близко православие на рубеже 80-х годов, когда мы с Б.Г. ездили по всей России. Я наполовину русский, наполовину татарин и хотя я мало знаком с исламом, уверен, что в нем есть много хорошего. А буддизм, например, вряд ли может у нас прижиться, уж больно в России холодно. Будда сидел под деревом и просветился, а у нас бы он просто замерз.
Насколько отличались группы "Наутилус Помпилиус" и "Ю-Питер" с Вячеславом Бутусовым?
О.С.: "Наутилус" был плодом коллективного творчества большой группы людей, не только Бутусова. Когда творческое сотрудничество Кормильцева и Бутусова распалось - группы вообще живут не более 10-15 лет - Слава решил сделать свой сольный проект. Сейчас "Ю-Питер" поет и песни "Наутилуса", и песни группы "Кино", и Славины песни. Народу нравится. А мне нравилось работать и в той, и в другой группе. Я попробовал себя и как флейтист, и как клавишник. Мне было интересно освоить новый инструмент - синтезатор. Словами не передать, чем отличается "Наутилус" от "Ю-Питера", вроде бы лидер тот же самый, большинство музыкантов остались те же, но энергетика другая.
Как вы оцениваете процессы, происходящие в русском языке?
О.С.: В одном из последних интервью с Бродским, его спросили, что вы думаете о русском языке? Он сказал, что с языком большие трудности, сейчас нельзя прямо сказать "я люблю тебя" и нельзя сказать "глаза моей любимой подобны луне". Основные вещи, которые трактует поэзия: о любви, о смерти - прямо сказать нельзя, потому что язык поп-культуры затерт до основания и любое прямо названное слово вызывает кучу совершенно неправильных эмоций. Чтобы с этим бороться, приходится искать обходные пути. Например, я хочу сказать "глаза моей любимой подобны луне" а говорю: "глаза моей любимой напоминают фары автомобиля". Это такой своеобразный защитный слой иронии, который позволяет пробиться к смыслу поэтического текста.
Время на ваш взгляд изменилось? 70-е годы с их квартирными концертами и современность сильно отличаются?
О.С.: Сейчас мы сидим в "Книжном дворе" и поем песни, а нас окружают книги. Раньше мы бы собрались на кухне и так же пели бы песни, а в хорошей квартире было бы так же много книг. Атмосфера вокруг не меняется примерно 9500 лет. С тех пор как после кроманьонцев человек сформировался антропологически, темы, которые его волнуют, не меняются: любовь, смерть, самовыражение, отношения с космосом, Богом. Постоянно идут разговоры, мол, вот мы были духовное поколение, а молодежь уже не та… Все эти философствования не имеют смысла. Человек в творчестве пытается высказаться и быть услышанным - это всегда одно и то же. Формы могут быть разными, современное компьютерное творчество по сути мало чем отличается от "рок-н-рольных" тусовок античности, где люди так же общались и хотели быть услышанными. Многие рок-н-рольщики трагически переживают изменение форм коммуникаций. Но я, как искусствовед по образованию, вижу, что время для его носителя всегда было "плохое", а вот прошлое или будущее - были "хорошими".
Подготовил Сергей СЕМЕРКИН
Фото автора
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»