news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Объединяющая народы Каракуз: «Татнефть» провела первый этнокультурный фестиваль

На четыре дня Альметьевск стал мультикультурным центром Татарстана. На десяти локациях города прошел самый масштабный за историю города этнокультурный «Каракуз». Послушать народные напевы под дабстеп и посмотреть уличные танцы под звуки варгана в город нефтяников прибыл и корреспондент ИА «Татар-информ».

Объединяющая народы Каракуз: «Татнефть» провела первый этнокультурный фестиваль
Фото: пресс-служба ПАО «Татнефть»

Этнокультурный форум собрал более тысячи участников со всей России – представителей разнообразных видов искусств: музыки, танца, живописи, театра, декоративно-прикладного искусства и других. Гостей и жителей города ожидала разноплановая программа, начиная от концертов и заканчивая всевозможными баттлами, участники делились своим опытом на мастер-классах и лекциях.

«Мультикультурность – основной девиз нашего фестиваля. Я рад, что руководство компании «Татнефть» поддержало эту инициативу. На мой взгляд, фестиваль проходит успешно – он собрал более 10 тысяч зрителей. Если фестиваль найдет отклик в сердцах гостей – мы сделаем его традиционным», – поделился директор благотворительного фонда «Татнефть» Ренат Мамин.

Кто такая Каракуз?

Для начала разберемся, кто же такая Каракуз и почему ее легенда легла в основу концепции альметьевского фестиваля.

Каракуз – воительница, которая вместе с Алтынчеч защищала Булгарское ханство от войск Тамерлана. В детстве девочки играли на музыкальных инструментах и давали импровизированные концерты. Именно тогда Каракуз пришла идея организовывать ярмарки, частью которых стали бы музыкальные выступления. Получив благословение от булгарского хана, затею исполнили. А благодаря ярмаркам набеги и грабежи прекратились: зачем грабить, когда можно торговать?

Так юная, но воинственная девушка стала символом объединения людей – представителей разных культур, населяющих Поволжье.

Фестиваль концертов

Организаторы фестиваля «Каракуз» позаботились, чтобы каждый гость нашел то, что ему больше по душе. Для любителей татарской современной музыки развернулся KARAKUZ Tat Cult Fest, который собрал популярных сегодня представителей татарской музыкальной культуры: группы Juna, Shanu, qaynar, ОММАЖ, а также солистов K-Ru, Усал, Зарину Вильданову и Ильгиза Шайхразиева. Хедлайнером программы стала АИГЕЛ, которая зажгла публику поднявшей ее в чартах песней «Татарин».

Центром притяжения ценителей шансона стал KARAKUZ БардFest, который привлек как старшее поколение творчеством Вадима Егорова, Натальи Кучер, Леонида Сергеева, Марины Дмитриевой, Галины Хомчик, Олега Митяева, так и молодежь композициями Ивана Ялынского, Алексея Хомчика, группы «Мезозой» и других.

Этническим и фольклорным сердцем мероприятия стали фестивали этнической музыки KARAKUZ Turkic Fest и музыки народов, населяющих Приволжский федеральный округ, – KARAKUZ Folk Fest, в котором приняли участие инструментальные и вокальные музыкальные ансамбли, а также экспериментальные проекты.

«Наш коллектив видел много фестивалей, в том числе и за границей. Потому с уверенностью могу сказать, что этот фестиваль уникален. Он отличается тем, что здесь собраны народы Поволжья, которые отличаются своеобразной народной культурой: и кряшены, и татары, и мордвины, и чуваши. Здесь объединено множество национальных традиций – этим проект и интересен», – считает худрук фольклорного ансамбля кряшен «Бермянчек», заслуженная артистка РТ Эльмира Кашапова.

KARAKUZ Folk Fest стал местом, где народные мотивы легко и гармонично сочетаются с современной электронной музыкой.

«Сегодня в период глобализации существует проблема обрусения народов, наполняющих Россию. И уже мало кто говорит на своем родном языке. Поэтому мы стараемся поддержать, где-то сохранить, где-то передать нашу культуру. Конечно, привлечь молодежь исконным звучанием довольно сложно, потому мы мешаем стили, чтобы быть актуальными. Мы, сохраняя песенную традицию нашего народа, вплетаем в музыкальную канву дабстеп. Если вам “зашло” – значит, мы движемся в правильном направлении», – уверена руководитель мордовского фольклорного ансамбля «Мерема», заслуженный работник культуры Республики Мордовия Екатерина Модина.

Для знатоков джаза развернулся KARAKUZ ДжазFest. Организаторы площадки позаботились о музыкальном наполнении фестиваля и пригласили Jazz Punk Band, QASCAD, Сашу Алмазова и Non Cadenza, Вадима Эйленкрига и Eilenkrig Crew, Teona Kontridze и других.

«Нужно сказать слова благодарности “Татнефти” за такой фестиваль. Я думаю, во взаимоотношениях наших стран мы переживаем не лучший период. И такие акты, как этот фестиваль, который объединяет множество культур и народов, является манифестом того, что в этой истории любовь должна победить, и она уже побеждает. От себя скажу, что сегодня здесь я обрела много друзей», – поделилась грузинская джаз-панк дива Теона Контридзе.

Специальными гостями проекта стали Валерий Сюткин и MOT, которые представили публике как джазовые, так и околоджазовые композиции.

«Фестиваль набирает обороты. Надо сказать, что он очень разнообразный, что не может не радовать. Мы же на джаз-фестивале представили классический рок-н-ролл, который зашел публике как из пушки», – отметил Сюткин.

Фестиваль уличной культуры

Ярчайшим событием проекта «Каракуз» стал фестиваль уличных театров «Легкие крылья», который собрал 180 участников и 16 театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ростова-на-Дону, Уфы, Перми и других городов.

Карнавальное шествие, спектакли, перформансы, фантастические образы – за все это отвечали артисты ведущих уличных театров России, таких как «Сюрледон», «Странствующие куклы господина Пэжо», «Пластилиновый дождь», «Высокие братья», и других.

Проект стал уникальным не только для жителей Альметьевска, но и всего Татарстана: «Легкие крылья» – первый в республике фестиваль, объединивший профессиональные уличные театры на одних подмостках. Особенно зрителям нравилось самим становиться участниками театрального действа.

«Наша цель в том числе объединить и создать профсообщество. У драмтеатров в этом смысле все в порядке: у них есть структура, система, они между собой общаются, друг друга знают. Мы же являемся независимыми театрами, которые разбросаны по всей стране. Без среды нет развития. Важно, чтобы эти театры не просто показывали свои наработки, но и общались между собой, обменивались опытом. Спасибо компании “Татнефть”, которая первая в Татарстане поспособствовала организации такой площадки», – рассказала директор уличного театра «Легкие крылья» Гульназ Ханнанова

Точкой скопления экстремалов Татарстана стал фестиваль уличной культуры «Свобода». Бимиксеры и скейтеры облюбовали альметьевский скейтпарк на каскаде прудов, где заслуживали аплодисменты от зрителей при исполнении особенно сложных трюков. А поблизости расположилась площадка SunShine Jam, где аксакалы брейка давали уроки подрастающему поколению танцовщиков.

На фестивале «Воздух» все четыре дня коллективы и солисты обучали основам хореографии желающих и радовали публику авторскими постановками.

«В Татарстане мои коллеги часто проводят закрытые образовательные смены и фестивали контемпорари и модерн-танца, но чтобы это было два в одном – такое лично я вижу впервые. Особенно приятно, что все занятия и показы проходят абсолютно бесплатно, что в наше время большая редкость», – заметил худрук студии современного танца «Фристайл» Максим Апраксин.

Фестиваль национальной продукции

Традиционный казанский фестиваль «Печэн базары» (Сенной базар) проходит в Альметьевске уже второй год, и в этот раз он стал частью этнофестиваля «Каразкуз». Программа фестиваля включила в себя дизайн-маркет, ферму-маркет, мастер-классы для детей и их родителей, экскурсии, концерт альтернативной музыки и многое другое. В этом году в работе дизайн-маркета приняли участие свыше 30 дизайнеров. Несколько фестивальных дней они предлагали одежду и аксессуары с вышивкой, кошельки и обувь из кожи, предметы для домашнего интерьера, открытки и сувениры ручной работы. На ферма-маркете раскупались продукты от фермеров Татарстана: крафтовый сыр, мороженое, чай и другая продукция домашнего производства. В рамках проекта прошли бесплатные экскурсии на русском и татарском языках по публичному искусству города, а также пленэр с участием художников из Казани, Набережных Челнов и Альметьевска. Новинкой фестиваля этого года стал антилекторий от челнинского проекта URBANTATAR.

Помимо этого, по всему городу раскинулись прилавки с уникальными товарами ручной работы мастеровых, съехавшихся со всего Поволжья.

Фестиваль мастер-классов

Организаторы уделили большое внимание образовательной части программы. Например, для тех, кто всегда хотел взять в руки краски и кисть, в сквере Альметьевского государственного нефтяного института на протяжении всех фестивальных дней проходили мастер-классы по живописи. Профессиональные художники делились опытом и охотно отвечали на все вопросы участников занятий на свежем воздухе.

Те, кому было интереснее больше узнать о кузнечном деле, могли заниматься у мастеров на этнической площадке, которые с удовольствием рассказывали о тонкостях своей работы и помогали выковать свое уникальное изделие.

Те, кого всегда увлекала анимация, встретились на Animation Almet Fest, который помимо мастер-классов по анимации включил в себя VR-аттракцион, комикс-центр, баттл-караоке и бесшумный кинотеатр для самых юных участников фестиваля.

Фанаты Тимура Бекмамбетова увиделись с кумиром на отдельных лекциях, где обсудили с именитым режиссером целый спектр вопросов, связанных с киноиндустрией.

Организация фестиваля

Участники фестиваля отмечали прекрасную организацию фестиваля.

«Работа над формированием программы велась несколько месяцев. Было непросто состыковать графики выступающих, в особенности артистов федерального уровня, но с этой задачей мы справились», – заметил Ренат Мамин.

На каждой площадке и на сайте проекта можно было найти программу фестиваля, чтобы не пропустить выступление любимого исполнителя или заинтересовавший мастер-класс.

Несмотря на то что большинство мероприятий проходило на открытом воздухе, на всех точках велась работа волонтеров, которые настойчиво предлагали маски посетителям.

«Мы обязаны выполнять все требования Роспотребнадзора и строго следим за соблюдением рекомендаций. Именно поэтому мы рассредоточили площадки фестиваля по всему городу, чтобы избежать массового скопления людей на одной локации», – уточнил Мамин.

Подобный фестиваль лишний раз доказывает, что Альметьевск утверждается в статусе не только нефтяной столицы, но и культурного центра Татарстана.

news_bot_970_100