Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Новый век//СОКОЛ НА ПЛЕЧЕ ДЖИГИТА//21 марта, №11
Издавна соколиная охота широко практиковалась среди татар, башкир, в Казахстане, на Кавказе и в Туркестане. Древние тюрки использовали соколов в охоте уже приблизительно в 700 г. до н.э. Например, “Книга Марко Поло о разнообразии мира, записанная пизанцем Рустикано в 1298 году от р. Х.” сообщает о том, что у великого татарского хана Кубилая было очень много приученных охотиться леопардов, львов и волков, которые ловят быков, кабанов, ослов, оленей, ланей и т.д. Сотнями насчитывались у хана соколы, пилигримы, кречеты, сероголовые соколы. Большие орлы были приучены ловить даже волков, не говоря уже об антилопах, ланях и лисицах.
Многие птицы являются тотемами тюркских и индейских племен, к примеру, лебедь у нагайцев — мангыт. Изображения хищных птиц можно найти на древних символах тюркской государственности – знаменах. Даже символ Российской Империи – двуглавый орел – берет начало от тюркского шаманизма. “Казахи, киргизы, узбеки и другие населяющие Среднюю Азию народы превосходно знают и высоко ценят ловчих птиц. Убивать их считается непозволительным. Более того, считают недопустимым оскорблять или причинять какой-либо вред человеку, держащему на руке белую ловчую птицу. Это поверье, по-видимому, и объясняет ту ценность, которую в глазах охотников-киргизов имеют белые ястребы...…” (Г.П.Дементьев, “Охота с ловчими птицами”, Москва, 1935, стр. 5).
Белый цвет имел священное значение для тюрков, которыми почитались белое молоко и кумыс, белый волк, белый сокол. Дошедшие до Франции и Италии войска гуннов Атиллы также имели белое знамя.
По птицам занимались даже прорицанием: “…... Гунны Атиллы никак не могли взять город Аквилея. Но однажды, когда они уже готовы были отступить, над осажденным городом высоко в небо взмыла птица, что дало им сигнал к победной атаке”. Птицы, пролетающие по небу слева-направо, означают благоприятный ответ, справа-налево – неблагоприятный, птицы летят по направлению к Вам и проносятся над Вами – “да”, благоприятный ответ, если же они проносятся в обратном направлении – “нет”.
Г. Дементьев сообщает: “Центром торговли ловчими птицами был г. Оренбург…. Башкиры...… доставали из гнезд кречетов по среднему течению р. Белой, где позже кречеты уже не встречались”. Правда, непонятно, почему кречеты там уже не встречаются – по причине широкой продажи или же ухудшения экологии?
Россияне заимствовали опыт охоты с ловчими птицами у северных тюрков. Это тем более верно, что тюркские термины русским языком заимствовались именно от северных кыпчакских тюркских языков, а не от огузских - турецкого и туркменского. К примеру, слово “емь”, означающее объем лапы ловчей птицы (этому слову можно найти логический синоним в татарском и башкирском языках – типа “сожми”).
“Беркут” также является тюркизмом татарского, башкирского или среднеазиатского происхождения. Эти птицы обычно ловят гусей, дроф, зайцев, лис, корсаков, козуль, джейранов, а знаменитый казахский беркут “Алагым” за одну охоту взял подряд 14 степных волков!
Фигурирует часто беркут и в татарском фольклоре, к примеру, в загадках: “Кара атым ќилђ килђ, юл ућае тибђ килђ”.
Сокола среднеазиатские охотники называют “лачин”, татары – “лачын”, башкиры “аласын”, “ласын”. Существуют даже топонимы, связанные с наименованием сокола, например, в Азербайджане (а в татарском фольклоре есть историческая песня “Лачын Хђсђн”).
“Алтайский кречет”, который распространен в Алтае, Саяне, Западной и Средней Сибири, Иссык-Куле, Туркестане и Кашгарии, восточными охотниками зовется “шумкар”, “шункар”, а татарами и башкирами – “шоћкар”. Кстати, так же называется и литературное объединение в Башкирском университете, а у кумыков Дагестана детский журнал называется “Ястреб” – “Карчыга”, что понятно и карачаевцам, и татарам.
Очень близки к кречетам соколы-балобаны, которых среднеазиатские сокольники зовут “ительге”, “ительги” или “итальги”.
На пойманных ловчих птиц надевают опутенки (“бау-аяк” у казахов, “бал-тырбо” у кыргызов, “достакы” у узбеков, в Туркестане – “балдак”) из кожаного или суконного колечка. Для более быстрого отыскания птицы казахи прикрепляют ей колокольчик — “конрау” ( у татар - “кыћгырау”). А Марко Поло сообщает, что птицы, принадлежащие знати, имели на ногах серебряные бляхи с именем хозяина.
Айрат Галимзянов
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»