news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Николай НИКИФОРОВ:

«В системе «Электронное образование РТ» учителя из деревень и городов будут образовывать виртуальные сообщества»

Вице-премьер Правительства – министр информатизации и связи РТ Николай Никифоров рассказал в интервью корреспонденту ИА «Татар-информ» о перспективах развития электронного образования в Татарстане, реализации президентской инициативы по обеспечению учителей ноутбуками, а школ – новой компьютерной техникой и поделился надеждами на внедрение инноваций в процесс обучения подрастающего поколения.

Николай Анатольевич, в рамках президентской инициативы в Татарстане стартовали проекты «Компьютер – школе» и «Компьютер – учителю», на реализацию которых только в этом году выделено 450 млн. рублей. Начались ли уже поставки техники в школы республики, которые обещали завершить к августовскому педсовету, который в этом году пройдет в Нижнекамске 20 августа?

Н.Н.: Поставки идут полным ходом. По состоянию на вечер 28 июля в школы республики поступило около 4 тысяч новых компьютеров (из запланированных на этот год 11 тысяч – прим. Т-И). Ноутбуки учителям (их получат почти 13 тысяч педагогов – прим. Т-И) начнут выдавать в самое ближайшее время, все идет по плану.

К 20 августа все уже должно быть практически готово, и к 1 сентября завершатся последние поставки компьютерной техники. Сейчас сроки больше зависят от специалистов, развозящих компьютеры и устанавливающих их на местах.

Недавно говорилось о том, что в ближайшие два года все школы Татарстана (около 2,3 тысячи) подключат к Интернету по волоконно-оптическим каналам связи. Сейчас же 47 школ подключены к Интернету по «оптике», еще 30 планируется подключить к 1 сентября…

Н.Н.: Мы подключаем школы по «оптике» не только в Казани, но и всех районах Татарстана. Обычно под подключение подпадают самые крупные школы в районах республики. Нужно понимать, что везде возможности разные. Например, чтобы подключить одну школу достаточно 100 тысяч рублей¸ а для другой – 2,5 миллиона.

Пока мы покрываем те школы, в которых эти вложения максимально эффективны. Но уже озвучивалась идея, и мы стараемся сделать все возможное для ее воплощения – чтобы каждая более-менее крупная школа, в частности, в которой обучается не менее 500 учащихся, в течение нескольких лет была подключена по «оптике».

На прошлой неделе во время посещения Премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым «Таттелекома» прозвучала информация о намерении в течение ближайших двух лет подключить все школы республики к Интернету по «оптике», на что потребуется около 2,5 млрд. рублей…

Н.Н.: По крайней мере, мы будем стараться. Однако в этом вопросе нет очень точной проработки. Когда мы подключаем по «оптике» школу, приходится просчитывать маршрут – как пойдет кабель, где и сколько необходимо прокопать, поэтому точную цифру назвать сложно.

Не думаю, что в ближайшее время реалистично подключить все школы, ведь на это необходимо затратить просто огромную сумму. Сегодня, в условиях дефицитного бюджета, мы не можем себе позволить такие затраты. К тому же, не всегда эффективно подключать по «оптике» школы, где учатся менее 50 учащихся. Это просто нецелесообразно – им достаточно обычного доступа по медному проводу. У нас нет самоцели – потратить немыслимые деньги, чтобы везде была «оптика». Поэтому, исходя из принципа рациональности, мы пока будем внедрять эти технологии в школах, где учатся не менее 500 детей.

Все ли школы республики перешли на так называемый «региональный Интернет» (финансируется не из федерального бюджета, а бюджета регионов РФ)?

Н.Н.: Наши школы перешли на Интернет, затраты на который оплачиваются из бюджета республики, еще в начале прошлого года. Но всегда возникает вопрос с малокомплектными школами. Есть часть образовательных учреждений, которые один год не работают из-за отсутствия обучающихся, а на следующий - начинают работать. Но все крупные и постоянно работающие школы подключены к широкополосному Интернету.

Затраты на эти цели просчитать сложно, потому что школы для нас не отличаются от других бюджетных учреждений. В целом на связь всех госорганов республики годовые затраты составляют около 200 миллионов рублей.

Плюс Татарстана, когда финансирование «школьного Интернета» из федерального бюджета прекратилось, состоял в том, что нам было легко перейти – мы просто переключили образовательные учреждения на собственную государственную сеть, которая уже существовала. Во многих регионах, к сожалению, бывают проблемы – их все время контролирует федеральный центр на предмет того, объявили ли они конкурс. А для нас было проще решить вопрос с уже имевшейся инфраструктурой.

Много говорят о том, что «школьный Интернет» не всегда рационально используется учащимися. Предусмотрена в этом году какая-то дополнительная фильтрация контента?

Н.Н.: С 2009 года мы за этим внимательно следим, и особых проблем уже не возникает. С появлением для школьников «соблазнов большого Интернета» - обилия развлекательных сайтов, социальных сетей – само образование ничего подобного не создало. Мы два года работали над проектом «Электронное образование», который запускается сейчас в полном масштабе в рамках акции по вручению школьным учителям ноутбуков, благодаря чему они становятся полноценными участниками процесса.

В системе «Электронное образование РТ» уже зарегистрировано около 50 тысяч учащихся. В республике насчитывается примерно 400 тысяч школьников и почти 40 тысяч учителей, и речь идет о том, что в этой системе будет постоянно работать 400-450 тысяч жителей региона.

Что даст полномасштабное внедрение в Татарстане системы «Электронное образование»?

Н.Н.: Возможность общения. Главный результат я вижу в том, что мы полностью устраняем неравные возможности между обучением в городе и на селе, крупной и малокомплектной школе. Если человек захочет получать знания и общаться, по сути границы для активных детей и преподавателей в этом плане будут стираться. Им будет предоставлена возможность общаться наравне в электронном образовательном пространстве.

То есть эта система будет напоминать социальную сеть, только в образовательном пространстве?

Н.Н.: Да, в каком-то смысле. Только это будет система, в которой все открыто, все работают под настоящими именами, а не вымышленными никами, и направлена на то, чтобы сам образовательный процесс по каждому предмету в каждом классе хотя бы несколько раз включал интерактивные задания, связанные с ее использованием. Мы верим, что школьники смогут общаться с профессорами университетов, учителя из разных деревень и городов республики будут образовывать виртуальные сообщества. Кстати, эти процессы происходят уже сегодня. Это все даст новый толчок, чтобы качество образования возрастало.

А для чего такое виртуальное общение нужно будет вузовским преподавателям?

Н.Н.: Они с большой радостью снимают специальные видеоролики – мультимедийные уроки, чтобы интересно преподнести материал. В итоге дети обучаются уже не просто по скучным школьным учебникам, а с использованием живого полноценного образовательного контента.

Вы верите в перспективность внедрения «электронного учебника»?

Н.Н.: Ну это не значит, что мы отменим все бумажные учебники. Просто мы готовы предоставить дополнительный материал в таком виде, чтобы ребенок мог получать столько, сколько он может взять. А сейчас мы даем просто доступ в Интернет – хотя, конечно, нередко нужную информацию они там сами могут найти, но мы пока ничего не сделали, чтобы все собрать в одном месте, помочь, постоянно присматривать.

Очень важно, чтобы профессионалы могли правильно подсказать растущему человечку, какие ссылки лучше посмотреть, что почитать, как-то прокомментировать, ответить на вопросы в online-режиме.

К какому сроку реально запустить эту систему?

Н.Н.: Когда у каждого учителя будет личный ноутбук. Без того, чтобы каждый школьный учитель являлся частью системы «Электронного образования», ничего не заработает.

Президентом республики после его участия в выездном заседании Совета при Президенте России по развитию информационного общества в Твери озвучено политическое решение о том, что мы будем стараться завершить оснащение ноутбуками всех наших учителей уже в следующем году. Скорее всего, этот процесс займет не три ранее запланированных года, а два. Таким образом, до 1 сентября 2010 года треть учителей получит ноутбуки, а оставшиеся две трети – скорее всего, в следующем году. Хотя все очень сильно будет зависеть от бюджетных возможностей.

Беседовала Кристина ИВАНОВА.
 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100