Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
На нуриевском фестивале актеры Мариинского театра исполнили главные роли в «Шурале»
Балет удостоился многочисленных премий, в нем танцевали известнейшие танцоры, в том числе Майя Плисецкая.
(Казань, 14 мая, «Татар-информ», Елена Кривопатре). На XXXI Международном фестивале имени Рудольфа Нуриева в очередной раз представили балет «Шурале» известного балетмейстера Леонида Якобсона под музыку Фарида Яруллина и либретто Ахмеда Файзи. Солирующие партии исполнили артисты Мариинского театра и Франции.
Балет «Шурале» — это сказка о любви, добре и зле. Его история начинается в 30-е годы. Тогда в Москве периодически проводились декады культуры и искусства разных народов Советского Союза. В одну из таких декад, когда было решено уделить внимание Татарстану, встал вопрос о создании национального балета. Над постановкой взялись работать известный художник и балетмейстер Леонид Якобсон, писатель и литературовед Ахмет Файзи и композитор Фарид Яруллин. Некоторые знатоки балета считают, что именно Якобсон сделал постановку такой популярной — ее показали в странах бывшего Советского Союза и даже в Мехико. Балет удостоился многочисленных премий, в нем танцевали известнейшие имена балетного мира, в том числе Майя Плесецкая.
Так получилось, что премьера балета выпала на начало войны. Показ пришлось перенести, а один из ее создателей, Фарид Яруллин, так и не смог увидеть свою работу на сцене — погиб на фронте. Спектакль показали только после победы над фашизмом. С тех пор он не выходит из репертуара театров. Сейчас его показывают в Мариинке и в казанском театре оперы и балета.
В этом году на Нуриевском фестивале главные роли в балете исполнили балерина Мариинского театра Рената Шакирова — Сююмбике, ее коллега по театру Тимур Аскеров, исполняющий Батыра, а также Руслан Савденов из Франции, город Тулуза.
Как ни странно, татарка Рената Шакирова первый раз приехала в Казань. Ее дебют в роли Сююмбике состоялся в январе этого года.
«Для меня очень важно танцевать балет „Шурале“ здесь, на этой сцене. Если в Петербурге не все знают эту сказку, то здесь каждый человек с ней знаком, причем с малых лет, и, наверное, это еще более ответственно для меня. Очень приятно, что меня сюда пригласили, я безумно счастлива», — рассказывает Рената.
В спектакле очень много мизансцен, и это особенно нравится артистке. «Мне нравится, что здесь много взаимодействия с другими людьми: с шуралями, как мы их называем (смеется), в деревне, на помолвке. Мне нравится, что на сцене идет диалог, что все понятно. И есть разные нюансы — ритуал со свадебной чашей и когда родители посыпают молодых рисом», — делится балерина.
Действительно, во время спектакля можно увидеть много национальных традиций, культура татарского народа передается не только в костюмах, но и через свадебный ритуал, борьбу кереш, танцы и музыку.
Исполняющий роль Батыра Тимур Аскеров вышел на сцену в этой роли в третий раз. Его герой мужественный и сильный, он спасает девушку-птицу Сююмбике от коварного Шурале, который украл у нее крылья.
«Это был абсолютно новый для меня балет и абсолютно новый для меня персонаж, и руководство отметило, что все привыкли обычно меня видеть в белом трико, а тут — сапоги, штаны, совсем другие движения. И это очень здорово, когда мы пробуем новые хореографии — это дает большой толчок к развитию», — считает Тимур.
Танцовщик признался, что давно мечтал станцевать в этом балете, и приглашение на Нуриевский фестиваль в таком качестве стало для него приятным сюрпризом. «Я был наслышен об этом фестивале, он достаточно сильный, в нем принимают участие известные лица, наконец-то и мне посчастливилось. Наверное, теперь у меня этот балет будет ассоциироваться с Казанью», — поделился артист.
Чтобы исполнить злодея Шурале, в некогда родные стены театра вернулся Руслан Савденов, он протанцевал здесь долгое время, а сейяас выступает во Франции. «Последний раз я танцевал Шурале в 2011 году. Большой перерыв прошел, но я его с удовольствием вспомнил. Очень хорошая партия и очень многогранная. Его очень приятно исполнять», — делится Руслан.
Савденов каждый раз исполняет Шурале по-разному. «В один день он резкий, а в другой — его можно станцевать мягким, пластичным. Либо можно в какой-то момент замирать и сливаться с лесом. Партия очень многогранная и очень красивая. Можешь быть мягким таким, а потом раз — и становишься кочерыжкой, и идешь, как кочерыжка. Можно изобразить, как будто руку заклинило, начинаешь эту руку двигать и обратно становишься мягким», — рассказывает он.
Наверное, не только артист, но и зритель воспринимает этого героя по-своему — то веселым, то злым, но каждый раз с ностальгией по детству. Балет окутывает какими-то теплыми чувствами, пусть в нем есть и сцены драки, и сожжения нечести в огне. На показе можно было увидеть много детей — все они не отрывали своего внимания от сцены, успевая периодически задавать вопросы взрослым.
По сюжету балет отличается от оригинальной сказки Тукая, но не обошлось без известной сцены, когда злодею зажимают пальцы в бревне. А героиня, девушка-птица Сююмбике, добавляет истории романтичности.
В постановке много национального колорита — это и костюмы, и характерные движения в танце, и некоторые нотки в музыке. Спектакль прошел при полном аншлаге, как и лекция, предшествующая ему. В этом году фестиваль стал примечательным не только юбилеем Рудольфа Нуриева, но и его наполнением — это не только спектакли, но и лекции, кинопоказы и творческие встречи.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»