news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

По Казани на КАМАЗе без шума и с ветерком: столица тестирует первый электробус

Казанский «Метроэлектротранс» приступил к тестовой эксплуатации первого электробуса. Через три месяца власти города примут решение – станут ли электробусы частью транспортной сети столицы Татарстана.

По Казани на КАМАЗе без шума и с ветерком: столица тестирует первый электробус
Фото: kzn.ru/Марат Мугинов

От Речпорта до Азино

Первый городской электробус будет курсировать по троллейбусному маршруту №3, от остановки «Речной порт» до улицы Академика Глушко. Маршрут выбран как наиболее популярный среди горожан.

Пресс-служба мэрии сообщила, что тестовый электробус – это разработка «КАМАЗа». Он рассчитан на перевозку 80 пассажиров, а также приспособлен для перемещения маломобильных групп населения. Максимальная скорость электробуса – 75 км/ч. Электробус абсолютно бесшумный.

Запас хода составляет 50 км. Для подзарядки нового вида транспорта в районе речного порта установлено и зарядное устройство, которое украсила туристическая айдентика Казани. Полностью аккумуляторы заряжаются менее, чем на полчаса – это позволит транспортному средству пройти весь маршрут и еще останется заряд в запасе.

Дорого, но экологично

Мэр Казани Ильсур Метшин стал одним из первых пассажиров электробуса. «Мы очень много думаем о том, как улучшить экологию города. Электрический транспорт – номер один в этом вопросе, потому что 75% загрязнения воздуха дают автомобили. Сейчас многие наши автобусы работают на газомоторном топливе. Надеемся, что от НЕФАЗов дорастем до электробусов», - сказал Метшин.

Обращаясь к главному конструктору по автомобилям НТУ «КАМАЗ» Андрею Савинкову, мэр посетовал: «Пока, конечно, дороговато. Но все новое бывает дорогое. Дай бог вам новых мыслей как удешевить этот проект, чтобы было более доступно для нас», - сказал Метшин.

«КАМАЗ» также представил мэру информацию об аналоге электробуса, который может работать как троллейбус, так и автобус, где нет контактной сети. «Для нас этот гибрид на данном этапе мечта, потому что нам не нужно тянуть новые сети, в то же можем использовать существующие. Ну и цена-качество идеально для города», - отметил мэр.

«Ильсур Раисович, я думаю, здесь самое важное – сбалансированность: определенный объем – порядка 50, допустим, электробусов, определенный объем - троллейбусов с увеличенным ходом, определенный объем просто троллейбусов – там, где район полностью обеспечен контактной сетью. Мы готовы выступить стратегическим партнером», - обратился к Метшину директор по пассажирскому транспорту «КАМАЗа» Самат Саттаров. Градоначальник в свою очередь подтвердил заинтересованность в сотрудничестве.

В пресс-службе мэрии ИА «Татар-информ» сообщили, что тестовая эксплуатация продлится в течение трех месяцев, в течение этого времени специалисты изучат мнения и отзывы казанцев о новом транспорте, а также сделают собственные выводы, после чего будет рассмотрен вопрос о покупке.

По информаци мэрии, электротранспортная сеть в Казани сейчас насчитывает 10 троллейбусных маршрутов, протяженностью 273 км, 6 - трамвайных (180 км) и линия метро (18,3 км). На балансе МУП «Метроэлектротранс» находятся 107 трамваев, 183 троллейбуса и 15 составов электропоездов (51 вагон). За последние пять лет Казань приобрела 115 троллейбусов, 70 трамваев и один поезд метро.

Электробусы и трамваи за 30 млн рублей

Электробусы производятся на заводе НЕФАЗ (Башкирия), входящем в группу «КАМАЗ». Кроме трого, сборочное предприятие расположено в Москве, куда «КАМАЗ» поставляет электробусы с 2018 года.  По итогам прошлого года в сегменте автобусов, электробусов и спецтехники КАМАЗ зафиксировал рекорд по росту выручки – она выросла в 1,6 раза, почти до 28 млрд рублей. Продажи электробусов «КАМАЗ» в прошлом году увеличились на 18% – до 200 единиц, в 2021 году их производство планируется увеличить в два раза.

К настоящему времени «КАМАЗ» поставил в Москву более 400 электробусов и 69 зарядных станций. По условиям контрактов производитель берет на себя создание зарядной инфраструктуры и ее сервисное обслуживание, так же, как и транспорта, в течение 15 лет. Общая сумма контрактов составила 23,4 млрд рублей.

В мае КАМАЗ заключил с «Мосгортрансом» уже четвертый контракт, согласно которому до конца года столице будет передано еще 350 электробусов. Стоимость контракта – 21,1 млрд рублей.

Согласно тендерной документации стоимость одного электробуса для Москвы составляет свыше 30 млн рублей.

Эксперты отмечают, что стоимость электробуса почти втрое превышает стоимость транспорта на газомоторном топливе. «Если Москва со своим бюджетом может себе это позволить, то муниципалитеты других городов, без региональной и федеральной поддержки не смогут осилить такие покупки. При рассмотрении закупок вопрос будет упираться в цену», - отметил собеседник агентства.

Вместе с тем, стоимость городского традиционного электротранспорта зачастую практически сопоставима со стоимостью электробуса. К примеру, в 2019 году Набережные Челны закупили трамваи по цене 27 млн рублей за единицу. Казань в 2019 году купила пять односекционных трамваев за 135 млн рублей.

Расширяя географию

На «КАМАЗе» не соглашаются с экспертной оценкой. «Зачем сравнивать электробус с автобусом, даже на газомоторном топливе. Электробус - это электротранспорт. Если мы сравним его с троллейбусом или трамваем, причем в такой же комплектации, с таким количеством телематики, разница будет около 20%. При этом электробус – это уже следующий уровень технологий. Нельзя впрямую сравнивать их ни с автобусами, ни с троллейбусами, ни с трамваями, так как это совершено другой принцип работы, основанный на цифровых технологиях», - сказал ИА «Татар-информ» руководитель пресс-службы «КАМАЗа» Олег Афанасьев.

Он отметил, что «КАМАЗ» разрабатывает технику под конкретного заказчика. И стоимость машины для Москвы и Казани может разниться. Если Казань заинтересуется покупкой, но оснащение может быть скорректировано под ее условия, что также отразится на цене.  

 «Сегодня в крупнейших городах страны уже создались условия для внедрения экологически чистых видов транспорта, таких как электробус. Это города, где очень высокий транспортный поток и высокая загрязненность. Вместе с тем эти города уделяют очень большое внимание развитию пассажирского транспорта. И Казань в этом отношении, с точки зрения передовых технологий в области пассажирского транспорта, находится очень близко к Москве и опережает все остальные города, что и подтвердило желание столицы Татарстана взять электробус на тестовую эксплуатацию», - сказал Афанасьев.

По его словам, «КАМАЗ» также ведет переговоры о тестировании электробусов и их поставке с Санкт-Петербургом, Сочи и другими крупными городами в России, кроме того, рассматривает возможность и экспортных продаж.

news_bot_970_100