Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
На Арском кладбище в реставрируемой часовне для прощания с умершими начата роспись стен
В часовне в честь Спаса Всемилостивого и Святого образа Седмиезерной Божьей Матери на исторической территории старообрядческих захоронений Арского кладбища начата роспись интерьера. На стене напротив входа в часовню появятся три иконографических изображения, над которыми работает Анатолий Крылов — зеленодольский живописец, член Союза художников России, заслуженный деятель искусств РТ, действительный член Петровской академии наук и искусств и выпускник мастерской народного художника СССР Хариса Якупова.
«В центре будет Господь Вседержитель, справа от него „Не рыдай меня Мати“, страстной сюжет, а слева — образ Божией Матери Седьмиозерной, так как часовня малым чином освящена в честь Спаса Всемилостивого и иконы Седьмиезерной Божией Матери», — рассказал старший наставник казанской моленной во имя Казанских чудотворцев Гурия, Варсонофия и Германа отец Александр (Хрычев).
Икона старообрядческого письма, образ Христа с которой решили перенести на стену часовни, называется «Образ преображения Господня». Она датируется XIX веком и находится в моленной старообрядцев на Межлаука, 28, хотя изначально это небольшое изображение формата примерно А4 создавалось как домовая, семейная икона.
«На самой иконе рядом с Христом есть еще пророк Илья и пророк Моисей, но для часовни мы выбрали только центральную часть Спасителя. Образ справа будем переносить с иконы „Не рыдай меня мати“ тоже XIX века. Этот образ оплакивания уместен для кладбища и часовни, в которой будут прощаться с умершими. Обе эти иконы, с которых мы переносим в часовню лики, в свое время принесли верующие, когда молитвенный храм после советских лет снова открыли для верующих», — пояснил Хрычев.
По словам художника Анатолия Крылова, вместе со старообрядцами он рассматривал несколько вариантов написания центрального образа — Христа. В итоге остановились на этом, более живописном. Слева на стене сейчас размещен лист с карандашным графическим изображением лика, по центру, в нише стены, живописец уже начал цветовую раскладку изображения.
«В один слой краска здесь проваливается. Где-то два-три-четыре слоя нужно, тогда только цвет держится. Первоначально нанесенный цвет исчезает — уходит в штукатурку. Чтобы добиться натуральности, нужно нанести несколько слоев. По поводу исполнения надписей консультируюсь с отцом Александром», — признался Анатолий Крылов.
Несмотря на подражание старообрядческому письму, краски художник использует современные — фасадные акриловые. Об этом попросила сама община, ведь часовня будет неотапливаемой — зимой, возможно, здесь будет образовываться иней, а летом она, наоборот, будет хорошо прогреваться. Но при этом, уверяет художник, к задаче он относиться не формально, а с душой.
«Чем отличается современная икона от старинной? Старинные как живые — их сердцем писали, сочетания гармоничные. У Рублева смотришь „Троицу“ — глаз невозможно оторвать: столько нюансов, линий, все цветом. Они академию не заканчивали (иконописцы прошлого — прим. Т-и), но от природы все чувствовали — чувство композиции, цвета, гармонии цветовой, содержания и исполнения, техники. А современные выученные иконописцы берут колера, у них заучены пять-шесть-семь цветов, и выкрашивают: сделано в смысле ремесла идеально, но там души нет вообще. А когда от руки делаешь, во-первых, и не повторяются росписи (фарфор, цветы, штучки всякие) — живая линия неповторима. Поэтому, когда я закончу, невозможно сказать. Может, я три недели буду писать — это же любовь, это твоя работа, и когда ты почувствовал, что ты сделал хотя бы что-то, можно говорить и финише. Сейчас я работаю третий день. Самое сложное — закачивать: тут доделать, там доделать, тут оттенок ввести, там рисунок поправить. Хотя тут рисунок линейный, а тут в цвете, но большие отношения, а внутри больших я еще буду дополнять множество штрихов», — рассказал живописец.
Остальные стены и купол часовни планируют решить в нейтральном цвете слоновой кости с добавлением мягких бежевых акцентов. Стены без росписи декорируют по периметру окон лепниной, а купол – спускающимися из центра лучами-косами, также из лепнины.
Реставрация внешнего облика часовни, напомним, велась пят лет на средства прихожан и была завершена осенью 2019 года. Небольшая, но богато декорированная постройка по разным данным была построена на Арском кладбище в 1870-х или в 1909 году на деньги прихожан. Есть сведения, что до Революции часовня была отделана белым мрамором. Полагают, что ее архитектором мог быть Петр Тихомирнов.
Несмотря на эстетическую привлекательность, в списке объектов культурного наследия часовня не числится. Фасады строения со множественными элементами лепнины были восстановлены по старинной фотографии Арнольда Бренинга (династии Бренингов принадлежала старейшая аптека на улице Проломной, ныне Баумана, где и сейчас находится точка продажи фармпрепаратов, но уже одного из производителей лекарств — прим. Т-и). По фотографии также удалось установить, что внешние ниши часовни были заполнены не иконами, как предполагалось, а заповедями Блаженства по углам и выдержкой из Евангелия над входной группой: «Придите ко мне вси труждающиеся и обремененные и Аз покою вы (Евангелие от Матфея — прим. Т-и)». Сейчас эта надпись явно читается над входом.
Внутреннюю отделку часовни старообрядцы надеются завершить в этом сезоне.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»