news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Музей ИЗО представил советский индустриальный пейзаж импрессиониста Кузнецова

Выставку 70 полотен о масштабных проектах 1950–1970-х можно будет посмотреть до конца марта.

Музей ИЗО представил советский индустриальный пейзаж импрессиониста Кузнецова

(Казань, 15 февраля, «Татар-информ», Оксана Романова). В Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств РТ (ГМИИ РТ) открылась выставка Николая Кузнецова «Импрессионизм индустриального пейзажа». Произведения написаны пейзажистом, малая родина которого — поселок Васильево недалеко от Казани, в 1950–1970 годах и запечатлели в себе вехи глобальных строек той эпохи и в то же время уют старой Казани.

Здесь и только еще строящийся завод «Оргсинтез», и новый порт Казани после заполнения Куйбышевского водохранилища, возводимый будущий автогигант КАМАЗ, только появившийся автомост через Казанку в Кировский район, низенькие старые улочки вместе с высоткой гостиницы «Татарстан», Зилантов монастырь и множество железнодорожных зарисовок. Дед и отец Николая Кузнецова были железнодорожниками, так что еще четырехлетним мальчишкой будущий советский импрессионист стал рисовать не дома и лесные пейзажи, а рельсы, вагоны, станции, провода.

На двух этажах представлены 70 полотен лауреата Государственной премии имени Тукая, все они из фондов самого музея ИЗО, хотя произведения Кузнецова уже при его жизни звучали громко и разошлись как по частным коллекциям, так и по музеям стран СНГ. Всего за недолгую, но крайне плодотворную жизнь (1923–1974) Николай Кузнецов написал около 2 тыс. полотен. И это не считая эскизов, которых, по словам его сына Дмитрия, у него получалось за раз по 20–30. В музее ИЗО самое большое собрание его произведений — 219.

«Он писал сутками, не отрываясь, говорил, не успеваю сделать столько, сколько хотел. Моего папаню практически выгоняли, стерегли несколько бабушек (смотрительниц — прим. Т-и) в музее Пушкина. Для него кумирами были импрессионисты, а в этом музее их очень много и прекрасных, поэтому, как только он появлялся в поле видимости этих бабушек, они все сбегались и просили не трогать, не колупать картины. Но он все равно умудрялся тихонечко это делать. Не мог удержаться», — поделился воспоминаниями сын художника.

В индустриальных мотивах Кузнецов нашел себя, но при этом настолько одухотворенно смог соединить, преломить брутальные мотивы через природу, воздух, освещение, соединить гармонично, тонко, изысканно, казалось бы, такие несопоставимые вещи, подчеркнула заместитель директора по научном обеспечению и издательской деятельности ГМИИ РТ Дина Валеева.

«Мы видим, насколько богата живопись, насколько великолепно мастерство. Эти мотивы становятся историческими и близкими. Произведения лиричны и музыкальны. Несмотря на их индустриальность, в них чувствуется любовь к природе», — акцентировала она.

Кроме того, произведения художника в виде интерьерных росписей украшают здание старого аэропорта Казани, мозаика из смальты есть в Зеленодольске, а также в старом здании вокзала в родном для мастера Васильево.

Картины Николая Кузнецова хранятся в Пушкинском, Русском музеях и Третьяковской галерее, рассказала ИА «Татар-информ» директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева, однако выставка осознанно была собрана из произведений собственного фонда казанского музея.

«Мы не стали брать ни у семьи, ни у частных коллекционеров, потому что Николай Дмитриевич Кузнецов всегда стремился к тому, что лучшие работы были приобретены или он дарил — все-таки они попадали в музеи. Тогда был таков менталитет в ХХ веке», — пояснила она.

В залах Галереи современного искусства выставку картин Николая Кузнецова «Импрессионизм индустриального пейзажа» сопровождает небольшая экспозиция декоративного стекла советского периода тех же лет — 1950–1970 годов. Как пояснила хранитель фондов Вера Прокофьева, до 40-х годов прошлого века стекольное производство в стране работало по дореволюционным образцам. Предметы декора из стекла дополняют индустриальный «портрет» эпохи СССР.

Выставку можно посетить до конца марта. А к 100-летию Николая Кузнецова в 2023 году Музей ИЗО представит в национальной художественной галерее «Хазине» в Казанском Кремле большую экспозицию работ художника и издаст каталог его работ.


news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100