news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Музей ИЗО собрал шедевры прошлого, ставшие эталонами при воссоздании Казанского собора

Выставку музейно-церковных раритетов и современных эскизов и чертежей для воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери сегодня откроет митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл.

Музей ИЗО собрал шедевры прошлого, ставшие эталонами при воссоздании Казанского собора
Фото: Владимир Васильев

В главном здании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан сегодня откроется выставка «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение». Весь второй этаж усадьбы займут эскизы росписей, икон и мозаик для фасадов Казанского собора, материалы о внутреннем убранстве его нижнего (пещерного) храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а также западноевропейская гравюра и живопись, сюжеты которых отечественные мастера брали за основу и адаптировали для храмов России. Также здесь представят церковные раритеты, самые ранние из которых датированы XVI веком. Сопровождать экспозицию будут большой интерактивный стол, сенсорный и обычный мониторы для виртуальных экспонатов.

Несколько лет кропотливой работы во множестве архивов и музеев позволили найти аналоги произведений искусства, на основе которых воссоздавалось убранство Казанского собора, отстроенного заново. Выставка собрала эти произведения воедино, а также объединила в себе эскизы современных художников, которые расписывали воссозданный собор, освящение которого состоится 21 июля – в день явления Казанской иконы Божией Матери.

«Мы обращались не только к источникам казанских архивов, но и в Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею, Государственный исторический музей, архивы Петербурга и Москвы. Материалы шаг за шагом становились основой для воссоздания этого храма. И это образы не только Казанской иконы Божией Матери, но и всех храмовых росписей, сюжеты – это огромная работа воссоздания по образу и подобию, поэтому была приглашена Петербургская школа художников», – рассказала директор Музея ИЗО РТ Розалия Нургалеева.

Главным источником воссоздания соборной росписи, подчеркнула собеседница, были произведения Василия Турина – ведущего мастера религиозной живописи в Казани начала XIX века. Выставка впервые, правда виртуально, покажет произведения Турина из собраний Государственного музея Палехского искусства, Российского государственного исторического архива и Российской государственной библиотеки.

«Турин был главным источником, чтобы по образу и подобию воссоздавать те (исторические. – Ред.) списки. В России провинциальная школа не особенно была в чести, а здесь удалось создать такие росписи, где академическая русская художественная школа была воссоздана с пониманием и провинциальной школы. Тот же Турин, конечно, провинциальный художник. Имея классическое образование, он все равно имеет провинциальные корни, но с таким пониманием, теплотой, мягкостью росписи были сделаны, без особой яркости в тональности. Роспись была особая. И это удалось воссоздать. Потрясающим образом воссозданы иконостасы. «Тайная вечеря» заворожила своей индивидуальностью, и вообще такое ощущение, что она пришла к нам не сейчас, а эти росписи и были, сохранились с XIX века. Правда, «Тайную вечерю» после открытия собора увидеть не удастся – она останется за алтарем», – рассказала Нургалеева.

Целый альбом работ Турина удалось найти в Музее Палехского искусства, фотокопии произведений были переданы в качестве аналогов современным художникам. Так же были собраны материалы из Русского музея, Государственного исторического музея, Российской государственной библиотеки и из Вологды. В фондах самого Музея ИЗО есть большое полотно неизвестного авторства – «Христос в пустыне. Служение ангелов», пополнившее коллекцию музея в 1895 году. Его передала некто Подошевникова, которая жила на Подлужной. Подобная же картина висела в Императорской академии художеств, где учился и скопировал ее, уверена главный хранитель фонда древнерусской живописи Вера Немтинова, именно Василий Турин. Оригинал сейчас находится в Эрмитаже, он также будет представлен виртуально. Читателям «Татар-информа» мы показываем фотографию картины размером 1,5 на 0,9 м, хранящейся в Казани и нуждающейся в реставрации, из-за чего она не попала в экспозицию.

«Все выстраивалось в живописном единстве в интерьере – это и иконостас, и росписи. Все основывалось на живописи начала XIX века и на туринских офортах и литографии. Причем лики (это нам было очень важно – типаж ликов, как Турин рисовал, какой у него образ Богородицы и Спасителя) брались именно с этих графических работ. Дух школы и стиль эпохи сохранен [в воссозданном соборе]», – заверила Немтинова.

Вместе, а это впервые, на выставке окажутся пелена (тканое изображение, привешиваемое под самой иконой. – Ред.) «Богоматерь Казанская» 1580–1590-х годов из собрания Национального музея Республики Татарстан (оригинал будет выставлен впервые) и Казанская икона Божией Матери последней четверти XVI века из фондов Музея ИЗО РТ. Последняя, к слову, стала аналогом для современного списка с иконы, который выполнила Ирина Нефедьева. Он будет размещен на месте обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери в пещерном храме собора.

О пещерном храме собора расскажут фрагменты стилизованных под эпоху конца XIX – начала XX века украшений иконостаса, басмы, виртуально – материалы о внутреннем его убранстве.

«Были привлечены художники «Домостроя», причем они не только написали иконы, сделали замечательную басму в духе модерна, но еще сделали вышивки. Причем было же еще обстоятельство ковида – все работали по своим домам: разделили эту большую пелену, изображение Богородицы, покрова по частям. Кому-то досталась целиком Богородица, кому-то фрагменты украшений надписи, а потом они это все соединили. Так что ковид не помешал, а наоборот, объединил. Орнаментированные полотенца, шторки под иконами тоже вышиты в этом храме», – подчеркнула Вера Немтинова.

Раздел западноевропейской гравюры представят произведения на сюжеты Священного Писания из собраний Музея ИЗО РТ, Научной библиотеки имени Лобачевского Казанского университета. Это работы Луки Лейденского, Маркантонио Раймонди, гравюры конца XVI – XVII века известных нидерландских мастеров интернациональной школы и граверов школы Рубенса, граверов Франции, Италии.

«Гравюра была одним из основополагающих искусств, которые приобщили отечественных мастеров, иконописцев вообще православного Востока к европейской традиции, к европейскому искусству. Это искусство тиражное, это не один, а много оттисков с одной авторской доски. Благодаря этому художники знакомились с искусством друг друга. Прежде всего XVI–XVII века и Северное Возрождение, мастера Нидерландов и Германии сыграли в этом главную роль. Мы показываем гравюры, например, из собрания Григория Ивановича Мешкова, почетного члена Императорского Казанского университета. Виртуально будет экспонироваться серия гравюр XVI века Альбрехта Дюрера «Апокалипсис» в созданном казанским коллекционером Мешковым кожаном переплете. Издание он подарил Александру II, и сейчас оно хранится в Эрмитаже», – рассказала заведующая отделом графики Ольга Вербина.

Одному из лучших шедевров коллекции западноевропейской живописи Музея ИЗО РТ также нашлось место на выставке «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение». Картина Доменико Пулиго «Мадонна с младенцем» в традициях итальянской живописи XVI века была семейной реликвией Андрея Федоровича Лихачёва, чья коллекция произведений искусства в свое время стала основой как для Музея ИЗО РТ, так и для Национального музея РТ.

Гости также увидят чертежи XIX века собора Казанской иконы Божией Матери, предоставленные Национальным музеем, современные разработки архитекторов, работавших над воссозданием собора, а также варианты эскизов росписей, икон и мозаик для него. Некоторые из живописцев-современников уже согласились оставить Музею ИЗО РТ свои эскизы, которые они создавали как модель для перенесения на стены собора (Ананьев, Плотников и Зайцев).

«Процесс воссоздания собора подчеркнул значимость и смысл существования музея. Музей – это не только выставленные картинки на обозрение зрителю, это возможность воссоздать произведение в стиле и во времени. Здесь хранятся вещи, и наша главная задача – сохранить, может быть, даже больше, чем показать. В этом значение музея будет вне времени. Если бы всего этого не было, то, может быть, храм теперь был бы совершенно другим», – акцентировала Ольга Вербина.

Выставка «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение» будет принимать посетителей до 26 сентября.

 

news_bot_970_100