news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Муслима ЛАТЫПОВА: «Когда у бизнеса и государства интересы совпадают в социальной сфере, тогда могут быть сдвиги»

Генеральный директор торгово-производственной компании «Бахэтле» Муслима Латыпова в интервью агентству «Татар-информ» делится своими взглядами на благотворительность, планами на будущее. Беседу вел генеральный директор агентства Леонид Толчинский.

Что для вас - человека, состоявшегося в общественной жизни, означает термин "благотворительность?
М.Л.: В советское время у нас не было нищих и бедных, а с переходом на рыночную экономику мы столкнулись с этим явлением. Когда наш бизнес только начал развиваться, очень много людей обращалось - кого требовалось срочно прооперировать, кто-то нуждался по другим причинам. Мы всегда помогали адресно. Наш бизнес вырос, у нас возникло желание систематизировать деятельность в этом направлении, заниматься не только благотворительностью, но и возродить меценатство, которое было присуще раньше нашим людям.

Мы создали программу социальных столовых. Общественное питание – одно из наших направлений, в плане организации в данном случае нам легче. Мы обратились к власти, эту программу назвали совместно "Власть и бизнес", потому что здесь непосредственное взаимодействие с властью. Помещение нам предоставляет город в безвозмездное пользование и в дальнейшей реализации программы - работе социальных столовых - участвуют власти районов.

Если можно, подробнее об этой программе, учитывая, что она, действительно, задевает болезненный для многих малообеспеченных вопрос. В чем ее суть? Какие средства идут для ее нормального функционирования? Как вы обеспечиваете качество, регламент работы этого проекта?
М.Л.: Мы решили, что можем 300 человек ежедневно кормить в каждом районе, подсчитали свои возможности. Эта программа действует пока только в Советском и Ново-Савиновском районах, в дальнейшем планируем открыть социальные столовые и в других районах Казани по мере предоставления помещений. Мы приводим в надлежащее состояние кухни и зал, затем набираем штат и готовим ежедневно, кроме выходного. Распределением пригласительных талонов на обеды занимаются отделы соцзащиты.

Программа финансируется за счет вашей прибыли?
М.Л.: Да. Но это вопрос, который необходимо выносить на всеобщее обсуждение, чтобы заниматься на законодательном уровне, хотя бы в нашей республике. Известно, что прибыль облагается налогом в 24 процента, поэтому желание творить добро у некоторых, наверно, сразу пропадает. Над этим вопросом надо работать. Если мы хотим привлечь бизнес к решению социальных вопросов.

Мы сейчас на сайте агентства "Татар-информ", вообще-то пользователи Интернета - это не самые бедные и не самые отсталые люди по своему мышлению, проводим опрос на тему «Кто, по вашему мнению, должен заниматься благотворительностью сегодня в нашей стране?». Удивительно, 20 процентов отвечающих, на сегодняшний момент, считают, что этим должно заниматься государство. И очень большой процент считает, что благотворительностью должны заниматься отдельные российские граждане, у которых есть достаточные средства. Почему-то не очень пока воспринимают благотворительность через призму крупных компаний. Почему, с вашей точки зрения, эта позиция, потребительская по отношению к государству и некоторая недооценка вклада компаний, пока существует?
М.Л.: Если вы говорите по итогам опроса, значит, так и считают. Обязать бизнес заниматься благотворительностью никто не может. Это духовная сторона нашей жизни. Возложить на одно государство эти заботы практически невозможно сегодня. Когда у бизнеса и государства интересы совпадают в социальной поддержке населения, помощи, тогда могут быть какие-то сдвиги.

Для того чтобы поддержку получал тот, кто в ней нуждается, этим делом должен заниматься специалист. Я не могу бросить свой бизнес и заниматься только социальной программой. Если запущу свою работу, на социальную программу у меня просто не будет финансов. Также любой другой бизнесмен. Все-таки двигателем здесь должно быть государство. Оно ответственно за тех, кто оказался за чертой бедности.

А вот такое направление благотворительности – меценатство. Ваш пример, есть ещё примеры в республике и в стране людей, которые этим искренно и активно этим занимаются. А в целом, с вашей точки зрения, российский бизнес созрел для того, чтобы активно войти в эту сферу меценатства и благотворительности?
М.Л.:
Полагаю, что нужна помощь и деятелям культуры и искусства, у которых не всегда есть возможность достаточно заработать денег. До них тоже должна помощь доходить. История меценатства уходит корнями в XVIII-XIX века. Ничего нового не придумали, мы просто продолжаем то, что было. Ведь для каждого немаловажно, в каком обществе мы будем жить завтра.

По поводу участия членов коллектива «Бахэтле» в социальной программе - я посоветовалась с ними, они с удовольствием приняли моё предложение и все включились в работу, внеурочно работали в социальной столовой, каждый внес свой вклад с удовольствием и никаких претензий не предъявлял.

У вас на столе лежит проект детской площадки …
М.Л.: Это проект уже реализован. В 2004 году, когда мы открывали гипермаркет в Ново-Савиновском районе, в первую очередь мы построили детскую площадку в 2700 кв.м., там предусмотрены игровые элементы всех возрастных групп. Она сейчас довольно популярна в городе.

То есть, она успешно функционирует. Тогда было много разных мнений, шума. А результат превзошел все ожидания.
М.Л.: Это тоже благотворительность со стороны нашей компании. Мы безвозмездно передали ее в Ново-Савиновский район.

Сегодня власть при реализации бизнес-проектов ставит вопрос о некотором обременении бизнеса, попутно, скажем, строя дом, надо еще решить целый ряд социальных задач. Скажем, в Казани пока не хватает детских садов, школ, детских площадок. Как вы смотрите на такую форму взаимодействия?
М.Л.: На одном из заседаний я сама поднимала этот вопрос. Самое главное у нас сегодня – нехватка кадров, нам нужны женские руки - продавцы, повара, кондитеры. В основном они сидят дома по уходу за ребенком, не могут устроить малышей в детсады, потому что там огромные очереди. А почему бы не предложить бизнесу - мы отдаем вам хорошее место под строительство, вы постройте еще хороший детсад. Бизнесмен должен изложить свой бизнес-план, он может сказать, что не в силах это осилить, дайте мне послабление, может поторговаться. Я считаю, что это нормально.

Это ведь могут быть не гигантские детсады, а небольшие частные?
М.Л.: Необязательно под один большой детсад, можно выделить два маленьких участка. Это может стать предметом торгов с бизнесом. А в целом мне эта идея нравится. Это же для наших детей, для детей наших сотрудников. Ведь к нам люди приходят работать, а не роботы. За каждым сотрудником стоит его семья. Если мы не будем думать о семьях своих работников, то какова ценность предприятия?

Это первый шаг социальной ответственности. Если свой работник у тебя в зоне повышенного внимания.
М.Л.: Иначе у меня никогда не будет лояльности со стороны сотрудника. Он при любом колебании, при любом предложении со стороны спокойно, без угрызения совести, встанет и уйдет, если я не буду социальными вопросами заниматься. Если я пригласила на работу человека, у меня перед ним должна быть ответственность.

Было бы неправильно, если бы мы с вами так много поговорив о том, как ваш бизнес откликается на социальные проблемы общества, не спросили бы у вас о самом бизнесе. Сеть известная, популярная, с высочайшей репутацией в республике. Какие планы дальнейшего развития, те, которые можно сегодня озвучить, потому что интересно, как дальше будет?
М.Л.: Сеть активно развивается в Казани, в этом году мы запускаем на улице Павлюхина большой комплекс. В Москве планируем открыть "Бахэтле" площадью 5000 кв. метров на Тульском шоссе, из них 2,5 тыс. кв. м будет занимать торговый зал, на остальной части разместится производство.

Москвичи получат производство национальной кухни?
М.Л.: Считаю, что для наших земляков в Москве это будет кусочком родины. Продукция будет по-домашнему вкусной.

«Бахэтле» в Москве – уже в этом году?
М.Л.: Скоро, в ноябре. Там уже полным ходом идет подготовка к открытию, завозится оборудование.

И весь тот ассортимент, который имеется в казанских комплексах, включая национальный, будет представлен там?
М.Л.: Да. Мы будем представлять национальную продукцию на российском рынке. Будем стараться. Ведь рискуем не только имиджем "Бахэтле", но и всей национальной кухней. Вначале наши работники, которые занимаются производством продукции, будут туда ездить вахтовым методом. Вопрос с жильем уже решен, чтобы люди могли комфортно работать. Я не говорю, что в Москве нет хороших специалистов, их, наверно, немало, но их надо найти, а для этого нужно время.

Я правильно понимаю, что "Бахэтле" становится первой федеральной торгово-производственной сетью, которая взращена в Татарстане?
М.Л.: Аналитики Москвы пророчат нам успех. До 2010 года мы планируем открыть 10 магазинов в российской столице. У нас уже есть предложения по аренде.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100