news_header_top_970_100
16+

Мурад ЮСУФ: «Ислам, как и другие религии мира, никогда не призывал к насилию и агрессии»

Во всем мире мусульмане в эти дни готовятся к священному месяцу Рамазан, который начинается 24 сентября. Корреспонденту агентства «Татар-информ» удалось побеседовать с муфтием Румынии Мурадом Юсуфом в канун мусульманского поста. Он рассказал о том, как живут мусульмане страны, как в мечетях городов и сел муфтиат ведет разъяснительную работу среди верующих о правилах Уразы. В Румынии, по официальным данным, функционируют 73 мечети, 12 из них имеют многовековую историю. В основном мусульманские храмы находятся на землях Добруджи, (Констанца, Тульча), где компактно проживают татары. В Бухаресте тоже есть действующая мечеть. Мураду Юсуфу – 27 лет, родился он в Румынии. Учился в лицее, затем в 2000 году закончил теологический факультет одного из университетов Турции. После учебы вернулся домой, преподавал в школе турецкий язык и основы ислама для татарских детей. Ровно год назад Мурад Юсуф был избран муфтием мусульман Румынии.

Сколько в Румынии проживает мусульман, какую часть верующих составляют татары?
М.Ю.: По официальным данным, в стране проживает 70 тысяч правоверных, но с учетом предпринимателей из других стран, в том числе из Турции, открывших дело здесь, студентов-мусульман, принявших гражданство Румынии, гостей, находящихся в стране, мы насчитываем около100-150 тысяч приверженцев ислама. В каждой из 73 мечетей у нас есть имамы и учителя, которые имеют прямое отношение к муфтиату. По законам нашей страны, муфтий и имамы мечетей получают ежемесячную зарплату от государства. При мечетях мы проводим занятия по изучению ислама и для детей.

По нашим данным, в Румынии проживает около 35-40 тысяч татар, но точные цифры знают в 26 татарских центрах страны, единый центр находится в Констанце. Мы же работаем со всеми мусульманами.

В какой степени удалось сохранить татарам родной язык, традиции и веру в Румынии?
М.Ю.: Я сам родился в крымско-татарской семье, по моему мнению, крымские татары здесь смогли сохранить свои традиции и обычаи. Если сравнить с другими группами татар, на мой взгляд, крымские в своей жизни религии придают больше значения. Но нельзя не сказать и о том, что некоторые свои обычаи они все же утеряли. Это, наверно, естественный процесс для всех нацменьшинств.

Вы поддерживаете связи с муфтиатами других стран, к примеру, Крыма, Татарстана?
М.Ю.: У нас еще не было контактов, думаю, что они со временем появятся. Пока мы намерены выехать в Крым.

Как вы строите взаимоотношения с другими религиозными конфессиями страны?
М.Ю.: Я бы оценил наши взаимоотношения как доброжелательные и дружелюбные. Между нами нет неприязни. Ислам отвергает ненависть к кому бы то ни было. Взаимоотношения с другими конфессиями мы строим на основе добрососедства и взаимопонимания, о чем постоянно говорим своим прихожанам во время проповедей в мечетях. Во многом основой таких мирных, межконфессиональных взаимоотношений является модель добрососедства, выработанная мусульманами, которые несколько столетий живут здесь.

(Справка. Король Румынии Карл I, посетивший Добруджу и увидевший большое число живущих здесь мусульман, пообещал построить для них мечеть. Выполняя данное слово, в 1911 году в г.Констанце на берегу Черного моря он возвел красивейшую мечеть и подарил ее мусульманам. А большинство мусульман в этом городе составляли татары. Сейчас их в Констанце около 12 тысяч. Между собой татары называют эту мечеть «Къырал Джамиси»(«Королевская мечеть»). И главный офис татарского центра Констанцы находился и находится сегодня здесь, рядом с этой мечетью, ставшей местом паломничества многих туристов. А всего в Констанце 5 мечетей и все они действующие. Д.Османов)

Как обстоят дела со строительством новых мусульманских храмов в стране?
М.Ю.: Новые мечети строятся, сейчас у нас имеется 7 проектов новых храмов. Заканчивается возведение минарета новой мечети в Эфории близ Тузлы, будет построена мечеть и в деревне Костель.

Кто оказывает помощь в строительстве?
М.Ю.: Помощь оказывают и местные власти, и государство, и предприниматели. Мы сами также изыскиваем средства из различных источников для новых мечетей.

В Крыму в последние годы властями зарегистрирован ряд автономных от муфтиата религиозных мусульманских общин. Существует ли такая практика в Румынии?
М.Ю.: У нас такого нет, работать по-иному здешние законы не позволяют. Муфтиат сотрудничает с различными фондами, в том числе и из других стран. У нас как с фондами, так и с государственными органами взаимоотношения хорошие.

В последние годы на страницах СМИ стало чуть ли не обычным явлением отождествлять ислам и мусульман с террором. Например, зачастую все злодеи в фильмах теперь также носят мусульманские имена. Эта продукция тиражируется миллионами экземпляров и обществу навязывается лживый стереотип Ахмета или Абдуллы-террориста. Что вы думаете по этому поводу?
М.Ю.: Вся беда в том, что мы вовремя не смогли объяснить и показать миру истинную суть ислама, который, как и другие религии мира, никогда не призывал к насилию и агрессии. В этом направлении нам предстоит еще многое сделать. После событий 11 сентября в США, террористических актов, произошедших в некоторых европейских странах, весь исламский мир пытаются обвинить в терроризме, а мусульман рассматривать как потенциальных врагов. Не стоит отождествлять мусульман с теми негативными явлениями, которые происходят в мире. К примеру, исповедующих ислам татар в Румынии знают только с хорошей стороны.

Каково, на ваш взгляд, будущее мусульман в вашей стране?
М.Ю.: Мы, мусульмане Румынии, надеемся, что нас ждет лучшее будущее и если мы этого хотим, то должны быть сплоченными и едиными на пути к этому будущему.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100