news_header_top_970_100
16+

Московский меридиан// СОУЧАСТИЕ В БЕДЕ//31 августа, №35

…Это место на одном из пляжей города Баку уже давно было опробовано им и его сверстниками. Они ныряли со скалы в море, соперничая в точном, без всплеска, вхождении в воду. Глубина тут была достаточная и никаких опасений у них не вызывала. Но во время очередного прыжка Ратмир ударился головой о дно. О том мгновении он помнит всё – разбег, прыжок, всплеск воды и - острейшая боль, пронзившая все тело. Из воды его вытаскивали друзья. Бесчувственного и полностью неподвижного на “скорой помощи” доставили в больницу. “Компрессионный оскольчатый перелом шейного отдела позвоночника”, – такой диагноз поставили бакинские врачи.

Для матери, Разании Яхъяевны, которая сама страдала тяжелым недугом, одна воспитывала и поставила на ноги двоих детей, это было страшным ударом. Вид беспомощного, прикованного к кровати 24-летнего сына, который еще недавно источал здоровье, энергию, уже был опорой и кормильцем семьи, а в одночасье стал калекой, ввергал ее в отчаяние. И лишь мысль о том, что будет с ним и с младшим, еще несовершеннолетним сыном Азатом, придавала ей силы, чтобы жить дальше и бороться за сыновнюю и свою жизнь.

Ратмиру требовалась операция методом введения стволовых клеток. Но подобная операция в Республике Азербайджан, как выяснилось, не практикуется.

Вполне возможно, Разания Яхъяевна одна, наверное, не выдержала бы всех выпавших на ее долю испытаний и тот тяжкий и долгий путь, который предстояло ей пройти, не окажись людей, которые приняли в судьбе Абдурахмановых самое живое соучастие и всячески поддержали их в драматической ситуации.

Первым, кто откликнулся на беду, оказалось постоянное представительство Татарстана в Азербайджане, куда обратилась Разания Яхъяевна, безрезультатно обив пороги многих бакинских больниц, клиник, учреждений. Ознакомившись с положением, в каком оказалась семья Абдурахмановой, руководитель представительства Наиль Зарипов направил письма в Москву, в различные лечебные учреждения, в том числе в Российский государственный медицинский университет. Он полагал, что кто-нибудь да откликнется или хотя бы подскажет, куда можно обратиться в подобных случаях. И не ошибся. Ректор университета В.Н.Ярыгин, лично ознакомившись с письмом из Баку, обратился в Московскую клинику “Нейровит”. Оттуда сообщили о возможности проведения соответствующей операции. Но с припиской, что предварительно нужна ортопедическая операция по стабилизации и устранению компрессии позвоночника. Порекомендовали обратиться в 19-ю клиническую больницу Москвы. В постпредстве последовали совету и направили письмо в больницу. Ответ пришел быстро. Заведующий 2-м нейрохирургическим отделением больницы Виктор Иванович Юдин выразил готовность на проведение бесплатной операции. Правда, при условии предоставления соответствующих разрешительных документов от Департамента здравоохранения Правительства Москвы. Об этом постоянный представитель Наиль Зарипов сообщил своему коллеге в Москве полномочному представителю Татарстана в Российской Федерации Назифу Мириханову, попросив его посодействовать в получении необходимого разрешения для бесплатного проведения операции. Без промедления в полпредстве было подготовлено письмо на имя руководителя Департамента здравоохранения г. Москвы А.П.Сельцовскому. И вскоре оттуда за подписью первого заместителя Департамента С.В.Полякова в два адреса (Полномочному представителю Татарстана Н.М.Мириханову и главному врачу ГКБ №19 Е.Т.Белобородову) ушли письма с идентичным содержанием. “…Департамент здравоохранения готов организовать госпитализацию, обследование и лечение, в т.ч. оперативное, больному Хабибулову Р.Р. (у Ратмира фамилия отца – Р.И.) за счет бюджета города Москвы на базе нейрохирургического отделения городской клинической больницы №19 Департамента здравоохранения города Москвы…”, - сообщал С.Поляков.

В письме были приведены адрес, номера телефона и факса, а в конверт в первый адрес, т.е. в полпредство было вложено и направление на госпитализацию.

Но необходимо было оплатить дорогостоящую металлоконструкцию для фиксации позвоночника, проезд Разании, Ратмира и сопровождающих из Баку до места лечения и обратно, проживание в Москве. Для семьи, которая жила в крайне стесненном материальном положении, – это были неподъемные расходы. С помощью опять же постоянного представительства Татарстана в Азербайджане удалось-таки решить и финансовую проблему. На сайте представительства было помещено письмо Наиля Зарипова с рассказом о беде, постигшей Ратмира и тяжелом материальном положении этой семьи, а в одном из банков Баку открыт специальный счет. И люди откликнулись, пришли на помощь, стали перечислять деньги.

19 июня самолетом авиакомпании “Азал” Ратмир с матерью были доставлены в Москву.

С этого дня все бытовые заботы, связанные с пребыванием Ратмира и Разании Яхъяевны в столице, полностью легли на полномочное представительство Татарстана в Москве. Руководством представительства шефство над ними было поручено молодой сотруднице Йолдыз Самитовой. Выпускница Казанского педуниверситета, она еще года не работает в представительстве, но уже зарекомендовала себя очень отзывчивой, ответственной и исполнительной сотрудницей. Установила тесные связи со многими татарскими общественными организациями столицы, особенно с молодежными. Помимо прямых обязанностей, взялась обучать татарскому языку желающих усовершенствоваться в знании родного языка.

К шефству над больными азербайджанскими соотечественниками Йолдыз также отнеслась со всей серьезностью. Она подключила к их судьбе и своего мужа Тимура, дипломника РУДН. Тот привлек к благому делу членов молодежной организации “Кардэшлэк”, объединяющей студентов-“рудеэновцев” и Московского педуниверситета и завоевавшей уже довольно широкую известность среди татарской молодежи Москвы. Они организовали дежурство у Ратмира: больной и немощной Разании ханум не под силу было одной управляться с неподвижным сыном. Всю тяжелую часть ухода – поднимание, поворачивание, массаж, доставку продуктов и т.д. - ребята взяли на себя. Впрочем, обязанности, которые добровольно взвалили на себя девушки, тоже нельзя было отнести к разряду легких. Дежурство их заключалось не в безмолвном сидении около больных: они покупали продукты, овощи и фрукты, кормили, стирали белье Ратмира и его мамы. Причем, кормили не только бедной больничной едой. Йолдыз бросила клич среди татар о помощи больным соотечественникам. Прежде всего, откликнулись сотрудники полпредства. Они все до единого - от руководства до рядового сотрудника - сочли долгом помочь, хотя зарплаты у них у самих отнюдь “не олигархические”, а более чем скромные по сумасшедшим московским ценам и меркам. Самитовы вместе с другими активистами общества “Кардэшлэк” обзвонили знакомых, те - своих знакомых и так по цепочке. И каждый помог в меру своего достатка.

На собранные деньги и покупали студенты “доппаек” к скудному больничному меню. Йолдыз ездила в Соборную мечеть, где есть небольшой магазинчик, покупала там свежее халялное мясо (говядину, курятину), и девушки прямо на кухне больницы варили супы, готовили вторые блюда. Не раз организовывали пакеты с гостинцами в больницу и работники ресторана “Базарай” при полномочном представительстве.

“Какой же вы сплоченный народ, татары!”, - восхищались соседи по палате, видя такую заботу совершенно чужих людей о приезжих незнакомцах из другой страны - далекого Азербайджана. И, наверное, не только удачно проведенная операция, но и забота, какой окружили москвичи-татары Ратмира и его маму, поистине родственное внимание, оказанное членами молодежной организации “Кардэшлэк”, сыграли свою роль в восстановлении сил Ратмира, в облегчении его страданий и пробуждении у него интереса к жизни.

Настала пора выписки и возвращения домой в Баку. Тут неожиданно возникла еще одна проблема: видимо, в спешке работники сервиса авиакомпании вместо годовых льготных билетов, как вначале обуславливались, выписали Ратмиру и Разании Яхъяевне билеты только на месяц. Это обнаружилось чуть ли не в последний день, когда начали согласовывать условия их обратной транспортировки. Свой рабочий день Йолдыз начинала со звонков: в Баку - своей коллеге и партнерше по шефству над Ратмиром из татарстанского представительства Майе Минибаевой, с кем за месяц опекунства над больными успела заочно крепко подружиться, в филиал азербайджанской авиакомпании в Москве, в аэропорты. Почти десять дней ушли на переговоры. И пока утрясали вопрос с билетами, Ратмир с мамой находились в больнице на попечении терпеливых врачей и медсестёр и, разумеется, соотечественников-москвичей.

День отлета пришелся на субботу. Еще накануне Йолдыз договорилась со службой “Скорой помощи” насчет бесплатной доставки Разании ханум и Ратмира в аэропорт, собрала целую бригаду добровольцев-студентов для проводов. Они помогали собрать, упаковать и погрузить вещи и самих выписывающихся: Разания Яхъяевна совсем обессилела, видимо, от волнения и предстоящего переезда, а Ратмиру в металлическом корсете любые нагрузки пока были противопоказаны. Уговорили водителя, чтобы он помимо обязательного в таких случаях медработника взял в машину хотя бы двоих ребят из группы для сопровождения до аэропорта и помощи при посадке их в самолет.

В самолете о них тоже были оповещены. Экипаж знал о своих “трудных” пассажирах. Стюардессы устроили их как можно комфортнее: отвели им места в наиболее просторном салоне, ближе к выходу. Чтобы переключить внимание от боли, включили телевизор, дали Ратмиру наушники. И во время всего полета они оказывали им знаки внимания, упреждая любое их желание.

В бакинском аэропорту их тоже ждала машина “скорой помощи”, которая доставила их прямо домой. Машину выхлопотали сотрудники постоянного представительства Татарстана в Азербайджане. Кстати, тоже по подсказке Йолдыз Самитовой.

…Первый звонок Разании ханум из Баку был в Москву, в полномочное представительство:

“Мы уже дома! - звучал издалека ее прерывающийся рыданиями голос. - Спасибо вам огромное за все! Благодаря нашему представительству, вам, вашим друзьям, вашему вниманию мы не чувствовали себя чужими и одинокими в большом городе. Вы не давали нам отчаиваться. Сезгэ, барыгызга да зур рэхмэт, кардэшлэр!”

* * *

Так закончилась эта история. Одна из многих, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам татарстанских представительств в Москве, других регионах России и СНГ в своей повседневной деятельности. И каждый раз, когда соотечественники оказываются в беде, судьба их, соучастие в их горе и несчастье выдвигаются на первый план.…

Впрочем, точку пока ставить рано. Ратмиру потребуется еще не одна операция и длительное дорогостоящее лечение. Он с матерью и Азатом по-прежнему нуждаются в поддержке. Счет, открытый в “Xalq Bank”е города Баку, еще не закрыт… Воспроизводим его для тех, у кого сердце открыто для добра и соучастия: Intermediari Bank (Банк корреспондент): American Express Bank, New York Swift code: Aeibuss33; ACC 752410; Beneficiary Bank Name (Банк получателя): JS Bank “Halq” Swift: Hajcaz 22 Baku, Azerbaijan; Benefeciary Name (Имя получателя): Habibulov Ratmir Ramisovich; Beneficiary Account (Счет получателя): Fchr 000196USD 00.

Можно посылать помощь и на домашний адрес: 370077, г.Баку, Республика Азербайджан, ул. Фиалетова, дом 2, кв.4, Хабибулову Ратмиру Рамисовичу.

Рафис Измайлов, руководитель пресс-центра полпредства РТ в РФ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100