news_header_top_970_100
16+

Минтимер Шаймиев: «Лоббизму не должно быть оправдания»

Президент Татарстана Минтимер Шаймиев в интервью агентству "Интерфакс" поделился мыслями о проблеме лоббизма в России

Минтимер Шарипович, в Казани в эти дни проходит международная выставка авиакосмических технологий и оборудования. В ней участвуют ведущие российские и иностранные компании, занимающиеся разработкой в этой сфере. Контраст между тем, что представлено российскими производителями и зарубежными, разителен. Неужели все настолько плохо?
М.Ш.: К сожалению, это так. На этой выставке представлены в большей степени вчерашние, а не сегодняшние достижения нашего авиапрома. Это оставляет тяжелейший осадок в душе, особенно когда послушаешь людей, которые имеют самое прямое отношение к этой отрасли. Я имею в виду руководителей государственных научных центров, таких, в частности, как ЦАГИ им.Н.Е.Жуковского, ЦИАМ им.П.И.Баранова или Всероссийского института авиационного моторостроения.

Еще не так давно в стране было развито конкурентоспособное производство и строились не только лучшие в мире военные, но и прославленные гражданские самолеты. Однако за последние пятнадцать лет ситуация в гражданском авиастроении настолько ухудшилась, что сегодня ее можно без всякой натяжки назвать катастрофической. Речь уже идет не просто о самолетостроении, как отрасли. России грозит серьезное отставание, возможно, даже непоправимое, в части развития высоких технологий. Потому что на эту отрасль завязано производство сплавов и материалов для планера и двигателей самолетов, а также электронных компонентов и иного высокотехнологичного оборудования.

Сегодня многие приводят в качестве образца опыт бразильской авиастроительной компании Embraer. Безусловно, этот опыт достоин похвалы, в том плане, что бразильцам удалось организовать производство конкурентоспособных самолетов. Но Бразилия комплектует самолеты за счет поставок со всего света, то есть развитие технологий - это прерогатива стран-поставщиков. Для России с ее потенциалом такой подход не может быть приемлемым, и мы не можем зависеть от сторонних поставщиков, от чьих-то капризов или от политической конъюнктуры.

Яркий пример тому - единственный проект в гражданской авиации, который реализуется российской авиакорпорацией "Сухой", по созданию среднемагистральных самолетов типа RRJ с участием ряда иностранных компаний. Введение США санкций в отношении этой компании поставило под вопрос его реализацию. Это притом, что последние три-четыре года лоббировался исключительно этот проект, а все остальные просто игнорировались и приостановлены.

Необузданный лоббизм, который осуществлялся в авиакомпаниях и авиапроме за последние десятилетия, почти загубил российское самолетостроение, и мы уже не в состоянии сегодня обходиться без закупок самолетов иностранного производства. Все эти годы мы старались привлечь внимание к этой острейшей проблеме, но в общественное сознание постоянно внедрялась мысль о том, что отечественный авиапром не способен производить что-либо пригодное и конкурентоспособное. В итоге, лоббисты могут праздновать победу, они своей цели практически достигли. У нас на последнем издыхании находится гражданское самолетостроение, это привело к потере высокопрофессиональных кадров, и эта потеря во многих случаях трудно восполнима.

Поэтому дальнейшее затягивание проблемы будет только усугублять ситуацию и несоизмеримо увеличит затраты на возрождение этой стратегической отрасли.

В то же время ситуация хоть и катастрофическая, но тем не менее пока не совсем безнадежная. Еще не все потеряно, и нужно проявить на уровне государства политическую волю и выделить из бюджета не условные, а достаточные средства для того, что возродить отечественное самолетостроение. Это и есть защита интересов государства, и мы не имеем права потерять локомотив высоких технологий на все времена. Именно таким локомотивом является авиастроение.

Немного государств в мире способны производить самолеты, и мы должны дорожить нашими достижениями в этой отрасли и приумножать их, потому что это будет способствовать укреплению суверенитета РФ.

Пусть с опозданием и с огромным упущением, но необходимо ради будущего нашей страны, ради ее мощи безотлагательно принять национальную программу по возрождению отечественной гражданской авиации.

Вы говорили о негативном влиянии лоббизма в авиапроме. А что происходит в других отраслях, скажем, в сфере сельскохозяйственного производства?
М.Ш.: Анализ ситуации наталкивает на грустные размышления. Безусловно, огромное удовлетворение вызвали в регионах предложения главы государства по нацпроекту в АПК. Но меня крайне беспокоит, что лоббизм может и здесь победить наши благие устремления. Проблема заключается в том, что если будет продолжаться существующая политика по неконтролируемому ввозу импортного продовольствия, то реализация этого нацпроекта окажется весьма проблематичной.

С 2000 по 2005 годы импорт мяса в Россию увеличился вдвое: с миллиона восьмисот тысяч до двух миллионов пятисот восьмидесяти тысяч. Примерно то же самое с импортом мяса птицы и с молочной продукцией. Не отрицая необходимости завоза продуктов питания из-за рубежа, поскольку в стране растет покупательский спрос, вместе с тем следует увеличивать производство отечественной продукции, тем самым обеспечивая в дальнейшем продовольственную безопасность страны. Тем более, что объявленный главой государства нацпроект создает качественные условия для индустриализации и внедрению высоких технологий в АПК. При надлежащей работе в стране есть все возможности в ближайшие два года обеспечить потребности в мясе птицы, а за четыре-пять лет в - свинине, попозже и по говядине.

Сейчас в республике идет строительство самых современных животноводческих комплексов, внедряются передовые технологии в растениеводстве. Мы должны в приоритетном порядке поддерживать своего сельхозпроизводителя, а не инвестировать в зарубежного.

В процессе стимулирования отечественного товаропроизводителя решающую роль играет государственная политика по регулированию импорта продовольствия, но здесь мы натыкаемся на пока еще непобедимый лоббизм. Лоббисту ведь не надо ни сеять, ни пахать, ему достаточно сидеть в тиши своего уютного кабинета и просто получать громадные прибыли, лишая при этом стимула к эффективной работе миллионы сельских тружеников.

В конечном счете, речь идет о благополучии всей России, потому что земля - это главное богатство, и люди, работающие на ней, должны получать достойную зарплату за свой нелегкий труд.

Я считаю нетерпимой ситуацию, когда сельским хозяйством у нас занимаются одни, а правилами завоза импортного продовольствия - другие. Решения по этому вопросу должен принимать непосредственно тот, кто напрямую отвечает за нацпроект в сельском хозяйстве. Иначе все благие устремления могут улетучиться и вместе с этим безрезультатно улетучатся капиталовложения, которые делает государство в село в рамках нацпроекта.

Хочется в заключение сказать еще об одном. Как только регионы начинают остро ставить вопрос о сокращения импортного завоза, то тут же словно по заказу на страницах федеральных СМИ разворачивается компания, суть которой заключается в том, что, дескать, если мы станем меньше завозить продовольствия, то это неизбежно приведет к повышению цен и к росту инфляции.

Казалось бы, беспроигрышный аргумент, но никогда эти статьи не сопровождаются уместными в данном случае заключениями по поводу необходимости наращивания собственного сельхозпроизводства, чтобы с одной стороны снизить зависимость от импорта, с другой - таким образом препятствовать неоправданному росту цен и раскрутке инфляции.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100