Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Минниханов: «Существенные резервы цифровизации – в промышленности»
Развитие IT-технологий на промышленных предприятиях Татарстана обсудили на заседании Ассоциации содействия цифровому развитию республики с участием Президента РТ Рустама Минниханова. Своими наработками и планами в этой сфере поделились «Татнефть» и КАМАЗ. О том, какие инновации внедряют в компаниях, – в репортаже ИА «Татар-информ».
В Татарстане будет проводиться большая работа по обучению цифровой грамотности населения
Первое в этом году заседание Ассоциации содействия цифровому развитию РТ прошло в технопарке в сфере высоких технологий «ИТ-парк».
«Текущий год объявлен Годом цифровизации и насыщен рядом событий в этой сфере. Существенные резервы цифровизации – в промышленности. Сегодня мы рассмотрим их на примере “Татнефти” и КАМАЗа. В этих компаниях высокий уровень цифровизации», – отметил Рустам Минниханов, открывая совещание.
Руководитель республики сообщил, что в Татарстане будет проводиться большая работа по обучению цифровой грамотности населения, особое внимание будет уделено школьникам, студентам и пожилым людям.
Республика направит значительные средства на цифровизацию социальной сферы, в том числе образования и здравоохранения.
«Определенная работа в данном направлении уже ведется. В еженедельном формате мы проводим встречи с нашими министерствами, на которых они защищают проекты по своей цифровизации», – подчеркнул Президент РТ.
«В основе цифровизации “Татнефти” лежит эффективное использование данных»
«Татнефть» развивает цифровизацию по нескольким направлениям. Это работа с большими объемами данных, перевод в электронный вид информационных потоков, создание цифровых помощников для принятия решений и интеграция информационных систем в единую цифровую платформу.
«В основе цифровизации “Татнефти” лежит эффективное использование данных. Данные – это ключевой актив цифровой экономики. В компанию входят 132 предприятия, у нас работает 65 тыс. сотрудников, нами эксплуатируются 164 месторождения, более 1 млн единиц оборудования. Все эти объекты генерируют колоссальный объем данных, который необходимо собрать и обработать, после чего принять своевременные управленческие решения в соответствии со стратегическими целями компании», – пояснил заместитель генерального директора «Татнефти» по цифровому развитию Виталий Гатауллин.
Сбор информации в том числе ведется с помощью «промышленного интернета вещей» и беспилотных летательных аппаратов. Сегодня в компании создается единая система сбора данных телеметрии, на объектах устанавливается современное контроллерное оборудование с беспроводной передачей данных. Более того, организовано производство собственной линейки измерительных приборов.
Помимо этого, совместно с компанией «Таттелеком» реализовали пилотный проект на промысле – до одного из объектов протянули оптоволоконную сеть. При этом она проходит по линиям электропередач.
Также для управления процессами специалисты разработали мобильное приложение. Данные поступают даже с удаленных районов юго-востока Татарстана и передаются по специальной сети независимой от сотовых операторов.
На заправках можно будет платить за топливо, не выходя из машины
Куратор цифрового развития бизнес-сектора «Татнефти» Алексей Войновский рассказал, что среди задач в части сбыта нефтепродуктов – привлечение внимания клиентов в условиях высокой конкуренции.
«В компании поставлена цель стать владельцем внимания клиента. Для ее реализации командой разработки создаются следующие цифровые продукты: «Топливный портал» для оптовых продаж, мобильное приложение для клиентов АЗС, приложение по оплате топлива на АЗС и экосистема лояльности», – заявил он.
Топливный портал – это основная цифровая площадка реализации нефтепродуктов юридическим лицам, который уже объединил более 500 компаний-оптовиков. «Продажи осуществляются полностью в цифровом виде: от момента фиксации сделки, до оформления и подписания закрывающих документов. Сделка осуществляется всего за несколько секунд», – отметил Войновский.
Продолжая описывать цифровые продукты, он пояснил, что основной инструмент для привлечения и удержания внимания розничных клиентов – это мобильное приложение АЗС «Татнефть», которое позволяет найти ближайшую заправку, узнать о маркетинговых акциях пользоваться программой лояльности.
Компания подстраивается под запросы потребителей. Например, в условиях эпидемии люди предпочитают безналичный расчет. «Для этих целей в компании разработано мобильное приложение по оплате топлива, не выходя из машины. Данный сервис сейчас находится в опытной эксплуатации», – рассказал куратор цифрового развития бизнес-сектора «Татнефти».
КАМАЗ внедряет цифровую платформу на предприятии
О проектах цифровизации на КАМАЗе доложил заместитель генерального директора компании Андрей Максимов. Он отметил, что предприятие уже относительно давно занимается разработкой беспилотных грузовых автомобилей и электрокаров. Сопровождает эту работа цифровая трансформация самого предприятия.
«У нас разработана концепция, а на базе концепции – стратегия цифровой трансформации ПАО «КАМАЗ». Она подразумевает изменения по всем элементам создания цепочки стоимости от инжиниринга до сервиса. Два фундаментальных направления связаны с модернизацией систем менеджмента и корпоративной культурой и направление, которое мы назвали “Цифровая платформа”», – сказал Максимов.
Он отметил, что компания следит за тенденциями в мировом автопроме. «Каждую технологию мы ”примеряем на себя”: какой она может нам дать экономический эффект, насколько она зрелая и готова к внедрению, и если она проходит по всем пунктам, то мы решаем, внедрять ли ее у себя», – поделился Максимов.
В Татарстане предлагается запустить автобусное такси
Заместитель гендиректора также рассказал о новшестве, которое появилось в Москве. Там аналогично такси через приложение можно заказать автобус – в назначенное время он забирает попутчиков. Особенно это актуально для отдаленных районов.
«Так же, как и при заказе в такси, в мобильном приложении вы заказываете автобус. Но в отличие от такси здесь к вам приезжает автобус с другими пассажирами. И алгоритм оптимизирует маршрут так, чтобы всех пассажиров собрать и развести. В итоге вы едете немногим дольше, но намного дешевле», – пояснил Максимов.
Он полагает, что такие же перевозки можно было бы организовать в Татарстане, и попросил руководителя республики оказать содействие в этом проекте.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»