news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Ляйсан МУХАРЛЯМОВА: «Создание кластеров особенно актуально в медицинской сфере»

Обеспечение современного уровня медицинского обслуживания населения – такова цель приоритетного национального проекта «Здоровье». Как реализуется очередное новшество в этой сфере – создание образовательных кластеров для подготовки врачей и медицинских работников? Об этом и других острых проблемах отрасли на видеоконференции в агентстве «Татар-информ» рассказала проректор Казанского государственного медицинского университета Ляйсан Музиповна Мухарлямова.

Чем продиктовано, по вашему мнению, создание образовательных кластеров в такой сложной и своеобразной сфере, как медицина? И как вы предполагаете осуществить эти идеи?
Л. М.: Прежде всего, замечу, что у идеи создания образовательных кластеров есть как несомненные преимущества, связанные с подготовкой высококвалифицированных кадров для современного производства, их трудоустройством, обеспечиваемое в тесном взаимодействии с работодателями, так и не продуманные до конца моменты, вызывающие определенное неприятие у активной части населения, особенно занятой в бюджетной сфере. А она, как известно, составляет до 25 процентов всего трудоспособного населения. И не секрет, что именно в бюджетных организациях есть кадровая «перенасыщенность». У бюджетников самые низкие зарплаты, практически каждый работник этой сферы нуждается в социальной защите, включая решение самой острой проблемы – жилищной. Волей-неволей, государство задумывается о проведении мер по оптимизации бюджетной сферы. Отсюда вытекает еще один вопрос в создании образовательных кластеров в сферах, связанных с бюджетом. Я имею в виду одно из главных условий подготовки специалистов в кластерах - это участие сторон в софинансировании. На мой взгляд, оно не будет проходить столь гладко, как задумывается. Работодателю проще переманить готового специалиста, чем вкладывать средства в обучение нового, тем более, что окупаемость вложений не гарантирована.

И последнее. Не следует забывать, что и само государство обязано, по Конституции, согласно законам об образовании, обеспечивать право своих граждан на общее, среднее специальное и высшее образование.

Все вышесказанное напрямую относится и к медицинской отрасли. Ведь наши работодатели – это и есть те самые бюджетные учреждения, и у них собственных средств на подготовку специалистов, конечно, нет, и они будут рассчитывать в плане финансирования, опять-таки, на государство. И нет уверенности в том, что какая-то часть финансирования не ляжет на плечи самого населения, т. е. родителей наших студентов. А такой готовности, как известно, в обществе пока нет, большинство населения само нуждается в поддержке. И пока создание кластеров проходит предварительный, испытательный этап, многое из того, что вызывает непонимание, неприятие в обществе, наверно, будет исправлено.

Переход на кластерную систему мы воспринимаем с надеждой, но в то же время и с некоторой опаской. Потому что для нас едва ли не самым главным является взаимодействие с работодателями. По-другому и быть не может, ведь в стенах вуза или среднего специального учебного заведения студенты проводят только 50 процентов учебного времени, а остальное – в поликлиниках, стационарах, в офисах врачей общей практики.

КГМУ одним из первых включился в систему целенаправленной подготовки специалистов. В этих целях создана Ассоциация, как отдельная юридическая структура, ядро которой составляет КГМУ, кроме того, в нее входят Казанская государственная медицинская академия, все республиканские медицинские училища и колледжи, крупные лечебные учреждения, а также Министерство здравоохранения Татарстана. Это сделано для объединения усилий в деле подготовки и переподготовки медицинских кадров, отвечающих по уровню своих знаний духу времени.

А какова востребованность медицинских кадров в республике? Не было того, чтобы кто-то из ваших выпускников остался без работы?
Л. М.: Спрос на выпускников нашего вуза всегда высок не только в республике, но и за ее пределами. Тем более, что количество медицинских учреждений, оснащенных современным оборудованием, оказывающим высококвалифицированную помощь населению, все увеличивается. К тому же, в Татарстане численность врачебного персонала на тысячу человек населения отстает от общероссийского показателя. Если в Российской Федерации на 10 тыс. населения приходится 54 врача, то в нашей республике – 34. Следовательно, спрос на медицинские кадры в Татарстане растет и, в особенности, в районах и небольших городах. В Казани кадровая ситуация стабильна.

Достаточно ли в республике медицинских учебных заведений, способных удовлетворить растущий кадровый спрос?
Л. М.: Медицинских образовательных учреждений достаточно, а по данным Министерства здравоохранения РТ, медучилищ и колледжей даже больше, чем это необходимо. Из года в год увеличивает прием студентов наш медицинский университет, успешно развивается система послевузовского образования на базе медицинской академии.

КГМУ готовит специалистов по всем направлениям здравоохранения на следующих факультетах: лечебном, педиатрии, медицинской профилактики, стоматологии, фармации, менеджмента и социального обслуживания.

Студенческий состав КГМУ, как общеизвестно, интернационален. А из каких стран студентов в медуниверситете больше?
Л. М.: Действительно, у нас учатся студенты не только из Татарстана и соседних регионов, крупных городов России, но и представители более чем 30 стран зарубежья. Иностранных студентов в КГМУ около 325 человек, это одна треть от всей численности студентов из зарубежья в Казани. Самую большую группу в медуниверситете составляют выходцы из Индии. Преподавание всех учебных дисциплин, начиная с первого курса, для них ведется на английском языке. Одновременно перед ними поставлена задача глубокого усвоения русского языка.

Заканчивается учебный год в школах. Многие выпускники, наверно, планируют поступать в КГМУ. В связи с этим, расскажите, пожалуйста, поподробнее об условиях приема в ваш вуз в текущем году.
Л. М. Хотя мы еще только ожидаем госзаказ на новый учебный год, но со всей определенностью уже можем сказать, что прием студентов не будет уменьшен. На бюджетной основе на лечебный факультет будет принято 120 человек, педиатрии -110, медпрофилактики – 80, стоматологии – 55, фармации – 35 и менеджмента – 31 человек. Это самые высокие показатели приема среди всех медицинских вузов России. Кроме того, есть, безусловно, и коммерческие места, но их гораздо меньше. Учебный процесс в нашем вузе сильно отличается от других, потому что подготовка врачей – дело сложное, не ограничивающееся только учебной аудиторией, сдачей зачетов-экзаменов. Она тесно переплетается с практикой, которая проходит в лечебных учреждениях, где идет борьба за здоровье и жизнь пациентов.

В медуниверситете под вашим руководством ведется и международная деятельность. Каковы ее цели?
Л. М.: Международная деятельность в условиях нашего вуза – это, с одной стороны, обучение иностранных студентов, а, с другой, маркетинговая, рекламная деятельность, распространение положительного имиджа учебного заведения, включение в поиск новых современных экономических механизмов. Чтобы привлекать иностранных студентов, надо уметь грамотно презентовать учебные программы, материальную базу обучения, кадры, в конце концов, с тем, чтобы пройти аккредитацию. Летом этого года ожидаем большую делегацию из Малайзии, есть намерение развить широкое взаимодействие с этой исламской страной. С Индией у вуза установились хорошие устойчивые связи. Но международные отношения – это не только подготовка студентов из зарубежных стран. Сюда же относится и взаимодействие в научной сфере, работа и стажировка наших преподавателей за границей. Так, медуниверситет более 12 лет поддерживает тесные связи с Йельским университетом в США. За эти годы более 30 преподавателей КГМУ прошли полугодовую стажировку в данном вузе, и ежегодно они принимают четверых-шестерых наших преподавателей. В свою очередь, преподаватели Йельского университета приезжают в Казань, читают лекции в КГМУ. Все это говорит в пользу того, что Казанский государственный медицинский университет имеет высокий авторитет не только в Татарстане и России, но и за рубежом.

Беседу вел журналист Сулейман Назмиев

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100